На этой неделе LinkedIn совершила крупнейшую сделку в своей истории: купила за полтора миллиарда долларов сайт Lynda, который содержит 6 300 онлайн-курсов о бизнесе и технологиях. Эти знания призваны помочь соцсети привлечь больше пользователей. Сейчас в ней зарегистрировано 347 миллионов человек, но её основатель Рид Хоффман мечтает о 3 миллиардах. The Village узнал, что он делает для того, чтобы достичь своей цели.

Соцсеть для работы

Легенда Силиконовой долины и участник списка Forbes, Хоффман начал попытки запустить соцсеть ещё в конце 90-х. Когда-то он познакомил молодого Марка Цукерберга с одним из первых его инвесторов: вряд ли он тогда думал, что Facebook намного превзойдёт его компанию по числу пользователей.

Идея запустить LinkedIn возникла у Хоффмана в 2002 году. Тогда он был вице-президентом PayPal и собрал в гостиной коллег из платёжного сервиса и его проекта SocialNet (эта компания запустила сайт знакомств ещё в 1997 году). Сидя в гостиной, они размышляли о бизнес-идеях для новой соцсети. Опыт запуска дейтинг-сервиса, сайта для поиска соседей и партнёров по теннису подсказывал Хоффману, что новая соцсеть должна концентрироваться на чём-то одном. «Я понял, что нужно сфокусироваться на одной теме, которая действительно важна для людей, и делать свою работу действительно хорошо», — говорил он.
В процессе обсуждения возникла мысль о сайте для профессионалов — своеобразном клубе, где можно не только разместить резюме, но и найти полезные знакомства.

Штаб-квартира LinkedIn. Фото: David Maiolo / Wikipedia. Изображение № 1.Штаб-квартира LinkedIn. Фото: David Maiolo / Wikipedia

Сайт запустили в 2003 году. По признанию Хоффмана, самым трудным было привлечь аудиторию. Пробовали разные варианты продвижения — вроде привлечения важных персон и рекламы. Потом у предпринимателя возникла мысль, что неплохо бы позволять новым пользователям приглашать на сайт людей из их списка почтовых контактов. Это обеспечит рост аудитории, а новички не будут опасаться, что вступают в клуб, где нет никого интересного. Спустя десять лет этот метод не кажется слишком эффективным, но в те времена он позволил LinkedIn получить первый миллион пользователей к 2004 году. Они могли пользоваться соцсетью бесплатно или купить премиум-аккаунт с расширенным функционалом.

Поскольку Хоффман был довольно известным интернет-предпринимателем, у него не было проблем с поиском инвесторов. Сначала в соцсеть вложился фонд Sequoia Capital, в 2008 году к нему присоединились другие, и сумма второго раунда составила 53 миллиона долларов. Тогда же к команде присоединился нынешний директор Джефф Вейнер. Через два года компания открыла офис в Дублине и привлекла ещё 20 миллионов от  Tiger Global Management. А через год вышла на IPO. Бизнес оценили в 19 миллиардов долларов. Компания получала более 130 миллионов долларов в год только от рекламы на сайте. Выручка LinkedIn с тех пор значительно выросла. В прошлом году компания получила 2,2 миллиарда долларов, её прибыль составила 15 миллиардов. Помимо рекламы, она также продаёт профессиональные аккаунты с расширенными возможностями.

База резюме

Своим успехом социальная сеть во многом обязана тому самому фокусу на насущной проблеме, о котором с самого начала думал Хоффман. Сконцентрировавшись только на профессиональной сфере, LinkedIn стала рабочим инструментом для рекрутеров крупнейших компаний. Несколько лет назад основатель компании стал соавтором книги о том, как сделать карьеру, которая, разумеется, тут же разлетелась на цитаты.

Стараясь быть максимально полезной в работе, компания год за годом улучшала свой алгоритм, помогая пользователям найти интересных людей. Она использует технологии Big Data, чтобы предлагать нужные контакты, а также сообщать рекрутерам о подходящих кандидатах, кандидатам — об интересных вакансиях, тем, кто не ищет работу, — о людях, с которыми стоит наладить связи. Несколько лет назад Forbes оценил влияние LinkedIn на мировой рынок труда в 27 миллиардов долларов. Благодаря социальной сети крупные компании оптимизировали свои затраты на услуги рекрутинговых агентств, а компании поменьше вовсе от них отказались: с помощью удобного алгоритма поиска HR-менеджер компании сам может найти нужных кандидатов.

Фото: Joi Ito. Изображение № 2.Фото: Joi Ito

Скупка стартапов

С 2010 года компания активно скупает стартапы, которые могут улучшить работу её сайта. Так, mSpoke помог улучшить функцию рекомендаций, CardMunch позволил переносить в соцсеть визитные карточки, а с покупкой SlideShare повилась возможность добавлять презентации в профайл. Недавняя сделка может вывести соцсеть на новый уровень.

Не секрет, что проводить время в LinkedIn не слишком интересно. Помимо поиска работы, полировки собственного резюме, подтверждения своих и чужих навыков пользователям особо нечем заняться. Да, здесь есть лента новостей, как в Facebook, но она состоит в основном из постов о работе. Пользователи могут подписаться на группы по интересам, но тамошним дискуссиям далеко до обсуждений на Quora. С покупкой Lynda LinkedIn сможет расширить свою аудиторию.

«Я думаю о том, что эти курсы могут дать молодым людям, которые только окончили школу и пытаются решить, кем стать», — говорит гендиректор компании Вейнер. Сейчас курсы доступны на английском, испанском, немецком, французском и японском. Вейнер планирует перевести их ещё и на китайский. По его мнению, новый сервис может изменить правила игры на рынке труда.

   

Источники: Wired, Forbes и другие

Обложка: Hubert Burda Media