Четырнадцать лет назад, 28 апреля 2001 года, в космос отправился первый турист. Американский предприниматель Дэннис Тито провёл неделю в невесомости, заплатив за это 20 миллионов долларов. Тогда говорили, что вскоре полёты в космос станут более массовым и доступным развлечением. Но за прошедшие с того момента 14 лет в космосе побывали семеро туристов, которые заплатили примерно столько же. Последним в 2009 году на орбиту слетал основатель Cirque du Soleil Ги Лалиберте.

Несмотря на то что несколько бизнесменов вложили деньги в космические проекты, на орбиту в основном летают профессиональные космонавты за государственный счёт. The Village выяснил, кто занимается коммерциализацией космоса и почему у этих людей пока не получается.

Ричард Брэнсон и пустующий космодром

Самым масштабным долгостроем на рынке космического туризма является космопорт «Америка» в Долине Смерти. Впечатляющий аэровокзал, построенный по проекту Нормана Фостера, открылся в 2011 году. Строительство объекта обошлось местным налогоплательщикам в 208 миллионов долларов. Предполагалось, что вложения окупятся вскоре после того, как с него начнут отправляться на орбиту челноки SpaceShipTwo, которые разрабатывает компания Virgin Galactic известного бизнесмена Ричарда Брэнсона. Этот корабль, подвешенный к самолёту-носителю, может поднять шестерых туристов на высоту в 20 километров над Землёй. Потом две части системы разделяются, челнок с помощью экспериментального ракетного двигателя развивает скорость до 4 тысяч километров в час и поднимается на высоту больше 100 километров. Там в состоянии невесомости пассажиры пару минут могут полюбоваться планетой, а через два часа вернуться на землю.

SpaceShipTwo и White Knight Two. Фото: Jeff Foust. Изображение № 1.SpaceShipTwo и White Knight Two. Фото: Jeff Foust

Такие коммерческие полёты должны были начаться в конце 2014 года, но были отложены: в октябре во время тестовых полётов один из кораблей потерпел крушение. В результате 24 из 800 туристов, купивших за 250 тысяч долларов билеты в космос, решили отказаться от поездки.

Элон Маск и его попытки вернуть ракету

Компания SpaceX одного из основателей PayPal Элона Маска не занимается космическим туризмом как таковым. Но её разработка, ракета-носитель Falcon 9, могла бы изменить космическую отрасль, сделав полёты на орбиту более доступными.

Суть проекта в том, что после старта первая ступень ракеты не сгорает в атмосфере, а приземляется на специальную платформу и потом может снова использоваться для доставки грузов на орбиту. Правда, пока это сделать не удаётся. Первый раз ракета неудачно приземлилась 15 января, запуск 16 апреля тоже закончился крушением. Стоит отметить, что уже сейчас деньги на развитие проекта даёт NASA: недавно оно выделило ему около 2 миллиардов долларов на завершение испытаний.

Роберт Бигелоу и его «космический отель»

В 1999 году отельер Роберт Бигелоу решил заняться освоением космоса. Он создал компанию Bigelow Aerospace, которая начала разрабатывать проект коммерческой космической станции. Её тут же окрестили космическим отелем, но сам бизнесмен это отрицал. При этом ещё в 2007 году он говорил, что через пять лет сможет предложить всем желающим провести месяц на его станции за 15 миллионов долларов. Но разработки затянулись.

В этом году должны начаться первые полевые испытания его надувного космического модуля BEAM, который пристыкуется к МКС и проведёт на орбите два года. Бизнесмен вложил в этот проект более 300 миллионов долларов, в последнее время к финансированию также присоединилось NASA.

Симулятор выхода в открытый космос. Фото: Space Adventures. Изображение № 2.Симулятор выхода в открытый космос. Фото: Space Adventures

Андерсон и его турагентство

Эрик Андерсон — тот самый человек, который сумел договориться с Роскосмосом о доставке туристов на МКС на кораблях «Союз». Его Space Adventures не только готовит туристов к полёту в Звёздном городке, но и собирает депозиты тех, кто хотел бы полететь в космос, но пока не может найти на это время. Одним из таких потенциальных туристов стал сооснователь Google Сергей Брин, который отдал 5 миллионов долларов за приоритетную посадку на борт в тот момент, когда его отпустят дела на Земле.

В 2008 году Андерсон также купил компанию Zero Gravity Corporation. Она позволяет туристам испытать состояние невесомости в течение 30 секунд. Для этого её Boeing-727 поднимается в небо под углом 45 градусов, а потом резко тормозит. Раньше такие параболические полёты NASA использовало для подготовки космонавтов, которые прозвали эту методику кометой блевотины. Отправиться в подобное путешествие можно примерно за 5 тысяч долларов. Самолёт гастролирует по городам и стартует из разных точек: с мыса Канаверал, из Чикаго, Хьюстона, Лас-Вегаса и других городов.

Пока это самый успешный и массовый проект в области космического туризма. Андерсон пытается привлекать людей к большим полётам в космос, но мало кто готов столько платить. К примеру, он хотел отправить пару туристов на Луну, но нашёл только одного желающего заплатить 150 миллионов долларов за такой тур. Сейчас Space Adventures готовит к полёту восьмого космического туриста: в сентябре к МКС должна полететь певица Сара Брайтман.

 

Обложка: SpaceX