Верный признак наступления трудных времён — попытки компаний навести порядок в коллективе и закрутить гайки. Как правило, это выражается в более тщательном контроле опозданий, блокировке соцсетей на рабочих компьютерах, а также установке специальных программ, позволяющих отследить, чем занимается человек в офисе. Предполагается, что эти методы помогут повысить результаты работы и узнать наконец, кто из сотрудников больше всех бездельничает. The Village выяснил, какие сервисы используют компании для контролирования работников и к чему это может привести.

Всё под контролем

За первый рабочий день 2015 года сервис «Стахановец» зарегистрировал больше десяти обращений на развёртывание пилотных проектов. Его директор Андрей Игнатов объясняет это тем, что сейчас компании прощаются с неэффективными кадрами и оставляют сильнейших. Чтобы выявить таких, им нужен инструмент для объективной оценки каждого сотрудника.

С помощью «Стахановца» собственник может узнать, какие программы используют сотрудники и как расходуют своё рабочее время. Отслеживая действия на рабочем компьютере, сервис может заметить утечку данных и предупредить о возможном увольнении. Если, например, сотрудник забивает в поисковике фразу «поиск работы», а затем проводит какое-то время на рекрутинговых сайтах, «Стахановец» сообщает об этом руководителю. То же самое происходит, если же в мессенджере или почтовом клиенте работник пишет слова «база», «откат», а затем заходит в облачные хранилища или файлообменники. Система также может узнать, не использует ли человек рабочий принтер для личных целей, перехватывает сообщения в Lync, записывает звук с микрофона, колонок и пишет видео рабочего стола.

Система также может узнать,
не использует ли человек рабочий принтер для личных целей, перехватывает сообщения в Lync
и пишет видео рабочего стола

По умолчанию детализированная информация о переписке сотрудника не выдаётся — для её просмотра нужно совершить специальные действия. Создатели сервиса предполагают, что работодатель будет прибегать к этому лишь в крайних случаях, когда есть риск утечки, а в остальное время довольствоваться отчётами программы. «Нужно понимать, что она (информация о личной переписке) в любом случае собирается браузером, почтовыми клиентами и операционной системой. Даже у сисадмина в компании есть возможность просмотреть весь архив», — говорит сооснователь компании Михаил Яхимович. Клиенты порой сообщают ему, что решение помогло найти сотрудников, которые сливали базы данных и условия сделок третьим лицам. 

Возможно и скрытое, и открытое использование решения. Во втором случае сотрудник сам выбирает время, когда его работа будет контролироваться. «Мы всегда рассылаем клиентам шаблоны приказов — документов о том, что сотрудник согласен на сбор информации с его рабочего компьютера, — говорит Яхимович. — Мы считаем, что все сотрудники должны быть оповещены о том, что происходит». Иногда сами работники приветствуют установку программы. Многие сталкиваются с тем, что их коллеги работают меньше на работе, а получают такую же зарплату.

Однажды после установки «Стахановца» компания выяснила, что их сотрудники вообще ничего не делают по работе. Одно подразделение расформировали, перебросили людей в другой отдел. Три месяца они ходили на работу, ничего не делали и получали зарплату. Другой случай — дизайнер систематически не выполнял работу вовремя, но шесть часов в день учился играть на гитаре. Установка решения на одно рабочее место стоит примерно тысячу рублей. Сейчас выручка компании в России составляет 1,5 миллиона рублей в месяц. Она также работает в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и на Украине. Число её клиентов перевалило за тысячу.

Фото: shutterstock.com. Изображение № 1.Фото: shutterstock.com

Проблемы с законом

Но пользоваться подобными сервисами компаниям стоит очень осторожно: вместо повышения эффективности они могут привести к проблемам с законом. Директор юридической фирмы «Интернет и право» Антон Серго говорит, что существует тонкая грань между контролем работодателя за выполнением работником своих должностных обязанностей и сбором сведений о частной жизни лица (последнее недопустимо). По его словам, защита частной жизни является более приоритетной, поэтому в случае привлечения к конфликту правоохранительных органов работодатель окажется в менее выгодном положении.

