Кому принадлежит индустрия развлечений

Что общего у сериала «Отчаянные домохозяйки», фильма Уэса Андерсона «Семейка Тененбаум» и спортивным каналом ESPN? Как ни удивительно, все они принадлежат The Walt Disney Company — крупнейшему медиаконгломерату мира. Таких медиагигантов в мире всего шесть — ещё Comcast, Time Warner, News Corp, Sony и Viacom, — и структура их бизнеса во многом похожа. У каждого из них есть свои киностудии, телевизионные каналы, звукозаписывающие студии, издательства, магазины и тематические парки. Степень концентрации медиаресурсов усиливается ещё и тем, что все компании, принадлежащие «большой шестёрке», также постоянно взаимодействуют друг с другом. Disney может снять фильм, дистрибуцией которого будет заниматься Comcast, а права на некоторых персонажей в фильме будут принадлежать Time Warner.

Ошибкой было бы полагать, что конгломераты скупают своих мини-конкурентов исключительно для того, чтобы сделать из них своих клонов. Всё как раз наоборот, современные слияния и поглощения в индустрии развлечений зачастую не приводят к кардинальным изменениям внутренней политики «съеденных» компаний. Обычно они продолжают делать то, что делали, только имея на руках больше ресурсов. Так на рынке поддерживается иллюзия широкого выбора, а конгломераты получают выгоду от разнообразия своих владений. 

 

Эпоха Боба Айгера

Самым агрессивным покупателем в этой индустрии в последние годы считается именно Disney Company. Начиная с 2006 года конгломерат купил несколько компаний, которые славились своим неповторимым индивидуальным стилем, — Pixar, Marvel Comics и Lucasfilm. Миллионы фанатов в ужасе следили за происходящим, ожидая, что Disney испортит всё, что купил, заберёт из их любимых произведений юмор, насилие и истинную романтику. В реальности всё оказалось не так плохо.

Общая прибыль Disney в 2014 году составила 7,5 миллиарда долларов. Своим нынешним успехом компания во многом обязана тому, что в 2005 году пост CEO занял тогда мало кому известный Боб Айгер. Гений-управленец начал свою карьеру с должности ведущего прогноза погоды на канале ABC, затем стал главой этого канала, а после поглощения ABC получил пост вице-президента компании Disney. Компания в этот момент переживала второй в своей истории кризис (первый случился после смерти Уолта Диснея). Под управлением Майкла Айснера она выпускала один провальный фильм за другим — «Пёрл Харбор», «Геракл», «Атлантида: Затерянный мир». Даже успешная трилогия «Пираты Карибского моря» вышла против воли Айснера. В результате совет директоров принял решение заменить главу компании. Пришедший ему на смену Айгер объяснил свою стратегию так: если у Disney проблема с креативностью и созданием новых прибыльных персонажей, значит, нужно купить их у других компаний. 

Уолт Дисней. Изображение № 1.Уолт Дисней

Несмотря на неудачи в производстве мультфильмов, доверенная ему компания всё ещё была очень богатой — она получала прибыль благодаря своим телеканалам, магазинам и тематическим паркам, которые принимали более 120 миллионов гостей ежегодно. Фундамент этой структуры, неустанно поддерживающей компанию в трудные времена, заложил ещё Уолт Дисней. Считается, что Уолт был первым голливудским продюсером, который понял, что за телевидением — будущее. Производство полнометражных мультфильмов требовало очень больших средств. Даже успешный прокат в кинотеатрах не позволял его студии по-настоящему встать на ноги. Дисней искал другие источники дохода — и в 1937 году придумал Disneyland. Чтобы найти деньги на строительство огромного парка, Дисней заключил гениальный договор с каналом ABC. Они должны были инвестировать в строительство парка, а он — вести еженедельную передачу на канале, показывая детям свои мультфильмы. Полюбившаяся детям передача так и называлась — Disneyland, она естественным образом рекламировала строящийся парк и сделала компанию Диснея синонимом американской мультипликации.

Даже сейчас парки развлечений приносят компании 20 % прибыли. Проблема в том, что, когда дети приходят в парк, они хотят увидеть не только диснеевских принцесс и Микки-Мауса, но и рыбку Немо, и Железного человека. Креативная монополия Disney на любимых персонажей закончилась в эпоху компьютерной анимации. Но, имея деньги, Боб Айгер быстро превратил этот минус в гигантский плюс. 

