«Порядок слов» — независимый магазин интеллектуальной литературы в Петербурге. Здесь работает киноклуб, проводят литературные вечера, лекции и семинары, презентации книг с участием авторов. В приоритете литература нон-фикшн, книги по теории кинематографа и музыки, труды по философии, политологии и социологии, альбомы по искусству и поэзия. Также здесь можно купить журналы «Сеанс», «Искусство кино», «Неприкосновенный запас», «Транслит» и другие. 

               
     Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 1.      

Константин ШАВЛОВСКИЙ

     
Владелец магазина
   
 

«Можно открыть книжный магазин так, что это не будет стоить тебе ничего. Но дальше ты будешь всю жизнь ходить в долгах. Специфика этого бизнеса такова, что большинство издательств предоставляют деньги на кредитной основе, то есть они дают книги на реализацию, ты их продаешь и возвращаешь издательствам деньги.»    

О ПРОЕКТЕ

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 2.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 
Магазин книг

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 3.

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ 

 
Январь 2010

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 4.

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК 

 
175 000 рублей

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 5.

 

ШТАТ 

 
8 человек

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 6.

 

ПЛОЩАДЬ ЦЕХА 

 
100 кв. м

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 7.

 

САЙТ 

 
www.wordorder.ru

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 8.

 

АДРЕС

 
наб. Фонтанки, 15

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 9.

 

ПОМЕЩЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТИЮ

Нужны деньги на открытие фирмы, оборудование, подготовку помещения и оплату работников. У нас помещение было уже готовое, оно досталось от магазина Русской христианской гуманитарной академии, который работал на Фонтанке, 15 очень давно. Мы вложили в проект примерно 5 000 долларов, но при этом год работали без зарплаты. Сейчас в «Порядке слов» никто — ни я, ни Анна Изакар, соучредитель, ни даже бухгалтер — не получает зарплату больше 20 тысяч рублей.  

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 10.


БЮДЖЕТ

Открыть книжный магазин можно за минимальные деньги, но потом ты всю жизнь будешь ходить в долгах. Это самая главная бизнес-опасность книжного магазина: его очень легко открыть, но ты будешь должен всем поставщикам, оборот не будет соответствовать выплатам. С этим, я думаю, связана недолгая жизнь независимых книжных в Петербурге — через два года многие закрываются.

 

СИСТЕМА УЧЕТА

Главная наша проблема в том, что мы не бизнесмены. Мы знаем, что, но часто не понимаем, как, — не в стилевом, а в практическом отношении. Поэтому мы наступили на несколько граблей. Например, не позаботились сразу о системе учёта. Сначала кажется, что это скучно и второстепенно, а потом происходит коллапс. Система учёта — первое, о чем нужно позаботиться, когда открываешь своё дело. 

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 14.

 

ПРОДВИЖЕНИЕ

Когда мы открывались, все нам сочувствовали: неудачное место. По нашей стороне Фонтанки до открытия бара «Продукты» ходили только работники соседнего бизнес-центра: из-за изгиба реки проще пройти на Невский по Литейному и Моховой. Поэтому нам пришлось поработать, чтобы сформировать прослойку своих покупателей. Чтобы привлечь людей, сделали ставку на то, что мы не просто книжный магазин, а культурный центр на базе книжного магазина. Раскручивались двумя способами: через социальные сети и с помощью мероприятий. Я работаю редакционным директором журнала «Сеанс», и мы изначально задумывали «Порядок слов» как дискуссионную площадку, киноклуб при «Сеансе». Во многом за счёт этого и создали нашу репутацию. Постепенно про нас начали писать в СМИ, публиковать анонсы наших мероприятий. В интернете мы всё делали сами: создали группы «Вконтакте» и на Facebook, профайлы в «ЖЖ», на Look At Me, «Теориях и практиках», где приглашали людей на мероприятия. 

 

СОВЕТЫ

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 18.

 

Не открывайте книжный магазин, если точно не знаете, чего хотите. Большая часть неудачных книжных проектов связана с тем, что люди не понимали, что они предлагают аудитории, даже если у них были финансовые ресурсы и помещение. Когда мы открывались, ниша интеллектуального книжного магазина нон-фикшн литературы была свободна, и поэтому сейчас мы востребованны.

 

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 19.

 

Нанимайте профессионалов. Если ты сам не специалист в книжном бизнесе, то нужно найти человека, который в нём разбирается. Товаровед или директор по ассортименту маленького книжного магазина должен знать весь ассортимент, знать вкусы публики и, самое главное, знать, где эти книги заказать. Чтобы не получилось, как в сериале Black Book. Работа с поставщиками — это совершенно отдельная история, в которой сложно преуспеть, если ты ничего не знаешь о книжном деле.

 

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 20.

 

Живите своим книжным магазином. Открывая маленький книжный магазин, нужно отдаваться ему целиком. Как, впрочем, и любому собственному проекту.

 

Константин Шавловский, владелец магазина «Порядок слов». Изображение № 21.

 

Расширяйте аудиторию. Cообщество любителей интеллектуальной литературы на самом деле раздробленно. Гуманитарии разных специализаций живут в своих изолированных мирах. К примеру, любителей поэзии мало, но мы опытным путем выяснили, что поклонники творчества одного хорошего поэта зачастую не читают стихи другого. Нам пришлось организовать специальную программу «Межгород» — совместные поэтические чтения московских и петербургских поэтов, чтобы как-то исправить эту ситуацию. Как правило, на каждое мероприятие приходят несколько новых людей, которым интересно именно это. Если им нравится магазин, то мы получаем правильный «сарафан» в каком-то сообществе, например вдумчивых читателей Бориса Кагарлицкого или беззаботных слушателей группы «СБПЧ».



Фотографии: Дима Цыренщиков, «Порядок слов»
Но обложке: Константин Шавловский и Анна Изакар