В среду Еврокомиссия предъявила Google официальные обвинения в нарушении правил конкуренции. Это решение стало итогом пятилетнего расследования по жалобам нескольких интернет-компаний, которые были недовольны тем, как поисковик отображает их сайты в итогах поиска. Внимание чиновников привлекла и принадлежащая корпорации мобильная система Android: они планируют узнать, вступает ли компания в сговор с производителями смартфонов, чтобы предустанавливать в них определённые приложения. Если Google признают виновным, ему грозит крупнейший за всю историю антимонопольных разбирательств штраф в 10 % от оборота, или 6,4 миллиарда долларов. The Village разобрался, чем корпорация могла навредить конкурентам.

Обиженные англичане

Первым на действия Google пожаловался рекомендательный сервис Foundem. Супруги Адам и Шивон Рафф из английского Бергшира основали его в 2005 году. Сайт позволял найти более выгодные цены на товары в интернете. Вскоре супруги заметили, что если Yahoo и Bing воспринимали их сервис нормально, то Google постоянно исключал его из результатов поиска. После трёх лет безрезультатных судов в 2010 году Рафф пожаловался в Еврокомиссию. По его мнению, причиной низких мест в поисковой выдаче был конкурирующий сервис от Google, который тоже также помогал выбрать самый недорогой товар в интернет-магазинах. Его потенциальные покупатели могли видеть вверху страницы в специальном промоблоке.

Представители Google оправдывали неудачную выдачу отсутствием оригинального контента у Foundem. «Но ведь отсутствие оригинального контента присуще всем поисковым сервисам, в том числе и Google», — парировал Рафф. Он называл свою борьбу с Google битвой Давида и Голиафа. При этом с 2011 года Шивон Рафф работала внештатным советником компании Icomp, лоббирующей интересы Microsoft. Но предприниматели настаивали на том, что они действуют исключительно в своих интересах.

Судебные дела в отношении Google не увенчались особым успехом, а антимонопольное расследование Еврокомиссии медленно, но продвигалось вперёд. Вслед за Foundem на поисковик стали жаловаться известные игроки рынка: в частности, Expedia, TripAdvisor и Yelp. Все они говорили о том, что ссылки на их сервисы находятся в выдаче намного ниже аналогичных продуктов Google.

Фото: Google. Изображение № 1.Фото: Google

Всё для людей

В среду после почти пяти лет предварительного расследования европейские власти наконец предъявили корпорации официальное обвинение. «Я обеспокоена тем, что компания предоставляет несправедливое преимущество собственному сервису сравнения товаров и цен в нарушение антимонопольных правил ЕС», — сказала еврокомиссар по конкуренции Маргрет Вестагер.

Теперь у Google будет возможность предоставить аргументы в свою пользу в рамках разбирательства. И они у компании уже есть. Во внутренней переписке Google объясняет сотрудникам, что действия компании были направлены на заботу о пользователях: «Мы можем дать прямой ответ на огромное количество вопросов, позволяя людям экономить время, это касается погоды, адреса ближайшей аптеки, билетов на самолёт и поиска самого дешёвого фотоаппарата». При этом конкурентов компания не ущемляет: они находятся «всего в одном клике». В подтверждение этих слов вице-президент корпорации Амит Сингал приводит статистику роста популярности сайтов бронирования и интернет-магазинов. Expedia, Orbitz, Priceline и Travelocity занимают 95 % американского рынка онлайн-бронирования, говорит он. В последние годы популярность этих сайтов только росла, и многие пользователи находили их через Google, ведь он предоставляет полную информацию обо всех компаниях. Кроме того, замечает Сингал, всё больше людей пользуются специализированными ресурсами, когда им нужно что-то купить или забронировать. «Всё больше людей используют Facebook, Pinterest и Twitter, чтобы найти рекомендации, где поесть, какой фильм посмотреть и как украсить дом», — пишет он. К тому же сейчас всё активнее развиваются приложения для смартфонов: сейчас семь из восьми минут пользования мобильным интернетом приходится на приложения, замечает Сингал. К примеру, 40 % пользователей заходят на сервис Yelp с мобильного.

Фото: Bloomua / Shutterstock.com. Изображение № 2.Фото: Bloomua / Shutterstock.com

Android под подозрением

Но Yelp всё равно беспокоит поведение Google. 21 апреля корпорация должна обновить алгоритм мобильного поисковика. Она обещает, что он будет принимать во внимание, насколько сайты приспособлены для просмотра на смартфонах. Вроде бы неплохое нововведение, но никто до сих пор не знает, как будет работать этот алгоритм. Учитывая то, что при обновлении поисковика для компьютеров позиционирование Yelp ухудшилось, эксперты опасаются, что он пострадает и теперь.

Еврокомиссия уже начала расследовать другое дело в отношении корпорации Google, связанное с операционной системой для смартфонов Android. Изначально она противопоставлялась закрытой «яблочной» iOS, так как её мог использовать почти любой производитель смартфонов. Но среди условий сотрудничества была предустановка ряда приложений. Эта практика уже стала причиной недовольства «Яндекса»: в феврале он пожаловался в ФАС на то, что разработчики смартфонов связаны с Google эксклюзивными контрактами и потому не могут установить его сервисы. ФАС должна вынести своё решение к концу года. Российские антимонопольщики хотят наладить взаимодействие с европейскими коллегами, чтобы вместе разобраться в этом деле.

Еврокомиссия собирается разобраться не только в том, не заставляла ли Google предустанавливать свои сервисы на смартфоны, но и в том, не запрещала ли она производителям дорабатывать под себя Android (система с открытым кодом позволяет это). Эти косметические изменения, так называемые форки, могут быть прямым конкурентам операционной системы.

В ответ на это вице-президент по Android Хироши Локергеймер написал, что у пользователей есть огромный выбор приложений в магазине Google Play, а разработчики могут создавать приложения для разных операционных систем. «Благодаря Android разработчики могут завоевать огромную аудиторию и построить сильный бизнес. Мы с нетерпением ждём возможности обсудить это с Еврокомиссией», — написал он.

 

Источники: Bloomberg, Googleblog (1, 2), WSJ, РБК, сообщения Еврокомиссии и другие

Обложка: turtix / Shutterstock.com