В 2011 году в маленьком шведском городке Гётеборг братья Вилстед объединились с братьями Ландин. Они зарегистрировали компанию FEO Media и через год анонсировали викторину для мобильных телефонов Quizkampen. Сегодня игра представлена в 21 стране мира. До России FEO Media добралась только в августе 2014-го. Сегодня русскую версию «Борьбы умов» скачали уже более шести миллионов человек. Она обеспечивает четверть общего дохода компании.

Как всё начиналось 

Роберт Вилстед, Основатель компании FEO Media: Это было в 2010 году. Тогда все были помешены на мобильных приложениях. Мы с моим другом Калле, который сейчас заведует у нас разработкой программного обеспечения, загорелись идеей начать своё дело. Он учился на последнем курсе в университете и в качестве дипломной работы соорудил какую-то маленькую игру. Ему это очень нравилось. Я тоже видел, что происходит вокруг, в том смысле, что игры для мобильников были на взлёте.

Идея рождалась долго и мучительно. Мы изначально хотели сделать социальную игру, где человек может соревноваться со своими друзьями. Естественно, мы рвались придумать что-то абсолютно новое, свежее, революционное. Но при этом нужны были хоть какие-то гарантии, что люди будут в это играть. Мы просиживали целые вечера и выносили мозг своим друзьям и близким. В конце концов мой брат Хенрик заперся в комнате и сказал, что не выйдет оттуда, пока не придумает концепцию. Через пару часов он предложил нам идею Quizkampen. Два человека играют друг против друга. Отвечают на вопросы разных категорий, шесть раундов по три вопроса в каждом. И мы поняли: то что надо. С одной стороны, это знакомая викторина. С другой — мы внесли соревновательный элемент. В этом и есть наша фишка. Прежде можно было играть только с самим собой. А это быстро надоедает.

FEO Media

мобильные приложения, игры

 

ДАТА СТАРТА: август 2014-го

Годовой оборот компании: 92 миллиона крон

«Борьба умов»: Как шведские братья придумали игру для России. Изображение № 1.

 

Реализация

Осуществить нашу идею оказалось не так-то просто. Теперь мы поняли, почему предыдущие ребята делали выбор в пользу «сольной» версии. Сейчас у нас играют около 50 миллионов пользователей. Каждую минуту проходит огромное количество матчей. И их всех надо разбить на пары, соединить друг с другом. Наши программисты справились. Но до нас такого никто не делал. Первые 8 тысяч вопросов для шведской версии мы написали сами вместе с моим братом. Я работал учителем и знал, как правильно составлять тесты. В итоге после двух лет подготовительной работы в 2012 году мы выпустили Quizkampen. Через месяц он занял первую строчку в чате шведского AppStore.

Около года мы работали без зарплаты. Все знают, что в Швеции очень высокие налоги. Помимо того, что каждый работник отдаёт 30 % своего оклада, ещё 30 % от общей суммы зарплатных выплат отчисляет работодатель.

Региональные рынки

Честно сказать, мы не ожидали такого успеха. Поэтому немного обнаглели и решили: «Раз получилось в Швеции, получится и в других странах». Следующие два года мы переводили вопросы на другие языки, убирали вещи, которые были известны только в Швеции, вместо этого добавляли локальную информацию и шли на новые рынки. Мобильные приложения — это не очень затратный бизнес. Мы практически не тратимся на рекламу. В рекламный бюджет закладываем около 2–3 тысячи долларов в самом начале на раскрутку. В основном это сотрудничество с Facebook. В русской версии половина от этих денег пошла на раскрутку в сети «ВКонтакте». Дороже всего нам обходится США. Эту страну никак не удаётся завоевать. Мы тратимся на рекламу, а отдача очень маленькая. Там на рынке высокая конкуренция. Все кому не лень делают игры на английском языке. И совсем другая ситуация, например, в Польше, где Quizwanie — единственная викторина на польском. Вообще, страны, где игра пошла — Россия, Германия, вся Скандинавия и Франция, — объединяет ценность образования и эрудиции. У нас, в северных странах, престижно быть образованным, начитанным и так далее.

 

«Борьба умов»: Как шведские братья придумали игру для России. Изображение № 2.

 

«Борьба умов»

О России мы стали думать с самого начала. Я ездил на разные выставки по Европе, и большинство компаний, занимающихся мобильными приложениями, заглядывались на российский рынок. Смартфоны в России очень популярны. При этом в русскую версию играют люди со всего СНГ. Так, например, «Борьба умов» неожиданно оказалось на первой строчке в казахском топе мобильных приложений. Единственная проблема — приложение недоступно в Крыму. Игра нормально работает и в России, и на Украине, а вот в Крыму постоянно появляются какие-то баги.

Русскую версию мы стали готовить в 2013 году. На перевод и составление вопросов ушёл целый год. Поэтому запустились мы только в августе 2014-го. Поначалу игра набирала обороты медленно. Бум случился только в феврале 2015-го.

