Переезд всем офисом

Офисные плюшки: На что готовы компании ради ценных сотрудников. Изображение № 1.

В 2010 году несколько сотрудников питерской компании JetBrains захотели жить в Европе. Руководство подумало и выбрало Мюнхен: в Германию легко получить рабочую визу, к тому же из Петербурга в столицу Баварии есть прямой авиарейс. «Идея была в том, чтобы люди, которые хотели бы пожить в другой стране, продолжая работать у нас, имели такую возможность», — говорит директор компании Андрей Иванов. JetBrains разрабатывает продукты для программистов, 80% продаж её продуктов приходится на США и Европу, так что находиться всем сотрудникам в России непринципиально. Офис в Мюнхене появился в 2011 году, сейчас там работают уже 55 человек (из 350-ти). У новых сотрудников возможность переехать появляется после года успешной работы, из 50 человек, нанятых в петербургский офис год назад, сейчас хотят переехать пятеро. С переездом компания помогает финансово. В последнее время у неё даже появилось два CEO – один в Питере, другой в Мюнхене.

Команда поисковика авиабилетов Aviasales.ru тоже собиралась в Петербурге, но в конце 2009 года 10 человек переехали в Таиланд на Пхукет, оставив на родине только бухгалтерию и SMM-менеджера. Инициатором переезда в этом случае был основатель компании Константин Калинов, а причины — «климатические», говорит представитель сервиса Янис Дзенис. Первый тайский офис был небольшим, но за три года компания расширилась, и сейчас на Пхукете живут уже 50 сотрудников Aviasales.ru с семьями. Офис — трёхэтажная вилла с бассейном на берегу Андаманского моря, на обед — свежие морские гады (их сотрудники оплачивают сами). Режим работы — с 12.00 до 21.00 по местному времени, то есть с 9:00 до 18:00 по московскому. Партнёры компании с удовольствием прилетают в Таиланд, совмещая встречи с отдыхом, говорит Дзенис. Переезжают туда, как правило, и семьи сотрудников: со школами, детскими садами, а также работой для желающих особых проблем нет, утверждает он. 

 

На свободе

Офисные плюшки: На что готовы компании ради ценных сотрудников. Изображение № 2.

Сотрудники Ecwid (конструктор для интернет-магазинов) определяют график работы самостоятельно, говорит основатель компании Руслан Фазлыев. У работников интернет-гипермаркета Wikimart тоже нет абсолютно никакого режима, эффективность их работы измеряется только выполнением планов и KPI, рассказывает гендиректор Максим Фалдин. Ставя во главу угла приход на работу к 9 утра, руководство не просто выбирает тупиковый путь, но и расписывается в собственной беспомощности, считает он. В успешность удалёнщиков Фалдин не верит: «Когда работаешь не в офисе, сложно быть в тонусе. Можно писать книгу на берегу озера, но для большинства работ такие условия не подходят».

Тем не менее удалённую рабочую силу компании используют всё чаще. Из 380 человек, работающих в Eruditor Group (объединяет веб-сервисы по поиску специалистов), в офисе трудятся только 50 человек, говорит основатель компании Егор Руди. Остальные, включая некоторых топ-менеджеров, работают удалённо. Руководитель, у которого в подчинении 250 человек, был в офисе только один раз. «У нас действует правило: „Чем больше результатов, тем меньше контроля“, и наоборот», — говорит Руди. Возможен и так называемый «рабочий отпуск», когда сотрудник, обычно работающий в офисе, какое-то время может поработать, например, с Кипра или из родительского дома в Казани. Если человек достигает поставленных целей и у него сильное чувство ответственности, то никаких проблем с такими «отпусками» не возникает, уверяет Руди. 

В LinguaLeo.ru (сервис для изучения английского) удалённо работают 10% сотрудников, в интернет-магазине цифровой техники «Сотмаркет» — 80%. «Мама может сидеть с грудничком, потом уложить его спать и пару часов поработать оператором колл-центра с домашнего компьютера. Один из наших главных программистов живёт в Кишинёве, работает оттуда же, а второй — вообще путешествует по миру и всё время из разных мест работает», — рассказывает представитель «Сотмаркета» Светлана Сорокина.

«Яндекс» считает важной совместную работу сотрудников в офисе, но не перевозит их в Москву, а открывает офисы по месту жительства интересной для компании команды, даже если она состоит из пяти человек. Например, так появились офисы «Яндекса» в Пало-Альто (Калифорния, США) и Симферополе (Украина), говорит представитель компании Екатерина Карнаухова. 

«Если сотруднику удобнее работать дома и по свободному графику, я не против этого, но надо иметь в виду, что свободный график — это ответственность и работа на результат, а ещё это означает то, что я могу провести планёрку в выходные или встречу поздно вечером», — говорит владелец «Додо Пицца» Фёдор Овчинников.

 

Корпоративное хобби

Офисные плюшки: На что готовы компании ради ценных сотрудников. Изображение № 3.

Компания Parallels (разработчик ПО) готова за свой счёт отправлять програм-менеджеров и проджект-менеджеров учиться в бизнес-школы уровня Chicago Booth, чтобы те могли подтянуть навыки коммуникаций и управления людьми. «Ютинет» спонсирует небольшие личные увлечения сотрудников, например спортзал или изучение английского. LinguaLeo.ru оплачивает работникам занятия фитнесом в ближайшем к офису клубу Janinn Fitness или любом другом месте. В офис Ostrovok.ru, где есть спортзал, раз в неделю приходит тренер по фитнесу и два раза — инструктор по йоге. «Яндекс» устраивает в офисе тренинги, которые призваны помочь сотрудникам лучше управлять своим временем, научиться руководить или выступать публично. Сотрудники штаба «ВКонтакте» (25 человек) могут заниматься спортом, интеллектуально и духовно развиваться за счёт компании вообще без ограничений, утверждает пресс-секретарь Георгий Лобушкин. 

В ZeptoLab соцпакет формируется нетрадиционным образом: каждому сотруднику выделяется годовой бюджет, который он может потратить как хочет, выбрав несколько предложений от партнёров компании, рассказывает HR-директор Ксения Яковлева. Суммы хватает, например, на сертификат от турагентства на 50 000 рублей, абонемент в фитнес-центр, обеды и пользование услугой вроде «муж на час». При этом есть отдельный бюджет на обучение. 

Ecwid поддерживает сотрудников, если на них сваливаются бытовые неприятности, говорит Фазлыев. Например, когда один из сотрудников разбил свою машину, которая не была застрахована, компания прокредитовала ремонт, а в другом случае профинансировала приобретение жилья сотрудником, которого неожиданно решил выселить хозяин съёмной квартиры.    

 

Дети на работе

Офисные плюшки: На что готовы компании ради ценных сотрудников. Изображение № 4.

В московском офисе Google родители могут ненадолго оставить детей в игровой комнате. А руководство IT-компании «СКБ Контур», главный офис которой находится в Екатеринбурге, откликнувшись на запросы сотрудников, открыло рядом с офисом корпоративный детский сад. С двумя группами детей разного возраста (по 13 человек) там занимаются четыре педагога и два помощника. Посещение сада стоит 17 000 рублей в месяц, из которых 7 000 рублей платит компания. По опросам, проведённым в «Контуре», 53% сотрудников-родителей оценивают качество работы сада как «очень высокое», а 60% считают его наличие конкурентным преимуществом «Контура» на рынке труда.

Фото: PG