Вчера в Париже возмущённые таксисты снова жгли покрышки, требуя остановить Uber. По старой французской традиции они построили баррикады возле аэропортов, так что пассажиры были вынуждены идти в город пешком по трассе, пробираясь с багажом сквозь клубы чёрного дыма. И всё потому, что сервис заказа автомобилей UberPop душит местный бизнес, устанавливает тарифы ниже, чем у обычных таксопарков. Некоторые страны уже запретили использование сервиса на своей территории под давлением традиционных компаний. По другую сторону баррикад — Google и основатель Amazon Джефф Безос, которые инвестировали миллионы долларов в Uber. The Village разобрался в истории конфликта и выяснил, у кого больше шансов на победу.

Новая идея

Ирония состоит в том, что Uber родился именно в Париже, городе, из которого его так настойчиво пытаются выгнать. В 2007 году будущие сооснователи Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп пытались поймать такси на конференцию Le Web и размышляли о том, какой бизнес сделать.

Оба к тому времени успели создать и продать успешные компании. Кэмп только что закрыл сделку по продаже поискового механизма StumbleUpon eBay, Каланик продал P2P-сервис поиска музыки Scour.com. Этой компанией он начал заниматься на старших курсах лос-анджелесского университета UCLA, который в итоге бросил из-за стартапа. Сервис привлёк внимание крупных компаний, но в плохом смысле: медиакорпорации подали иск на 250 миллиардов (тут нет ошибки) долларов. Несколько раз Каланик терял деньги и возвращался жить к родителям, пока не продал компанию за 15 миллионов долларов.

Как Uber борется со всем миром. Изображение № 1.

Во время того парижского разговора они обсуждали, что неплохо было б арендовать парк лимузинов и с комфортом довезти всех участников конференции до места проведения и немного заработать. Тогда это было похоже на шутку, но через три года друзья вернулись к этой идее. Каланик задавался вопросом: действительно ли он хочет заняться лимузинами? Он позвонил в несколько служб заказа таких машин в Сан-Франциско: три из них сразу повесили трубку, четыре сказали «может быть», ещё три были взбудоражены идеей. Каланик понял, что в этом что-то есть.

В июле 2010 года он с другом выпустил приложение для iPhone, позволяющее заказать машину без звонка в таксопарк. Заказ брал водитель, находящийся неподалёку, — это позволяло сократить время подачи. Кроме автопарка лимузинов с Uber стали работать и обычные владельцы машин, которые подключались к приложению и начинали бомбить.

Успехи и проблемы

После нескольких месяцев работы местный департамент транспорта потребовал закрыть сервис. Закалённый в судах с медиамонстрами Каланик признавался, что в тот момент «почувствовал себя как дома». Он заручился поддержкой адвокатов, которые доказали, что компания не нарушает закон, и продолжил работать. «Мы не American Airlines, мы скорее Expedia» — такой аргумент приводил Каланик в спорах со старыми службами такси и чиновниками.

Как Uber борется со всем миром. Изображение № 2.

Uber открывался в новых американских городах. Почти везде он видел противодействие таксистов и восторг пользователей. В родном Сан-Франциско чёрные машины Uber встречались на улицах чаще, чем обычные такси.

В 2011 году компания привлекла второй раунд инвестиций в 49,5 миллиона долларов: её, в частности, поддержал деньгами основатель Amazon Джефф Безос и фонд Goldman Sachs. Через два года 258 миллионов в неё инвестировал Google Ventures.

Мировая слава

В 2014-м директор компании Каланик вошёл в список Forbes с состоянием в 5,9 миллиарда долларов, а саму компанию оценили в 40 миллиардов. В прошлом году пользователи Uber совершили 140 миллионов поездок. Компания получает 20 % от каждой транзакции — эксперты предполагают, что в этом году её выручка достигнет 10 миллиардов долларов.

Сейчас Uber работает в 58 странах, в том числе и в России. В некоторых местах таксистам удалось добиться запрета приложения. К примеру, им нельзя воспользоваться в Южной Корее, Испании, Анкоридже, Сан-Антонио и других городах. После акции протеста в Париже распорядился запретить приложение с 1 января, чтобы охладить пыл протестантов. Но водители других стран, которые ввели такое ограничение, обходят его. Так, несмотря на то что в некоторых штатах Индии Uber запрещён, приложение работает в Мумбае и Нью-Дели. То же самое происходит в Австралии. Российские депутаты тоже уже успели высказаться против Uber, но пока у нас он чувствует себя спокойно.

Последняя идея Каланика — UberPool, возможность разделить поездку с незнакомцем, следующим по тому же маршруту. Это позволит сделать цены ещё ниже. Кажется, таксистам стоит запастись покрышками, потому что Каланик не собирается останавливаться. «Ты должен быть бойцом, и даже немного воином, — говорил Каланик о развитии бизнеса нового типа. — А если ты не можешь, лучше заниматься чем-то менее разрушительным».

Источники: The Wall Street Journal, Business Insider (1, 2), «РБК», Look At Me

Фотографии: Обложка — Heisenberg Media / Wikipedia, 1 — Hadrian / Shutterstock.com, 2 — EQRoy / Shutterstock.com