 

Как Disney приручил Pixar               

Забавно, но будущий основатель Pixar Эд Кэтмелл показал свою первую программу по 3D-анимации сотрудникам компании Disney ещё в 1973 году, там он проходил стажировку. Ему тогда сказали, что между компьютерами и анимацией нет ничего общего и, пока его программа не сможет рисовать правдоподобные пузырьки, она им абсолютно не интересна. Этими словами они выразили мнение всей киноиндустрии, которое оставалось таковым до 25 мая 1977 года. В этот день на экраны вышли первые «Звёздные войны». В отличие от остальных, Джордж Лукас относился к новым инструментам в области визуальных и звуковых эффектов с большим вниманием, в результате чего открыл в своей компании компьютерное подразделение и нанял Кэтмелла им управлять. Через некоторое время к ним присоединился аниматор Джон Лассетер, которого уволили из Disney за чрезмерную смелость во взглядах на будущее анимации. Работники компьютерного подразделения Lucasfilm не очень ладили с Лукасом.

 

Кто-то может подумать, что Disney прогадали, заплатив целых
7,5 миллиарда за Pixar, но цифры говорят обратное

 

Им хотелось создавать мультфильмы, а его их разработки интересовали только в той мере, в какой они могли улучшить картинку обычного фильма. Когда в 1983 году Лукас развёлся с женой и потерял большую часть своего состояния в результате бракоразводного процесса, ему потребовалось как-то оптимизировать свой бизнес, и он решил избавиться от компьютерного подразделения. Несколько лет он искал покупателя, которым в итоге стал недавно уволенный из Apple Стив Джобс. Он вложил в новую компанию 54 миллиона долларов. Так Pixar появился на свет.  

В первые годы существования Pixar создал несколько коротких анимированных фильмов, один из которых получил «Оскар», и пару рекламных роликов, но прибыли не приносил. Трижды Стив Джобс пытался перепродать компанию кому-нибудь ещё, например Microsoft и Alias, но каждый раз в последний момент отказывался от сделки. Дела шли плохо до тех пор, пока на сцену не вышел Disney. Они предложили инвестировать в создание полнометражного мультфильма Pixar, а взамен получить права на дистрибуцию. В Disney хотели также получить права на технологии Pixar, но Джобс отверг это предложение, заявив, что секреты производства раскрывать не собирается. После оглушительного успеха первого полнометражного мультфильма Pixar «История игрушек» глава Disney Майкл Айснер с ужасом осознал, что собственными руками создал себе великого конкурента. Отношения Айснера и Джобса стали очень натянутыми. 

«История игрушек». Изображение № 3.«История игрушек»

Всё изменилось, когда на смену Айснеру пришёл Айгер, который начал активно налаживать отношения с Джобсом. В отличие от Айснера он не собирался бороться с их компанией, он хотел им помочь и убеждал создателей Pixar, что после поглощения обещает сохранить дух и ценности их компании. В результате это вылилось в сделку стоимостью 7,4 миллиарда долларов. А ведь когда-то Microsoft предлагала Джобсу за Pixar всего 90 миллионов долларов. В договоре с Disney было оговорено право Pixar сохранять творческие принципы своей работы, которые Джобс считал основой их успеха. Когда-то уволенный из студии Disney Джон Лассетер вернулся в студию уже её руководителем.

Можно по-разному оценивать то, что случилось дальше. Pixar стали делать мультфильмы быстрее, и все они принесли большую прибыль. Так, «Университет монстров» нельзя назвать провалом, ведь он собрал 800 миллионов долларов в прокате, но всем понятно, что по гамбургскому счёту он получился довольно слабым. В ближайшем будущем Pixar планирует выпускать продолжения «Тачек», «Истории игрушек» и «Суперсемейки», и этот акцент на сиквелах немного настораживает. В то же время родная студия Disney выросла на глазах, встав вровень с современными студиями. Frozen стал самым прибыльным мультфильмом за всю историю кино, да и недавно вышедший «Город героев» явно получился очень удачным. 

Кто-то может подумать, что Disney прогадали, заплатив целых 7,5 миллиарда за Pixar, но цифры говорят обратное. По результатам на 2013 год они получили 7 миллиардов благодаря одному только мерчандайзингу товаров по мотивам «Истории игрушек». Это не считая доходов от проката третьей серии, продажи дисков, книг и игр для Wii, Xbox 360 и Nintendo DS, которые принесли ещё 2 миллиарда. Эту цифру можно умножить на 10 — количество созданных Pixar мультфильмов (без учёта сиквелов).     

