Открыть хостел Константин Осинцев и Мария Тимошенко решили осенью 2011 года. До этого они часто сдавали свою квартиру на несколько недель или месяцев, уезжая в путешествия. Опыт управления проектами у молодых людей уже был: Константин руководил собственной веб-студией Robo-t, а Мария — интернет-магазином. С помещением и стартовым капиталом помогли знакомые бизнесмены, которым теперь принадлежит доля в проекте. Открылся хостел Dom в середине января и с первого месяца вышел на самоокупаемость.

               
     Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 1.      

Константин ОСИНЦЕВ

     
Совладелец хостела
   
 

«Хостел — это в любом случае малый бизнес. Мы не купим себе „бентли“, даже если всё пойдет гораздо лучше, чем рассчитываем. В идеале мы будем делить с инвесторами 10–15 тысяч долларов в месяц. Хорошо, что они понимают, что хостел — это не нефтяная скважина и срок возвращения инвестиций — полтора-два года.»

О ПРОЕКТЕ

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 2.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 
Гостиница

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 3.

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ 

 
январь 2012 года

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 4.

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК 

 
2 500 000 рублей

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 5.

 

ШТАТ 

 
5 человек

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 6.

 

ПЛОЩАДЬ ЦЕХА 

 
450 кв. м

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 7.

 

СТРАНИЦА НА FACEBOOK

 
Хостел DOM

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 8.

 

АДРЕС

 
Подсосенский переулок, 21/5

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 9.

 

ПОМЕЩЕНИЕ

Константин: В конце прошлого года наши знакомые, несколько серьезных бизнесменов, предложили нам подходящее помещение недалеко от Чистых прудов. Дело в том, что оно было довольно бестолково устроено: там нельзя было сделать ни офис, ни гостиницу, а у этих ребят был долгосрочной контракт с мэрией, а помещение простаивало. Мы договорились, что у нас будет своя доля в проекте. Конечно, их доля больше, так как они дали помещение и запуск хостела делался на их деньги. Но когда открываешь любой бизнес в Москве, недвижимость — это самая большая проблема. Так что нам повезло.

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 10.

 

ПРОБЛЕМЫ НА ЗАПУСКЕ

Константин: Все думают, что открыть свой бизнес в Москве — это жутко тяжелое дело, многотысячные взятки, сутки в очередях и так далее. Полная чушь. У нас не было никаких проблем с чиновниками. Мы зарегистрировали ООО, заплатили профессионалу, который разобрался с бумажками из БТИ. Бумаг действительно чуть больше, чем в обычных офисах, плюс если ты арендуешь помещение, это всегда увеличивает количество бумажек, но они же не на китайском. Любой, кто имел практику организации хоть чего-нибудь, быстро во всем разберется. Всё это стоило 10 тысяч рублей. И ни одной взятки!

Главной проблемой на этапе запуска стали не чиновники, а строители. У первой бригады, которую мы нашли, руки не из того места росли. В итоге мы с ними рассчитались и нашли других, которые за месяц ремонт доделали. Ну и были идеологические трудности с инвесторами. Они же опытные бизнесмены, старая закалка, всё такое. У нас, например, вышел спор, нужно ли прибивать фены в номерах. Они утверждали, что фены тут же украдут, но мы сказали, что нашим будущим гостям доверяем и что лучше тщательнее выбирать людей, а не прибивать всё к полу. Конечно, отстаивать свою позицию, когда деньги не твои, трудно, но мы смогли в итоге сделать всё так, как хотели.

 

 КОМАНДА

Мария: Главное в такой работе — чтобы люди любили общаться. В хостеле должна быть имитация отношений друга и хозяина дома. Мы, когда искали администраторов, не только посмотрели их резюме и то, чем они занимались раньше, но и долго с ребятами общались, просили показать аккаунты в соцсетях. Мы хотели, чтобы они были не просто спокойные и адекватные, но еще и веселые. Первое и последнее впечатление от хостела особенно важны, а первым и последним гость видит администратора. Наших мы нашли через «ЖЖ». Заработок у них около 20–25 тысяч рублей — но это для них подработка, так как в хостеле они заняты только два дня в неделю.

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 18.

 

ГОСТИ

Константин: У нас есть определенный образ нашего гостя: это молодежь, студенты или люди постарше той социальной категории, которую принято называть средним классом. Первый тест на подходящего гостя — наличие аккаунта в «Фейсбуке». Больше половины тех, кто гостил у нас, вышли на хостел через интернет. Примерно 30 % наших гостей — иностранцы. У нас строгий фейсконтроль: мы не пускаем непонятных людей с улицы, стараемся не связываться с приезжающими в Москву футбольными болельщиками. Когда речь идет о репутации, лучше перестраховаться. У нас есть черный список людей, которые по-хамски вели себя, пили алкоголь или мешали другим. Пока туда входит человек пять. Хотя мы не требуем ничего невозможного: гости просто должны вести себя культурно.

