Amazon — странная компания, полная противоречий, — под стать основателю, Джеффу Безосу. Фанатично лояльная к клиенту, жестокая к собственным сотрудникам. На протяжении всех лет её существования аналитики пророчат банкротство, а Безос вызывает у всех сложные чувства: восхищение, граничащее с ненавистью.

С самого появления на свет Amazon развивалась настолько быстро, что еле поспевала за собственным ростом. Это приводило к хаосу внутри компании, который было сложно усмирить на такой скорости. Парадокс заключается в том, что, несмотря на постоянную суету, необходимость принимать решения «на ходу» и справляться с огромными объёмами работы, Amazon удавалось постоянно придумывать и воплощать в жизнь гениальные идеи, которые затем переняли остальные интернет-компании. Комментарии пользователей под товарами, персональные рекомендации на основе ранее выбранных продуктов, автоматическое заполнение формы заказа, быстрая доставка — сложно поверить, но все эти привычные вещи были придуманы в Amazon. Из гаражного стартапа она превратилась в многомиллиардный бизнес. У компании 90 тысяч сотрудников, а годовая выручка превышает 74 миллиарда долларов. The Village узнал, как Джефф Безос этого достиг.

Как безумные идеи Джеффа Безоса сделали Amazon великим. Изображение № 1.

Как всё начиналось

Джеффу Безосу было 29 лет, когда идея «онлайн-магазина, в котором можно купить всё на свете» пришла ему в голову. Шёл 1994 год, и то, что будущее — за интернетом, пока не было очевидной мыслью. Безос был вице-президентом очень необычного хеджевого фонда D. E. Shaw & Co., который по задумке его основателя должен был быть универсальной технологической лабораторией, привлекающей лучшие умы, способные «использовать знания компьютеров для решения различных проблем». По сути, это была кузница стартапов. Безос загорелся идеей создания «магазина всего», но не хотел, чтобы плоды его труда в итоге принадлежали D. E. Shaw, поэтому он решил отправиться в свободное плавание и создать компанию с нуля.

 

Гаражный период

В первое время проект существовал под названием Cadabra. Такой типичный стартап: несколько программистов работали в гараже, в котором рабочий стол был сделан из двери. Им помогала жена Безоса, которая стала первым бухгалтером компании. Считается, что первоначальными вложениями в компанию были 10 тысяч долларов самого Безоса, а спустя некоторое время его поддержали родители, инвестировав в компанию собственные сбережения в размере 100 тысяч долларов.

Джефф понимал, что сразу открыть магазин с богатым ассортиментом у него не получится, так что решил сначала сосредоточиться на одном продукте: книгах. Они идеально подходили, потому что были простым и понятным продуктом, который было не страшно покупать в интернете. На тот момент уже существовали несколько небольших компаний, продававших так книги: заказ шёл от двух недель до месяца и приходил весь побитый. Безос решил, что преимуществом его компании будет качественная доставка и возможность оставлять на странице книги комментарии.

 

Проблема роста

Первая версия сайта появилась весной 1995 года. Говорят, она была уродлива и неудобна, но в те времена никто не ждал многого от сайтов. В офисе Amazon на одном из компьютеров установили звонок, который срабатывал при каждом новом заказе. Каждый раз, как он звенел, все бежали смотреть, знакомо ли им имя человека, сделавшего заказ. Через неделю звонок пришлось отключить, потому что он звонил не переставая.

В то время у компании не было собственных складов. Она работала с двумя книжными дистрибьюторами, и, получив заказ, отправляла его им. Книга шла к клиенту меньше недели. Заказов прибавлялось, через месяц после открытия компания продавала книги всей Америке и ещё 45 странам. Рук не хватало, Безосу и остальным приходилось самим упаковывать посылки, спать на работе. Слишком быстрый рост — проблема, которую Amazon будет решать на протяжении ближайших десяти лет. Чтобы как-то справиться с объёмами, компании нужны были деньги. Тогда Безос предложил шестидесяти инвесторам вложить по 50 тысяч долларов, чтобы в итоге набрать миллион. Безос завораживал инвесторов глобальными планами, и деньги быстро были собраны.

Как безумные идеи Джеффа Безоса сделали Amazon великим. Изображение № 2.

Великий и ужасный

Уже тогда было понятно, что Безос не обычный предприниматель. Лидер по натуре, он чувствовал себя в конкурентной среде, как рыба в воде. С детства обожал выигрывать, любимым его словом было «смелость». Будучи закоренелым трудоголиком, он всегда держал в офисе спальник и пару яиц, чтобы можно было приготовить завтрак. Импульсивный, напористый экстраверт, который постоянно смеётся, но смехом своим пугает. Безос никогда не верил в возможность баланса между работой и личной жизнью — считал, что он сам и сотрудники должны отдавать компании все свои силы. По его мнению каждый должен был работать много, напряжённо и с головой, и если кто-то не соответствовал этим требованиям, он его увольнял.

