Основатель и директор новой социальной сети Ello Пол Будниц опровергает все представления о типичном стартапере. Он живёт в штате Вермонт, а не в Силиконовой долине, не пытается найти свободную нишу, а бросает вызов гиганту индустрии, всей душой ненавидя увешанный рекламой Facebook. Но пару недель назад его сервис из развлечения для нескольких десятков друзей превратился в вирусный феномен. После того как подчинённые Цукерберга запретили нескольким транссексуалам пользоваться псевдонимами на Facebook, они перешли на более дружелюбные Ello, а за ними последовали тысячи пользователей. The Village узнал, как серийному предпринимателю Будницу удалось добиться такого эффекта.

 

Джинсы и велосипеды

Создать «убийцу Facebook» пытались уже многие, и все попытки потерпели крах. После запуска Ello многие пророчили сервису именно такую судьбу. «Это обычная реакция на всё, что я собираюсь сделать», — невозмутимо парировал Будниц.

К примеру, когда в 2002 году он начал делать дизайнерские титановые велосипеды, его друзья тоже считали его сумасшедшим, но компания до сих пор неплохо себя чувствует. До этого он продавал созданные уличными художниками игрушки, которые тоже пользовались успехом, несмотря на усмешки критиков.

Сын профессора и работницы социальной службы, Будниц по вечерам ехал в университет Беркли, чтобы провести ночь за компьютером. Потом он стал изучать физику в Йеле, но в процессе увлёкся изящными искусствами и начал зарабатывать, продавая шёлковые рубашки и винтажную одежду. Одной из его лучших сделок была продажа джинсов Levis одному японскому коллекционеру за 35 тысяч долларов.

Ello: Зачем продавец велосипедов начал борьбу с Facebook. Изображение № 1.

Он попал на страницы журнала WIRED в 1996 году, когда изменил программу Adobe Premier, чтобы смонтировать свой фильм. Позже он решил сконцентрироваться на изменении порядков в интернете. Это произошло после того, как Будниц зашёл на свою страницу в Tumblr и увидел рекламу женских легинсов. «Кажется, интернет становится одним сплошным билбордом, — говорит предприниматель. — И это мне не нравится. Как будто интернет играет с нами в игру, выясняя, сколько рекламы удастся нам показать, пока мы не уйдём».

 

Соцсеть для своих

В прошлом году он с друзьями-дизайнерами создал свою социальную сеть Ello. «Она была совершенно закрытой, — вспоминает Будниц. — Проблема была только в том, что к ней хотели присоединиться тысячи людей».

Тогда команда получила 435 тысяч долларов из венчурного фонда FreshTracks Capital. Будниц не собирался захватить мир с помощью Ello, просто хотел сделать соцсеть, которой будет приятно пользоваться, то есть сайт без рекламы.

«Меня спрашивают, конкуренты ли мы Facebook? — говорит Будниц. — Но мне кажется, что Facebook — не социальная сеть, а рекламная платформа, а мы как раз таки настоящая социальная сеть».

Ello: Зачем продавец велосипедов начал борьбу с Facebook. Изображение № 2.

Тем не менее компании нужно зарабатывать, и Ello рассчитывает на деньги пользователей. Основной функционал будет доступен бесплатно, но за дополнительные функции придётся платить. Например, пользователи, которые хотят с одного аккаунта управлять несколькими профилями, будут платить 1 или 2 доллара.

 

«Вы не продукт»

Ello стала сверхпопулярной благодаря ошибке Facebook: в конце сентября администрация соцсети заблокировала аккаунты артистов-транссексуалов за использование ненастоящих имен. Позже сотрудники сайта извинились, но многие пострадавшие решили перейти в Ello, где можно использовать любые имена.

На сайте с минималистичным чёрно-белым дизайном можно увидеть пользователей онлайн и ленту друзей. Помимо текстов и фото, можно постить гифки и порнографические изображения. При этом в соцсети нет уведомлений.

Пока в Ello достаточно багов: к примеру, поиск не работает. Но компания явно нацелилась на то, чтобы потеснить Facebook. За один день она получила 50 000 запросов от новых пользователей — Будниц не ожидал такого ажиотажа.

Манифест на сайте гласит: «Вы не продукт». И тысячи людей откликаются на этот призыв. Это вовсе не значит, что Ello станет очень успешной и заработает миллиарды, но посыл был выбран верно.

 

Источники: Wired, The Verge, Forbes

Фотография: Paul Budnitz