В пятницу, 14 июля, стало известно о предложении Федеральной антимонопольной службы облагать покупки на зарубежных онлайн-площадках НДС вместо таможенных пошлин. Реализация этой идеи может привести к росту цен на товары в иностранных интернет-магазинах сразу на 18 %. Предложение призвано обеспечить равные условия работы зарубежных интернет-платформ и российских площадок, обязанных платить НДС.

The Village поговорил с участниками рынка, юристами и регуляторами и выяснил, чего ждать рынку интернет-торговли и покупателям, привыкшим заказывать товары из-за рубежа.

Как будет взыматься налог

Иностранным компаниям предложат зарегистрироваться в ФНС и самостоятельно перечислять налоговому ведомству 18 % от каждой покупки из России. При отказе интернет-магазинов от регистрации НДС придется платить покупателям. В этом случае товары будут открывать на таможне для определения их стоимости. Основные методы определения таможенной стоимости, применяемые как в России, так и в мировой практике, — по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также с идентичными и однородными товарами. Таким образом, НДС будут высчитывать исходя из средней ставки, что зачастую не соответствует интересам покупателей, использующих иностранные сервисы для поиска наиболее выгодных сделок.

Кроме того, россиянам, вероятно, придется платить и пошлину за таможенную очистку. Так, по словам президента АКИТ Алексея Федорова, граждане Великобритании, где действует аналогичная система, платят за оформление таможенных документов восемь фунтов.

Что говорят эксперты

 ПРОТИВ

В Национальной ассоциации торговли уверены, что нововведение не пойдет на пользу ни российским предпринимателям, ни их заграничным конкурентам, но пострадает в первую очередь потребитель. При этом, отмечает руководитель организации Александр Иванов, государство на введении налога ничего не заработает.


Александр Иванов

президент Национальной ассоциации дистанционной торговли

СМИ бодро пишут про какие-то немыслимые дивиденды, которые начнет получать государство, взимая НДС: мол, 100 миллиардов рублей пополнят казну. Никто не задается даже вопросом, откуда возьмутся 100 миллиардов при обороте кросс-бордера, например, в 2016 году в размере 185 миллиардов.

Пока что ни одно государство на планете Земля не получило дохода от взимания НДС с зарубежных посылок. Расходы — да, получили, а доходы — нет. Все страны мира без исключения несут убытки за счет превышения стоимости администрирования сборов над собираемыми суммами. О чем, кстати, не раз публично заявлял и замглавы нашей ФТС Руслан Давыдов. ФТС при этом вроде как тоже сторонники сбора НДС, но им простительно: часто чиновникам и службам процесс намного важнее результата, и всем ясно почему.

Остаются бизнес и потребитель. Бизнес не однороден, небольшая его часть сбилась в весьма агрессивную стайку и лоббирует свои пару копеек, которые они рассчитывают получить, продавая нам все то, что мы сейчас покупаем у китайцев. Год назад мы проводили большое исследование, которое показало, что бизнес в массе своей против наездов на зарубежные магазины. Умные понимают, что получают от их работы существенную выгоду. В частности, кросс-бордер помогает рекрутировать клиентов там, где раньше их не было — в небольших населенных пунктах, в глубинке. Кросс-бордер стимулирует развитие логистики, потому что решительно влияет на рост объемов рассылаемого. Это такой бизнес: чем больше количество, тем ниже себестоимость. В итоге имеем качественный скачок в доставке плюс снижение цен на доставку. В 2013 году средняя стоимость доставки одной посылки была 440 рублей, осенью 2016-го — 250 рублей.

Про потребителя и его интересы молчу, тут всем все ясно. Решение вопроса о взимании или невзимании НДС или любого другого налога с покупок в зарубежных интернет-магазинах — это вопрос того, чью сторону займет власть: сторону пары барыг или сторону своих сограждан.

 ЗА

В Ассоциации компаний интернет-торговли инициативу ФАС, напротив, поддерживают. Более того, именно АКИТ вместе с антимонопольной службой работала над этим предложением. Президент ассоциации Алексей Федотов уверен, что введение НДС для иностранных компаний — самое верное решение для рынка, и сделать это нужно как можно скорее.

Алексей Федоров

президент Ассоциации компаний интернет-торговли

АКИТ полностью поддерживает инициативу ФАС, являясь одним из авторов этого предложения. Вводить равные условия для российских и иностранных онлайн-игроков нужно как можно скорее, потому что темпы развития трансграничного e-commerce значительно опережают темпы развития локального рынка. Не принятые вовремя действенные меры приведут к тому, что российский e-commerce будет переходить на офшорную модель торговли. Именно поэтому задача государства — как можно скорее условия выровнять.

Механизм НДС-регистрации признан во всем мире и прописан в плане BEPS, который ратифицировала Россия и подписали еще 74 страны. В этом плане НДС-регистрация обозначена как самый главный и правильный метод здоровой конкуренции между локальными и иностранными интернет-магазинами мира. Сейчас такой механизм существует, например, в Великобритании. Конечно, совсем небольшим интернет-магазинам будет невыгодно получать статус налогового агента. Но 90 % покупок интернет-пользователей из России совершаются в крупных магазинах, таких как AliExpress, eBay, Amazon, Asos.

Если иностранные продавцы не захотят встать на налоговый учет, в чем мы очень сильно сомневаемся, то за них будет платить потребитель. Тем самым эти зарубежные площадки рискуют потерять своих постоянных покупателей. Таким образом, площадкам будет выгодно вставать на налоговый учет в России и самим уплачивать НДС. При этом маржинальность зарубежного бизнеса настолько высока, что он сможет уплачивать НДС, не поднимая цен. В противном случае можно, например, отменить ввозные пошлины и налоговые сборы для российского ретейла. Это также обеспечит равные конкурентные условия.

Что говорят ФАС и участники рынка

В самой Федеральной антимонопольной службе отмечают, что пока ничего не предлагают в ультимативной форме и модели реализации их инициативы могут быть различны.

Елена Заева

начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС

ФАС ничего не предлагала в виде окончательной модели. Сейчас продолжает работу специально созданная рабочая группа, которая обсуждает три модели. Очередное совещание планируется провести до конца июля.


Мария Назамутдинова

руководитель PR и внутренних коммуникаций Ozon

На нашей работе это никак не скажется. Да, проект есть (Ozon принимает заказы на доставку товаров из-за границы, чтобы не платить НДС. — Прим. ред.), но он очень скромный в масштабах бизнеса. Мы в Ozon.ru в своей работе фокусируемся на нашем бизнесе.