Текст: Анна Сахарова

В прошлом месяце The Village написал о том, как недобросовестные предприниматели продвигают ветеринарные услуги, регистрируя несуществующие клиники на онлайн-картах. Позвонивших клиентов под разными предлогами уговаривают на домашний визит специалиста. Иногда в результате таких выездов домашнему питомцу становится значительно хуже. В комментариях на сайте и в соцсетях несколько десятков человек написали, что тоже столкнулись с такими бизнесменами. Среди их рассказов встречаются случаи, когда доктора делали операции животным без наркоза или когда животные погибали после визита таких врачей.

Анна Сахарова продолжает следить за фейковыми ветклиниками: она собрала еще несколько историй пострадавших животных, а также выяснила, как разбираются с проблемой поисковики и как им можно помочь.


Истории пострадавших

Марика Стигнеева

Мне нужно было кастрировать кота. Я всегда обращаюсь в одну и ту же клинику, но в тот момент дорога к ней была перекрыта — строили новые станции метро. Я побоялась везти прооперированного кота по жуткой пробке. Тогда я позвонила в вызывную службу. Решила, что в родном доме стены помогают, да и таскать кота будет дополнительным стрессом. Тем более моя подруга, которая работает ассистентом ветеринарного врача, уверяла, что это несложная амбулаторная процедура. Подруга ждала доктора со мной.

Приехала врач — немолодая, располагающая к себе женщина. Все очень подробно объяснила — что, как, зачем будет колоть. Сделала укол — кот засыпать отказывался. Она уколола препарат еще два раза. Потом прооперировала, зашила, сделала еще несколько инъекций. Врач уехала, сказав, что через полчаса кот проснется.

Но он не проснулся и через два часа. Только писал под себя и лапами шевелил непонятно. Тогда мы с подругой побежали в аптеку и поставили ему по очереди две капельницы. На следующее утро кот ползал по квартире, явно хотел есть и пить, но, когда видел воду и еду, не понимал, что с ними делать. Тогда я обратилась в нормальную ветклинику. Там выяснилось, что препараты, которые врач вколола для того, чтобы кот вошел в наркоз, обездвиживали, но не обезболивали. Такое колют, чтобы животное не дергалось и не мешало врачам, когда необходимо провести обследование — рентген, например, но никак не операционное вмешательство. Кот не спал, но пошевелиться при этом не мог.

Потом пришлось ставить капельницы, вводить растворы, давать витамины и препараты, поддерживающие сердце. Сейчас с котом все в порядке. Но я себе этого кошмара не прощу никогда.


Кот достался мне по наследству, когда умерла тетя. Под Новый год он заболел — начал прятаться под кроватью, стал вялый и мало ел, что на него не похоже. Рядом с нами была ветакадемия, но я ей не доверяла, потому что там моей собаке когда-то поставили неправильный диагноз. В интернете я нашла клинику, которая находилась неподалеку. Позвонила, мне ответили, что приема по адресу нет, но врач приедет домой, несмотря на то что был вечер 31 декабря.

Часа два доктор ставил капельницы, делал уколы, брал анализы. Сказал: видимо, что-то с почками. Капельницы и уколы должны помочь, а результаты анализов прояснят дело. Эти процедуры стоили в районе 20 тысяч. Наличных у меня не было, и он меня довез до банкомата. Кот был в полудреме, а я в надежде, что добрый доктор его вылечил.

На следующее утро врач к телефону не подошел, хотя сказал, что вторая капельница необходима. Я часами висела на телефоне — все врачи были якобы заняты. Но колл-центр все-таки прислал доктора. Приехавший врач начал ставить капельницу, но приспособлений у него не было. Натянул колготки на крючок в стене и как-то прикрепил туда сосуд. Надо было тогда уже этого доктора шугануть.

Крови было очень много — врач растерзал лапку кота катетером, Кеша кричал и царапался. Потом доктор сделал дорогой укол, чтобы сердцу легче было, и кот начал закатывать глаза. За эти процедуры врач, кажется, 15 тысяч взял. Он уехал, а Кешка умер через несколько часов. Результаты многочисленных и дорогостоящих анализов я так и не получила.


Юлия Бурулева

Мы планировали переезд в другую страну и хотели забрать с собой кошку. Когда стали уточнять нюансы, выяснили, что прививки должны быть сделаны не менее чем за определенный срок до вылета. Мы спохватились — чтобы успеть, надо было привить кошку в тот же или на следующий день. Она сильно стрессовала при попытках ее куда-то вынести, поэтому мы нашли через интернет клинику, которая на дому может срочно сделать прививки и чип для перелета в другую страну.

