За Элоном Маском давно закрепилась слава бизнес-селебрити, его называют прототипом главного героя фильма Iron Man. Продав свои 11 % акций PayPal в рамках полуторамиллиардной сделки с eBay, Маск получил состояние, которое решил использовать на освоение космоса и развитие революционных технологий. Спустя десять лет и миллиарды долларов инвестиций его космические челноки полетели к МКС, а заправки для электрокаров Tesla стали появляться в крупнейших мегаполисах.

Однако за этими достижениями стоит не только предпринимательский талант Маска, но и мощная господдержка. На этой неделе Los Angeles Times подсчитала, какой объём субсидий получил Маск за время работы над проектами будущего. Оказалось, около 4,9 миллиарда долларов. The Village разобрался в причинах успеха бизнесмена.

Юный миллионер

Кто помогает взлететь проектам Элона Маска. Изображение № 1.

Сын канадской модели и южноафриканского инженера, Элон Маск провёл детство на Чёрном континенте. Ему было девять лет, когда родители развелись и он остался с отцом в Африке. Через год, в 1980-м, он открыл для себя мир программирования, а через два года заработал первые 500 долларов на продаже своей программы.

Для того чтобы иметь возможность обосноваться в США, в 17 лет Маск уехал в Канаду и получил гражданство этой страны, поступил в местный университет, а потом перевёлся в Пенсильванию. В 24 года он поступил в Стэнфорд, но вместо изучения физики увлёкся стартапом и бросил университет.

Первую компанию он создал с братом. Zip2 разрабатывала интернет-сайты для разных фирм и СМИ, в числе её клиентов была и газета The New York Times. В 1999 году стартап купила AltaVista, и Маск получил первые 22 миллиона долларов от продажи своих активов.

Эти деньги он вложил в платёжный сервис X.com, который впоследствии превратился в PayPal. Разразившийся в начала 2000-х кризис доткомов не помешал предпринимателям продать стартап eBay. В 2002 году Маск заработал на этой сделке 165 миллионов долларов.

Из интернета в космос

Кто помогает взлететь проектам Элона Маска. Изображение № 2.

Этот капитал позволил Маску войти в число самых влиятельных жителей Долины. Но вместо того чтобы создавать новый интернет-проект, в 2002 году он учредил SpaceX. Предприниматель мечтал вернуть интерес людей к космосу. Он сначала хотел снарядить экспедицию на Марс и несколько раз летал в Москву, чтобы уговорить российских космических функционеров продать ему обновлённую модель ракеты-носителя «Днепр». Но за неё просили слишком дорого, и Маск решил сам взяться за разработку таких ракет, которые сделали бы космос доступнее для бизнеса.

В 2006 году он стал соучредителем SolarCity, компании — разработчика солнечных батарей, призванных противостоять глобальному потеплению. А через два года предприниматель также вошёл в капитал Tesla Motors, производителя электрокаров, переживавшего нелёгкие времена в кризис.

Сейчас во всех связанных с именем Маска компаниях работает около 23 тысяч человек, его фабрики находятся в Калифорнии, Мичигане, Нью-Йорке, Неваде и Техасе. Стоимость его долей во всех бизнесах оценивается в 10 миллиардов долларов, но ни один из них пока не приносит прибыли.

Гранты, субсидии, льготы

Критики Маска говорят, что он просто удачно нашёл способ монетизации своих проектов. «Он определённо следует за государственными деньгами, — говорит Дэн Долев из Jefferies Equity Research. — Это хорошая стратегия, но однажды государство может перекрыть финансирование».

К примеру, американское правительство субсидирует 30 % стоимости создания солнечных батарей SolarCity за счёт налоговых льгот и субсидий. Компания отчиталась о получении гранта почти в полмиллиарда долларов из федерального казначейства США.

Штат Нью-Йорк выделил 750 миллионов долларов на строительство фабрики по производству солнечных панелей в Буффало. SolarCity будет арендовать её за доллар в год и сможет десять лет не платить налоги. Чиновники верят в проект и считают, что новая фабрика на месте закрытой сталелитейной сможет создать 3 тысячи рабочих мест.

SpaceX получил контракты от NASA и ВВС США на 5,5 миллиарда долларов, несмотря на то что сохранить разгонный блок ракеты-носителя для последующего использования пока не удалось.

Кто помогает взлететь проектам Элона Маска. Изображение № 3.

Штат Невада помогает Tesla в строительстве завода для производства батарей, помощь оценивается 1,3 миллиарда долларов. Правительство также предоставляет налоговые вычеты покупателям электрокаров в Калифорнии.

Недавно Маск объявил о запуске нового проекта: Tesla Energy займётся выпуском аккумуляторных батарей для дома и бизнеса, которые будут подзаряжаться днём и отдавать энергию в тёмное время суток. Стоя на сцене, предприниматель под торжественную музыку рассказывал о том, как эти батареи смогут изменить потребление электричества. Но он не упомянул о том, что Tesla уже договорилась с правительством штата Калифорния о предоставлении 126 миллионов долларов субсидий для этого проекта.

Самого Маска подобные подсчёты сумм господдержки раздражают. Он говорит, что эти гранты были доступны всем, кто захотел бы на них претендовать. Разработки новых технологий довольно долго могут приносить предпринимателям одни лишь убытки — неплохо, если они могут получить помощь при создании полезных для всех проектов.

   

Источники: CNBC, Los Angeles Times
фотографии: Dan Taylor / Wikimedia Commons, SpaceX Photos, NASA / Bill Ingalls / Wikimedia Commons