С самого начала в Amazon начал формироваться болезненно-истеричный стиль работы. Безос требовал от сотрудников работать больше 60 часов в неделю, без выходных, при этом не предоставляя никаких бонусов. Он вообще известен своей скупостью — в офисе компании даже кофе платный. Безоса принято бояться и недолюбливать. Считается, что никто никогда не работает вместе с ним, только на него. Многие топ-менеджеры не выдерживают явного доминирования Безоса и через несколько лет покидают компанию. При этом харизма предпринимателя позволяет ему постоянно привлекать в команду новые таланты.

 

Конкурент

Компания росла, через год в ней работало 150 человек. В 1996 году в Amazon сосредоточились на создании персональных настроек и рекомендаций для отдельных пользователей и заключении партнёрских соглашений с крупными сайтами, которые перенаправляли посетителей для покупки книг на сайт Amazon. Компания стала заметной на рынке и в следующем году вышла на IPO. Тогда же у них появился первый серьёзный конкурент — крупнейший офлайн-продавец книг, компания Barnes & Noble, которая сначала предлагала их купить, а затем, когда Безос отказался, создала свой интернет-магазин. Руководство компании считало Безоса мелким выскочкой, которого они легко съедят. Однако структура компании была настолько заточена под розничные магазины и не приспособлена к онлайн-продажам, что в итоге они проиграли — Barnes & Noble так и не смогли освоить онлайн.

Как безумные идеи Джеффа Безоса сделали Amazon великим. Изображение № 3.

Не только книги

К 1998 году Amazon настолько окрепла, что Безос решил расширить ассортимент. Сначала за счёт музыкальных дисков и видеокассет, затем за счёт игрушек и электроники. Дела с новыми направлениями шли не очень гладко. В отличие от книжного бизнеса, где было достаточно заключить контракт на оптовые поставки с двумя крупнейшими дистрибьюторами, здесь приходилось договариваться с множеством поставщиков, выпрашивать у каждого скидки. В этот момент концепция предлагаемой ценности Amazon для Безоса звучала так: «Самые низкие цены, самое высокое качество работы с клиентами».

Безос отказывался продавать товары по обычным ценам — не все компании соглашались идти ему навстречу и делать скидку, в результате страдало качество ассортимента. На глазах Безоса стал популярен eBay, предлагавший покупателям самим определять цену товара, и это насторожило предпринимателя. Чтобы не проиграть компании с такой концепцией, он решил, что на площадке Amazon также каждый пользователь может продавать свои книги. Издатели были против: они обвиняли Безоса в том, что тот создаёт рынок перепродажи их книг по дешёвке. Для Безоса, как всегда, единственную ценность представляли интересы его собственных клиентов. Он делал всё, чтобы покупка на Amazon приносила людям максимальную пользу. В те годы появилась на свет система заполнения полей заказа в один клик, бесплатная доставка для тех, кто заказал книг на определённую сумму, и другие клиентоориентированные нововведения.

 

Наконец-то прибыль

Всё это время Amazon постоянно росла, но не была прибыльной компанией. Нахватав инвестиций во время бума доткомов, компания не следила за тратами. Затем, в начале 2000-х, случился кризис, который, как ни удивительно, благотворно повлиял на бизнес компании. С одной стороны, акции Amazon резко упали, но с другой — это заставило Безоса задуматься над оптимизацией компании, сосредоточиться на сокращении расходов, прояснении бизнес-модели.

В январе 2002 года Amazon отчиталась о первом в её истории прибыльном квартале. В те годы Безос окончательно сформулировал для себя концепцию компании. Во-первых, он отказывался называть Amazon ретейлинговой компанией, считая её технологической. Во-вторых, он называл её «антимагазином». Это означало, что на его компанию не распространяются традиционные законы розничной торговли, потому что компания заботится только об интересах покупателей, а не о своих собственных. Поэтому она предлагает самые низкие цены, позволяет оставлять как положительные, так и отрицательные отзывы под книгами, даёт возможность выбрать между новыми и подержанными товарами.

Как безумные идеи Джеффа Безоса сделали Amazon великим. Изображение № 4.

Творческое разрушение

Как и у многих крупных технологической компании, у Amazon был тайный отдел, занимающийся экспериментальными разработками. В 2004 году Безос поставил перед Lab126 удивительную по смелости задачу: подорвать успешный бизнес Amazon по продаже бумажных книг при помощи устройства для чтения электронных книг. Это решение Безоса, вероятно, может войти в бизнес-учебники.

Почувствовав, что мир меняется и эти изменения наверняка убьют его компанию, предприниматель решил убить её самостоятельно. Появление Kindle было связано со многими скандалами и переделами рынка и кардинально изменило книжную индустрию. Безос на этом не остановился и продолжил принимать парадоксальные решения — создал аэрокосмическую компанию, купил газету Washington Post. Окружающие и теперь продолжают одновременно недолюбливать и восхищаться им. 

 

Источники: книга Брэда Стоуна The Everything Store, Businessweek, Business Insider, Forbes, Gawker, Entrepreneur, Fast Company

Фотографии: обложка — Arielle Nadel, 1 — buymobiles, 2 — Wonderful Engineering, 3 — Zhao !, 4 — Immigracia.eu