Название «Борьба умов» придумал наш менеджер по России Евгений. Была ещё версия «Турнирума», но Женя сказал, что «Борьба умов» звучит лучше. Я совсем не говорю по-русски. Знаю только «да», «нет», «на здоровье», «правда», «перестройка» и «гласность». В России никогда не был. Но мой брат был — надеюсь, это нас как-то извиняет. 

Сейчас в Feo Media работают 53 человека, чуть меньше половины из них — на полставке. Большинство — региональные менеджеры, они проверяют вопросы, которые присылают нам игроки, и отвечают на жалобы. «Борьбой умов» занимаются три человека. Российские игроки очень чувствительны к темам, касающимся секса. У нас есть раздел «В здоровом теле», где публикуются медицинские вопросы. Так вот, всё, что связано с половой системой, — табу. Иначе мы получаем по сто писем в день. Сначала как-то пытались объяснить, что это биология и научные термины, но потом смирились. Видимо, это особенность культуры. К тому же на игре стоит маркер «4+», поэтому мы должны считаться с мнением игроков.

Конкуренты

Нас часто сравнивают с игрой «Кто хочет стать миллионером». Возможно, потому, что это самая известная викторина. Но принцип игры совсем другой. Им пришлось подстраивать телешоу для мобильной версии. Мы же изначально отплясывали от телефонов и могли использовать весь их потенциал. Например, у нас есть чат, где соперники могут переписываться. Иногда такое общение приводит к забавным последствиям. Пара из Германии, например, решила пожениться. Они познакомились в игре, и мы помогли парню сделать предложение через викторину. Бывает, что игроки ведут себя некорректно. Тогда мы удаляем их профили из игры. У наших сотрудников нет доступа к личной переписке, поэтому мы опираемся на жалобы других пользователей.

Вообще, любое мобильное приложение можно считать нашим конкурентом, необязательно викторину. Если человек играет в Candy Crush, это значит, что он не играет в «Борьбу умов», если он постит фотографию в Instagram или переписывается с кем-то в Facebook, это тоже означает, что он не пользуется нашим приложением.

 

«Борьба умов»: Как шведские братья придумали игру для России. Изображение № 5.

 

Заработок

Прибыль мы получаем в основном от продажи рекламы и премиум-аккаунтов. Окно с рекламой всплывает после каждого раунда. Премиум-аккаунт даёт возможность от рекламы избавиться. Ещё в премиуме можно менять аватар и смотреть статистику игр с друзьями. Стоимость премиума варьируется в зависимости от магазина. В AppStore, например, он стоит 99 рублей, а в Play Market — 169. Рекламу мы продаём через специальный сервис Mopub, его используют многие мобильные приложения. Он работает по принципу «кто заплатил больше, тот и получил». Компании видят, где мы работаем, и сами выбирают рынок, где они хотят быть представлены. Некоторых рекламодателей мы блокируем изначально, например наших ближайших конкурентов. Также в Швеции запрещено, чтобы реклама была нацелена на детей.

В 2014 году мы подписали контракт на выпуск настольных версий нашей викторины с немецкой компанией «Равенсбургер». Они отчисляют нам процент от продаж, но выпуском и распространением занимаются сами. «Равенсбургер» уже сделал две настольные игры, для Германии и Италии. Возможно, теперь возьмутся и за Россию. Ещё у нас есть телевизионное шоу. Оно идёт пока только в Германии. Права на телевизионную версию мы продали ITV Studios.

Отдельно ни с какими российскими компаниями мы не сотрудничаем. Только вначале с сетью «ВКонтакте». Возможно, какие-то российские бренды у нас рекламируются. Но в большинстве случаев игроки по всему миру видят один и тот же контент. Недавно в связи с этим у нас произошла неприятная история. Рекламу купила социальная сеть для гей-пар, что само по себе абсолютно нормально. И как-то эти баннеры попали в русскую версию тоже. На следующий день наша почта просто дымилась. Люди грозили законом о запрете гей-пропаганды. Естественно, нам пришлось всё это быстренько убрать.

Часто приходят предложения от российских компаний о сотрудничестве. Они хотят платить нам за то, чтобы мы писали про них вопросы. Что-то вроде «крупнейший российский банк» или «в какой сети быстрого питания вы можете заказать это блюдо». Мы всегда отклоняем такие предложения. Наверно, много теряем из-за этого, не знаю. Но такова наша политика. В игре есть вопросы и про банки, и про компании. Но, во-первых, их присылают пользователи, которые не заинтересованы в рекламе, они просто пишут то, что им кажется интересным, а во-вторых, все факты проверяются нашими менеджерами.

У FEO Media есть ещё несколько игр. Но они не так популярны, как «Борьба умов». Сейчас мы планируем добавить в неё новые функции и, возможно, выпустить новую мобильную игру со словами для российского рынка. 

  

Фотографии предоставлены FEO Media