«Я пью кофе литрами и не понимаю, зачем бросил курить; на телефоне то вице-президент Apple, то журналисты», — Евгений Чеботарёв описывает январский день 2013 года. Утром он обнаружил, что его приложение 500рх удалили из App Store. Вместо объяснений интернет-гигант сровнял с землёй молодую амбициозную компанию: Mashable, TechCrunch и The Verge вышли с сообщениями о том, что в приложении нашли детскую порнографию. Тема оказалась такой резонансной, что попала в сюжеты на Первом и НТВ. «Если забить моё имя в поисковике, оно до сих пор связано с детской порнографией, — смущается Чеботарёв. — Это история, которую и мы, и Apple пытаемся забыть». Скандал пошёл компании на пользу. Никто так и не смог доказать, что снимки сомнительного содержания просочились в приложение, 500рх триумфально вернулись в App Store и побили собственные рекорды по количеству скачиваний: многие фотографы впервые узнали о проекте благодаря обвинениям Apple.

500рх: Как русский и украинец покорили Канаду фотосервисом. Изображение № 1.

 

Начало

В начале нулевых шестнадцатилетнего Женю забрали в Канаду: родители решили, что Торонто для жизни лучше, чем Москва. Он тянулся к России — первые годы часто приезжал в столицу, встречался с друзьями и продолжал общаться с русскоязычной тусовкой. Евгений много времени проводил в LiveJournal (тогда под именем Ян Соболев) и однажды создал сообщество ru_foto. В первый месяц в него зашли тысячи пользователей, но появилась проблема: они публиковали всё подряд. «Я посмотрел и подумал, что было бы круто сделать сообщество с правилами, где все фотографии должны быть одного размера, например, 500 пикселей, размера десктопной фотографии». Тогда же возникла идея делать миниатюры в квадратах — задолго до того, как появился Instagram. Всё развивалось само собой: люди публиковали фото и давали ссылки друзьям, так формировался устойчивый поток пользователей.

В 2004 году из «ЖЖ»-сообщества выросла первая версия сайта 500px. Язык оставался русским, хотя уже тогда приходили иностранные фотографы, которым приходилось объяснять, что к чему. По воспоминаниям участников сообщества, все фото проходили жёсткую модерацию на предмет качества, около 90 % отклонялись. Это привело к негативному эффекту — люди не хотели чувствовать себя отвергнутыми и просто уходили. Нужно было придумать алгоритм, чтобы сообщество само решало, что хорошо, а что плохо, а редакторы могли создать почётный список.

Однажды Евгения познакомили с украинским программистом Олегом Гуцолом, он тоже переехал в Канаду несколько лет назад. Дружба завязалась быстро: оба интересовались фотографией, мотоциклами и путешествиями. Позже они вместе учились в престижном Университете Райерсона, Евгений — бизнес-управлению, а Олег — программированию. Они часто обсуждали создание общего бизнеса, но не всерьёз.

Два года основатели вкладывали свои деньги, а когда платить стало нечем, занялись поиском инвесторов

Перемены произошли, когда Евгений провёл год в Москве в качестве одного из топ-менеджеров стартапа. Этот опыт оказался печальным, и Чеботарёв вернулся в Торонто с желанием работать только на себя.

 

 

Продукт и признание

В 2009 году сформировалась концепция 500px — сервис с портфолио лучших фотографов. «Мы хотели сделать самый красивый интерфейс для показа фотографий», — рассказывает Евгений. Пользователей «ЖЖ» к тому времени осталось немного, первая база насчитывала чуть меньше тысячи человек. Зарабатывать рассчитывали на премиум-аккаунтах — за пять долларов в месяц предлагалось безграничное количество загрузок, собственное доменное имя и другие бонусы.

Два года основатели вкладывали свои деньги, а когда счета за хостинг выросли вдвое и платить стало нечем, занялись поиском инвесторов. Через тогда ещё малоизвестную базу Angellist основатели познакомились с генеральным партнёром нью-йоркского фонда FFVC Джоном Фрэнкелом. Он увлекался фотографией и оценил сервис — компания получила первые 500 тысяч долларов. За деньгами последовала работа по 16 часов в сутки: «Это был сумасшедший период, за полгода наш штат вырос с двух до двенадцати человек», — вспоминает Олег. В 2012 году канадское издание TechVibes назвало 500px первым стартапом Канады.