К нам приехала девочка. Нормально поставила чип, делала в целом все уверенно, но совсем не успокаивала кошку, а просто указывала нам: возьмите, держите. Она не выглядела как человек, который любит животных. Чек не дала, только от себя какую-то бумажку.

На следующий день кошка стала вялой. Мы сначала подумали, что это может быть реакцией на прививки. Но кошке становилось хуже и хуже. Мы позвонили девушке, она назначила какие-то уколы, но это никак не помогло. Тогда мы отвезли ее в клинику, сдали анализы. Врачи сказали, что у кошки резко обострились проблемы с почками, которые мы вылечили несколько лет назад. Пытались ставить капельницы, но врачи сказали, что у кошки уже нет шансов. Мы подождали еще несколько дней, пытались ее капельницами вытащить, сначала она перестала есть и пить, потом — писать и двигаться. На последней капельнице врачи сказали, что больше нет смысла что-то делать — кошка умирает. И нам пришлось ее усыпить.


Что предпринимают поисковики и помогает ли это

В прошлом материале мы обсуждали со специалистами «Яндекса», откуда берутся такие клиники на картах и как компания будет им противостоять. С момента выхода статьи «Яндекс» удалил с московских карт примерно 900 ложных ветеринарных точек. Оставшиеся точки сотрудники компании собираются обойти, чтобы убедиться, что там находятся настоящие ветеринарные клиники. Также теперь создать ветеринарную точку на картах стало гораздо сложнее — компания ввела строгую предварительную модерацию этой области.

«Каждую неделю „Яндекс.Справочник“ получает десятки заявок на добавление новых клиник. Мы их тщательно проверяем, и почти все они оказываются фальшивыми, поэтому мы их на карты не добавляем», — рассказывает Лена Брандт, руководитель пиар-проектов „Яндекс.Поиска“. «Пользователи — наш основной источник помощи. Они всегда могут написать нам жалобу о том, что организация оказывает услуги ненадлежащего качества, либо сообщить о закрытых или несуществующих компаниях. После проверки спамеры удаляются», — добавляет Сергей Певцов, руководитель отдела безопасного поиска «Яндекса».

При этом ложные клиники все равно продолжают появляться на «Яндекс.Картах». Мошенники размещаются и на «Google Картах» — мы узнали, как корпорация решает эту проблему.


Пресс-служба Google

«Мы внимательно изучили проблему ветеринарных клиник на картах и начали удалять информацию об организациях, которые нарушали нашу политику. Мы очень серьезно относимся к нарушениям со стороны компаний и работаем над тем, чтобы на „Google Картах“ было меньше спама, а предоставленная компаниями информация не вводила пользователей в заблуждение и не носила мошеннический характер.

Мы тщательно работаем над тем, чтобы удалять информацию об организациях, нарушающих правила, как можно быстрее. Также мы стремимся пресекать действия злоумышленников, которые пытаются обмануть систему и разместить ложную информацию на „Google Картах“. И мы призываем всех пользователей сообщать, когда они видят информацию, потенциально нарушающую правила, используя кнопку „Сообщить о проблеме“ — она находится в правом нижнем углу экрана вашего компьютера.

В отношении рекламы также действует политика против неправомерных действий со стороны рекламодателей. Когда мы узнаем об объявлениях-нарушителях, то незамедлительно принимаем меры. Для защиты пользователей от недобросовестной рекламы у нас круглосуточно работает команда аналитиков, они оттачивают технологию для определения плохих рекламных объявлений и прекращают работу недобросовестных рекламодателей.

Мы не рассказываем подробно о применяемых нами алгоритмах, потому что можем таким образом дать подсказку опытным мошенникам, как обойти систему, однако еще раз призываем пользователей и владельцев бизнеса незамедлительно сообщать нам, если им в рамках сервиса „Google Мой бизнес“ на глаза попадается ложная информация».


После того как мы получили этот ответ, мы обзвонили 25 клиник на «Google Картах» — только пять из них оказались настоящими. Оставшиеся 20 действовали как фейковые: предлагали прислать доктора на дом под предлогом того, что в больнице проходит мойка, свирепствует карантин или нужного специалиста нет на месте. На картах «2ГИС» из 25 проверенных нами клиник семь также оказались ненастоящими.