 

Супергерои оптом

Первые комиксы Marvel появились ещё в 1937 году. С тех пор компания несколько раз перепродавалась — и всегда попадала в руки каких-то странных людей. В 1968 году основатель продал её компании Perfect Film and Chemical Corporation, в которой было подразделение, продающее лекарства по почте, а также отдел печатной продукции, который наравне с комиксами Marvel издавал журнал Ladies’ Home Journal. В 1986 году они перешли во владение компании New World Entertainment, производившей телевизионные фильмы класса B. Ещё через три года их перепродали холдингу MacAndrews & Forbes, в который также входила косметическая компания Revlon. В 1996 году Marvel объявила о своём банкротстве. Спасти утопающий бренд решили владельцы компании по производству игрушек Toy Biz — Ави Арад и Айк Перлмуттер. Эти двое настолько успешно реорганизовали бизнес Marvel, что через десять лет Disney заплатил за него 4,6 миллиарда долларов.   

 

Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек», и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало

 

Что тогда придумали Ави и Айк? Во-первых, они начали продавать лицензии на использование популярных персонажей Marvel. Их покупали телевизионные и киностудии, производители одежды, товаров для школьников и игрушек. Всего было продано несколько тысяч лицензий. Особый акцент предприниматели решили сделать на фильмах и играх. Идея заключалась в том, чтобы супергерои вселенной Marvel вышли за пределы обычной для себя подростковой аудитории и стали общеизвестными. Так на свет появились фильмы о Человеке-пауке, Людях Икс и Капитане Америке.

Параллельно с этим Marvel начала снова издавать комиксы, нашла для них новые каналы сбыта, заново «переписала» свои старые истории для молодой аудитории. К 2010 году они увеличили свою долю на рынке комиксов до 50 %. В 2005 году Marvel, собрав 500 миллионов инвестиций, занялась собственным производством фильмов. Так как права на использование самых популярных героев принадлежали другим студиям, они сосредоточились на менее известных героях — Железном человеке, Торе, Халке. Фильмы, сделанные в сотрудничестве с другими студиями, разогрели рынок, публика ждала новых приключений марвеловских героев, так что новые фильмы ждал успех. 

«Человек-паук». Изображение № 7.«Человек-паук»

Боба Айгера в Marvel привлекало не только количество потенциально прибыльных героев, но и то, что самыми преданными поклонниками творчества этой компании были мальчики-подростки. Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек», и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало. Владельцы Marvel относительно легко согласились на сделку, так как оба были больше бизнесменами, нежели творцами. У каждого за плечами было по несколько удачно проданных компаний, и Marvel оказалась лишь одной из них. То, что приобретение стоило своих 4 миллиардов, доказал невероятный успех «Мстителей», которые собрали в мировом прокате более 1,5 миллиарда долларов и вошли в тройку самых кассовых фильмов в истории кино.  

 

Как Джордж Лукас продал «Звёздные войны»

В 2011 году Джордж Лукас участвовал в подготовке аттракциона, сделанного по мотивам «Звёздных войн», в Диснейленде. На церемонии открытия Пол Айгер спросил его, не думает ли тот продать компанию, — и попал в точку. Лукасу на тот момент исполнилось 67 лет, и он начал задумываться о выходе на пенсию. После холодного приёма второй трилогии «Звёздных войн» ему и вовсе расхотелось снимать новые фильмы. Вопрос о том, кому оставить компанию, встал ребром. Лукас сказал Айгеру, что так как на его могиле будет написано «создатель Star Wars», то для него это не столько вопрос денег, сколько вопрос о сохранении его наследия. Ему было страшно представить, что кто-то может забрать созданную им Вселенную и начать делать с ней что захочет. Айгеру он, в принципе, доверял, потому что видел, как деликатно тот вёл себя по отношению к другой «его бывшей компании» — Pixar.  

Лукас решил продать компанию с условием, что они снимут ещё одну трилогию по его сценарию и оставят выбранного им CEO и часть сотрудников. Он также хотел иметь право голоса во всём, что касается использования его бренда. Айгер настаивал на том, что, хотя мнение Лукаса будут учитывать, именно Disney будет принадлежать право последнего слова. Переговоры шли полгода, Лукас сомневался и нервничал, и, когда в итоге договор был подписан, Айгер, по его словам, чувствовал себя Дартом Вейдером. Он купил компанию Лукаса за 4 миллиарда долларов. В день, когда о сделке было объявлено, кто-то написал в Twitter: «Я почувствовал волнение в Силе, словно миллионы гиков одновременно вскрикнули от ужаса».

Когда Айгер только размышлял о покупке Lucasfilm, он пересмотрел все шесть серий и записал героев, права на которых может получить его компания. Только потом он узнал о существовании «Голокрона» — базе данных по Вселенной Звёздных войн, в которой содержится информация о 17 тысячах персонажей. Каждый из них теперь принадлежит Disney. 

 

Фотографии: galleryhip.comdisney.ru