500рх: Как русский и украинец покорили Канаду фотосервисом. Изображение № 2.

Изначально треть пользователей компании была из России, сейчас таких 5−6 %. Олег считает, что успех сервиса держится на том, что 500рх изначально старались угодить фотографам. Он уверяет, что никакого хитрого маркетинга компания не использовала — фотографы в разных странах узнавали про сервис и рассказывали о нём друг другу. Сработал эффект больших цифр: первые 100 тысяч пользователей пришли за два года, миллион появился через год, а ещё через полгода было уже 2 миллиона. Сейчас на сайте около пяти миллионов фотографов, они загрузили 40 миллионов снимков. Для сравнения — на Shutterstock с десятилетней историей их чуть больше 40 миллионов. Впрочем, нужно учитывать, что речь идёт обо всех изображениях 500px, а на Shutterstock публикуют только те, что идут на продажу.

 

Новый бизнес

В отличие от Flickr, которые зарабатывают в основном на рекламе, 500px всегда ориентировались на роль посредника между автором и потенциальным клиентом или зрителями. В конце 2013 года команда привлекла новый раунд инвестиций, в том числе от калифорнийского фонда Andreessen Horowitz. На позиции топ-менеджеров взяли двух канадских управленцев — Энди Янга и Патрика Лора, которые занялись созданием совершенно нового продукта. Сервис Prime должен был позволить компании зарабатывать не только на подписке, но и на продаже фотографий. Клиенты фотобанков часто жалуются: на стоках предлагают только бездушные типовые картинки. Партнёры из 500рх услышали послание: «Сейчас все хотят живых людей, которые едят сырники в настоящих заведениях, снятых на iPhone или ещё как-то. Такую фотографию у нас можно продать за 7 000−7 500 рублей», — говорит Евгений.

Проект Prime запустился в марте этого года, а в сентябре СМИ зажужжали: «500px выгнали собственного основателя Олега Гуцола». Комментарии компании были предельно нейтральными: Олега ценят за его достижения, но обстоятельства складываются так, что место CEO теперь занимает Энди Янг. «Разногласия возникли ещё в начале года. Кто-то должен был уйти, но я не хотел выдавливать Женю», — рассказывает Олег.

Партнёры заняли разные позиции. Евгений хотел разделить команду и развивать сервис Prime отдельно от старого. Олег считал, что новый продукт должен быть частью общей системы и находиться внутри предыдущего. В итоге топ-менеджмент занял позицию Чеботарёва. По его словам, решающее слово в Совете директоров оказалось за Янгом, и он отстранил Гуцола. Олег остался совладельцем компании, но фотографирует всё реже, и с бывшим другом его теперь связывают только деловые отношения.

 

Деньги

В 2012 году оборот 500px на премиальных аккаунтах составил 1,3 миллиона долларов. Однако ими на сайте пользуются всего 3 % фотографов. «Для меня это только витрина. Мне не нужна статистика Google Analytics и неограниченная загрузка фотографий. Я не воспринимаю этот ресурс настолько серьёзно, и мне хватает возможности загрузить 20 новых фотографий в неделю — таков лимит на бесплатном тарифе. Для меня основной площадкой остаётся Flickr.com», — рассказывает фотограф Дмитрий Олейниченко.

500рх: Как русский и украинец покорили Канаду фотосервисом. Изображение № 6.

За последний год компания расширилась с 25 человек до 52 и пока не окупает себя. К тому же на рынке фотобанков большая конкуренция и крупные игроки: акции Shutterstock торгуются на бирже, капитализация компании — 3 миллиарда долларов. Getty в августе 2012-го продали контрольный пакет за 3,3 миллиарда долларов. По данным The Village, компания 500px оценивается примерно в 50 миллионов долларов.