Если человек ведёт личную переписку с рабочего компьютера,
а работодатель её читает, ответить
за это могут оба

Рискуют обе стороны: работник может быть уличён в непорядочности, а работодатель — в незаконной деятельности с ответственностью вплоть до уголовной (нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений). Иными словами, если человек ведёт личную переписку с рабочего компьютера, а работодатель её читает, ответить за это могут оба (сотрудник — за безделье, а собственник — по ст. 137–138 УК РФ).

Эффект присутствия

Чтобы избежать неловких ситуаций, создатели сервиса CrocoTime не дают начальникам возможности читать личные письма и следить за сотрудниками через веб-камеры и аудиовыходы. По мнению основателя компании Александра Бочкина, такие функции нарушают права работников и деморализуют коллектив. Начальник может узнать об эффективности работы каждого подчинённого, а при необходимости сможет посмотреть документы и программы, которые использовал сотрудник. «Нам кажется, что в таком ритме сотрудникам работается гораздо комфортнее, а руководитель получает достаточно информации, чтобы делать выводы о работе коллектива», — говорит Бочкин.

Один из клиентов сервиса, начальник отдела кадров B2B-Center Алина Искендерова, говорит, что программа используется для корректного расчёта заработной платы в случае отсутствия работника. «Теперь, если кто-либо из сотрудников не выходит на работу, система учёта рабочего времени фиксирует это, — рассказывает она на сайте компании. — Статистика CrocoTime обновляется раз в пять минут, и мы можем оперативно связаться с руководителем отдела и выяснить причину отсутствия подчинённого».

Есть и другие способы отследить присутствие человека в офисе. Сервис «Босс Контроль» подключается к турникетам на входе и предоставляет начальству подробные отчёты о том, когда сотрудники были на месте, пришли ли они вовремя, не отлучались ли слишком часто на перекуры и не сбежали ли из офиса раньше времени.

Фото: shutterstock.com. Изображение № 2.Фото: shutterstock.com

Выполнение плана

Однако наличие человека на рабочем месте вовсе не означает, что он занят делом. Программы управления проектами помогают отследить, насколько эффективно человек справляется с поставленными задачами.

На рынке есть множество систем, позволяющих узнать, кто из сотрудников не успевает сделать работу вовремя. К примеру, Максим Нальский в 2010 году создал программу Pyrus для управления проектами своей IT-компании. Её интерфейс похож на электронную почту, но вместо писем он отправляет задачи сотрудникам. «Для нас это форум для внутреннего общения, который позволяет сфокусироваться на работе. В социальных сетях много внешних раздражителей, в почте — спама», — говорит заместитель финансового директора компании «Стильные кухни» Ирина Молчанова, которая использует сервис . Программа позволяет упорядочить рабочую переписку и расставить приоритеты в процессе выполнения разных задач. Эту систему уже используют около 100 тысяч пользователей.

В крупных компаниях работники срывают дедлайны 45 % задач,
в компаниях поменьше — около 70 %

Pyrus также позволяет отслеживать, выполнили ли сотрудники поставленные задачи в срок. Статистика неутешительная: в крупных компаниях работники срывают дедлайны 45 % задач, в компаниях поменьше около 70 % работы выполняется позже, чем нужно.

Результат

По словам бизнес-консультанта Игоря Рызова, в использовании таких программ есть и положительная, и отрицательная сторона. Благодаря им начальник видит более-менее реальную картину того, как работают его сотрудники. При этом тотальный контроль порождает обман. «Нужно понять, что человек не робот. Он не может весь день заниматься одним и тем же, потому что есть такие факторы, как переключение внимания и утомляемость», — говорит эксперт.

По его мнению, при использовании подобных сервисов, во-первых, необходимо предупредить людей об этом, чтобы не нарушать личных прав подчинённых. Во-вторых, вместо того, чтобы бороться с современными коммуникативными инструментами, нужно научить людей использовать их для работы. Например, соцсети позволяют получать информацию от своих контрагентов и налаживать переговорные процессы. Рызов предлагает вспомнить опыт советских НИИ, где стояли теннисные столы и висели мишени для игры в дартс. «Если сотрудники будут отвлекаться на такие активности раз в полтора часа, это обеспечит эффективную командную работу и в разы повысит работоспособность, — говорит он. — Потому что такие вещи, а вовсе не тотальный контроль, повышают мотивацию».