Мария: Мы всегда спрашиваем у тех, кто к нам обращается, откуда они узнали о хостеле. А если просто звонит молодой человек и говорит, что нужна комната на одну ночь на двоих, мы говорим, что мест нет. Свидания на час — совсем не наш формат. У нас ведь все гости собираются, болтают по вечерам. Знакомятся, вместе куда-то ходят. Как-то приехал фотокор из Италии митинги снимать, подружился с кем-то из других гостей, пошли на митинг вместе. Мы с Костей и сами неделю прожили в хостеле, чтобы почувствовать себя на месте наших гостей. Ну и еще у нас дома был ремонт тогда.

 

РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Мария: Вообще-то Костя только руководит, а я каждый день иду в хостел, всё делаю и за всем слежу. Я делаю в сто раз больше, чем он. Когда приезжаю, первым делом я смотрю, как дела в душе и туалете: чтобы было сухо, чистые полотенца лежали на своих местах и всё такое. Потом иду на кухню посмотреть, чтобы там тоже было чисто. Мы кормим гостей бесплатными завтраками: кофе, чай, каша, тосты, хлопья, молоко. Потом, когда все позавтракали и ушли по своим делам, я слежу за уборкой в номерах, сменой белья, глажкой и стиркой. Одновременно слежу за бронированием, веду «Фейсбук», придумываем с Костей мероприятия на выходные. По воскресеньям мы устраиваем всякие штуки: то домашний обед, то бургер-пати. Зовем друзей. Фотки с этих мероприятий — важная составляющая имиджа, так и формируется образ.

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 22.

 

ДОХОД

Константин: Мы с первого месяца вышли на самоокупаемость. Ушли в ноль, проще говоря. Зарплаты, коммуналку, телефон и интернет теперь оплачиваем из выручки и дополнительных денег на хостел не тратим. Но этого мало, конечно. Нет смысла заниматься бизнесом, если он не приносит денег. Ближе к лету мы рассчитываем на большую, чем сейчас, заполняемость. Надеюсь, что с апреля хостел будет стабильно заполнен на 90 %. Пока этот показатель плавает, то 20 %, то 100 %. Норма выручки по нашему бизнес-плану — 700–800 тысяч рублей в месяц, но это из расчета, что хостел загружен на 90 %. А ежемесячные затраты около 300–400 тысяч, и еще не меньше 10 % уходит на налоги.

 

ПЛАНЫ

Константин: Бизнес не может стоять на месте: он либо растет, либо хиреет. Конечно, мы хотим сделать сеть хостелов. Где открывать второй, пока обсуждаем. Москва слишком агрессивная в этом смысле. В Питере попроще с арендой, там цены на недвижимость гораздо доступнее. И больше подходящих для стартапов помещений, всяких особнячков, административных зданий, просторных помещений на нижних этажах.

Главное, когда всё уже пошло, — не садиться на диван и не ждать огромных доходов, а продолжать придумывать что-то новое. Сейчас мы работаем над собственным сайтом, там будет не только возможность забронировать койку или комнату, но и информация о ближайших к хостелу местах, важных для туристов: где поесть, какие магазины недалеко, развлечения, услуги. В дальнейшем, может, напечатаем что-то типа брошюры. Еще ведем переговоры с хозяевами ближайших кафе, чтобы нашим гостям давали скидки.

 

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 28.


СОВЕТЫ

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 31.

 

Не бояться бюрократии. Осознанно никто из мифических московских чиновников заниматься делом не мешает. Нужно просто брать и делать. Когда люди говорят: «Ой, там всё так сложно, чиновники душат и вообще» — это просто отговорки и лень. 

 

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 32.

 

Без запаса денег бизнес не сделаешь. Не нужно открывать дело на последние деньги. Лучше найти серьезного дядю и, скрепя сердце, отдать ему долю в проекте. И еще никогда нельзя думать о том, когда ты начнешь получать большие деньги. Если будешь думать об этом, всё испортишь.

 

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 33.

 

Общение с рабочими — отдельная область человеческого знания о мире. Этому надо учиться у профессионалов.

 

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 34.

 

Тщательно выбирайте сотрудников. К сожалению, большинство людей хотят сидеть весь день на стуле, читая свою ленту и шутки в интернете. И получать за это приличные деньги. Найти ответственных людей, которые любят свою работу и делают ее хорошо, очень сложно.

 

Константин Осинцев и Мария Тимошенко, владельцы хостела Dom. Изображение № 35.

 

Надо иметь четкое видение своего клиента. Мы сразу решили, кого мы хотим у себя видеть, а кого не хотим. Тут не должно быть компромиссов.