Депутаты от «Единой России» предложили наказывать социальные сети многомиллионными штрафами, если они не будут своевременно удалять записи с противоправной информацией, на которые пожаловались пользователи. Соответствующий законопроект единогласно поддерживается партией — его уже внесли в Госдуму. The Village ознакомился с текстом документа и выяснил, почему новые поправки угрожают не только соцсетям, но и всей интернет-отрасли.

На кого распространяются новые требования?

Авторы законопроекта Сергей Боярский и Андрей Альшевских позиционируют его как базу для борьбы с распространением противоправной информации в социальных сетях. Однако из документа следует, что его действие значительно шире.

Новые требования предъявляются к сайтам, программам и приложениям из реестра организаторов распространения информации, который ведет Роскомнадзор, если они используются для обмена сообщениями — как личными, так и публичными — и их аудитория в России превышает 2 миллиона человек.

Таким образом, помимо упомянутых парламентариями соцсетей вроде «ВКонтакте» и «Одноклассников» под действие поправок также попадают мессенджер Telegram, онлайн-сообщество «Хабрахабр», сервисы знакомств Badoo и Mamba, блог-платформа LiveInternet и конструктор сайтов Ucoz, а также почтовые сервисы «Яндекса», Mail.ru Group и Rambler & Co.

За что их предлагается штрафовать?

По мнению законодателей, все эти сервисы должны зарегистрироваться в России и создать форму, с помощью которой пользователи смогут жаловаться на противоправный контент. На рассмотрение их обращений модераторам отводятся сутки.

За это время они должны ограничить доступ к записям, направленным на пропаганду войны и разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, а также содержащим данные, порочащие честь, достоинство или репутацию другого лица, а также любую недостоверную информацию. Сюда же относятся призывы к сепаратизму, публичное оправдание терроризма, пропаганда наркотиков, публикации о способах самоубийства и данные, которые, по мнению властей, могут навредить детям — например, с гей-пропагандой.

Вдобавок к этому интернет-компании должны позаботиться об удалении копий этих сообщений. При этом данные о них должны храниться на протяжении трех месяцев. О результатах работы с жалобами сайтам и приложениям предстоит отчитываться публично раз в квартал.

За нарушение требований предусмотрены штрафы: для граждан — от 3 до 5 миллионов рублей, а для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от 30 до 50 миллионов.

Зачем это нужно?

Соответствующий законопроект планируется рассмотреть в осеннюю сессию. Если его примут, то новые требования к так называемым операторам социальных сетей вступят в силу с 1 января 2018 года.

По мнению законодателей, это важно с учетом того, какую роль социальные сети сыграли в информировании населения во время избирательных кампаний в других странах и «во всех известных за последнее время внутригосударственных и международных конфликтах». При этом они подчеркивают, что проблема носит глобальный характер, и ссылаются на опыт Германии, где обсуждается закон, по которому соцсети обязаны удалять контент, содержащий клевету и разжигающий межнациональную рознь.

Кроме того, авторы поправок отмечают, что развитие механизмов саморегулирования соцсетей с помощью самих пользователей позволит избежать увеличения числа надзорных органов и блокировки сайтов и приложений с противоправным контентом. С этим доводом согласны и в профильном комитете Госдумы.

Чем опасен законопроект?

Чтобы выяснить, какие угрозы таит в себе новая инициатива депутатов, The Village обратился к представителям работающих в России социальных сетей, почтовых сервисов и дейтинговых приложений, а также к экспертам по онлайн-мониторингу и защите прав в интернете.


Ася Мелкумова

глава пресс-службы «Яндекса»

Формулировки слишком абстрактные, в связи с чем сложно сказать, кого именно этот проект затронет. Пока очевидно только то, что на сервисы возлагается функция судов: от них ждут самостоятельной проверки соответствия информации закону, что в большинстве случаев они сделать не могут.

В связи с этим, а также с учетом огромных штрафов, которые сейчас применяются, например, когда речь идет о нарушениях безопасности военных объектов или о поддержке терроризма, сервисам придется удалять любую информацию по любым жалобам. Это может отразиться на свободе слова и праве граждан на доступ к информации.