Привлечённые инвестиции в размере 10 миллионов долларов позволили 500рх начать агрессивную борьбу за контент. Shutterstock платят фотографам 27 % от стоимости снимка, Getty Images — 15 %. 500px запустили Prime с 30 % для автора, но, получив негативные отзывы, изменили эту цифру на 70 %. Базовые цены на фотографии — 250 долларов и 50 долларов в зависимости от лицензии. С каждой проданной фотографии за 250 долларов фотограф зарабатывает 175. По словам Чеботарёва, выйти в прибыль получится уже в начале следующего года. Сейчас продажи фотографий растут на 20−30 % в месяц.

С помощью Prime 500px продают фотографии «Яндексу», Canon, National Geographic и другим крупным компаниям. Сильная сторона сайта — ландшафты и животные, за ними обращаются туристические и рекламные агентства. «Правительство канадской провинции Нью-Брансуик купило у нас в первый же день кучу фотографий», — хвалится Чеботарёв.

Можно ли вообще сравнивать канадский сервис с большими фотостоками? «Разница принципиальная: 500рх продают законченные арт-работы, Shutterstock — рабочий материал», — говорит популярный фуд-фотограф Наталья Лисовская. 500pх отказались от главного продукта фотостоков — бросовых безликих фотографий по 5−10 долларов и сделали ставку на индивидуальность фотографов. «Есть целая категория фотографов для стоков, которые производят по сто нейтральных, политкорректных картинок в день, похожих друг на друга. Prime — скорее арт-магазин, фотографию можно и использовать в коммерции, и просто повесить дома на стену в раме», — считает дизайнер Денис Клюев.

Год назад Shutterstock запустили отдельный сервис с аналогичной Prime моделью — на Offset.com один снимок стоит 450 долларов и продаётся только в пакете по пять штук за 2 250 долларов. «Мы с Shutterstock долго разговаривали. Offset изначально мог бы быть полностью с фотографиями 500px. У них нет таких качественных фотографов. Мы несколько лет их знаем и так и не смогли договориться об условиях работы», — рассказывает Олег.

500рх: Как русский и украинец покорили Канаду фотосервисом. Изображение № 9.

 

Будущее

Пока команда старается продвигать Prime на американском и канадском рынках, но уже задумывается об открытии офисов в России и Китае. Местные представительства смогут заключать крупные сделки, сейчас из-за разницы законодательств это невозможно: «Фотографии хорошие, но мы не можем воспользоваться лицензиями, потому что они не будут работать в рамках российских законов. По каждому изображению, которое мы покупаем, нужно подписать соответствующий договор. Это возможно только со стоками, имеющими российское представительство», — рассказала Марина Шпонько из BBDO.

Ещё одна проблема в том, чтобы изменить подход фотографов. Большинство пользователей сайта по-прежнему воспринимают его как портфолио. Кто-то не хочет отказываться от прав на снимок и заключать эксклюзивные сделки. Другие, наоборот, уже работают по выгодным контрактам: «Довольно часто мне приходят уведомления, что кто-то желает купить мои работы, но так как я сотрудничаю с крупными компаниями и издательскими домами, права на использование принадлежат им», — говорит фотограф Алексей Сулима.

 

Любимова Ирина, руководитель Fotobank (представляет Getty Images в России), считает, что компаний, которые работают на российском рынке, очень много. «Я с уважением отношусь к конкурентам, но сейчас начинать с нуля очень сложно — бюджеты сокращаются, рынок перенасыщен. Издательства покупают всё меньше рекламы, а предложений больше, и с такими высокими ценами, как у 500 px, я вообще не понимаю, на кого они ориентируются».

Сервис лишился одного из двух основателей и уходит от состояния стартапа к большому бизнесу

Сейчас компания находится в зоне турбулентности. С одной стороны, команда видит перспективы роста и рассчитывает на серьёзные изменения всего рынка. С другой, сервис лишился одного из двух основателей и уходит от состояния стартапа к большому бизнесу. Некоторые фотографы сомневаются, что 500px удастся сохранить дух сообщества. Евгений за это спокоен. Он по-прежнему считает, что главное — отвечать на запросы пользователей: «Одна из моих задач — из всех сотрудников сделать энтузиастов фотографии, чтобы они включили мозги фотографа и понимали, что ему важно». Cейчас в команде 500px шесть профессиональных фотографов, остальные любители.

 

Фотографии: Иван Анисимов, Евгений Чеботарёв