Матвей Алексеев

директор по внешним коммуникациям Rambler & Co

Как сказал на медиафоруме в Санкт-Петербурге наш президент Владимир Путин, «в интернете уже достаточно регулирования».

Во-первых, у каждой социальной сети есть свои правила. Нарушившему их пользователю предлагается удалить тот или иной контент, который не соответствует принятым нормам. В противном случае он блокируется. Во-вторых, все проблемы, описанные авторами нового законопроекта, уже отражены в российском законодательстве — например, в статьях Гражданского кодекса о защите чести и достоинства или о клевете.


Пресс-служба социальной сети «ВКонтакте»

Мы не проверяем и не можем проверять достоверность публикуемой пользователями информации или осуществлять премодерацию контента. Собственно, этого и не делает ни одна коммуникационная платформа с пользовательским контентом.

При этом любой пользователь «ВКонтакте» может сообщить о неправомерном, оскорбительном или недостоверном, по его мнению, контенте с помощью кнопки «пожаловаться». Мы рассматриваем все жалобы без исключений: материалы, которые нарушают правила сайта или законодательство, удаляются, а нарушители блокируются. Кроме того, в соответствии с законом мы обязаны реагировать на сигналы Роскомнадзора.

Данный комплекс мер является максимально эффективным, а дополнительные ограничительные законы совершенно избыточны и не исполнимы по своей сути.


Пресс-служба социальной сети «Одноклассники»

У нас уже есть инструмент, с помощью которого пользователи могут в любое время пожаловаться на нежелательный контент. Специальные сотрудники группы поддержки обрабатывают эти запросы. Если контент нарушает применимое законодательство и правила социальной сети, он блокируется.

Вопросы по алгоритмам выявления недостоверной информации необходимо обсудить, прежде всего, совместно с соцсетями и представителями профессионального сообщества.


Пресс-служба сайта знакомств Badoo

Мы ориентированы на аудиторию «18+». Каждая загруженная фотография обязательно проходит проверку — на это уходит не более 60 секунд. А благодаря команде из 5 тысяч модераторов со всего мира и нашим собственным разработкам 80 % жалоб обрабатывается в течение суток. 


Евгений Кузнецов

директор по маркетингу сервиса онлайн-мониторинга IQBuzz

Законодатели ссылаются на опыт Германии. Мол, они там тоже сильно штрафуют и таким образом борются с hate speech. Однако у нас законопроект расширили до «недостоверной информации и защиты репутации». Так и вижу, как в поддержку «ВКонтакте» будут сыпаться запросы вида «Саша написал, что Маша дура», обработать которые за сутки в существующем варианте поправок нереально.

Все это выглядит очень мутно. Кто будет определять, что информация недостоверна? А уровень угрозы репутации? Специальный отдел внутри социальной сети? Вроде бы недавно этим занимались суды.

Мне кажется, все сводится к очень простой вещи. Это больше похоже на защиту единороссов от оппозиции — например, Навального. Будет так просто удалять из соцмедиа любой пшик с его стороны: он на каждому углу кричит, что они жулики и воры, а теперь просто произносится фраза «это недостоверно», и любой организатор распространения информации обязан молча и быстро это удалить. В противном случае светит просто вселенских масштабов штраф.


Саркис Дарбинян

ведущий юрист «РосКомСвободы»

Закон во многом дублирует уже принятые положения об организаторах распространения информации и «пакет Яровой». При этом предлагаемая схема распространяется на широкий спектр ресурсов и абсолютно непрозрачна, так как при разрешении споров между пользователями на администраторов возлагается нетипичная для них функция суда.

Ссылаться же на международную практику неуместно, так как ее просто не существует. Есть только весьма неудачный схожий законопроект в Германии, который еще даже не вступил в силу и распространяется лишь на нацистскую пропаганду.

Если закон примут, то это приведет к увеличению и без того бесконтрольной цензуры в российском сегменте Сети. От этого пострадают сами отечественные социальные сервисы. Они окажутся в еще более неконкурентном положении по сравнению с известными западными компаниями, которые не станут спешить исполнять новые абсурдные требования российских законодателей.