Кирилл Наумов и Дмитрий Ершов познакомились на занятиях капоэйрой, когда одному из них было 14 лет, а другому 17. Через несколько лет они сами начали преподавать. Набрав достаточное количество учеников, компаньоны создали собственный клуб. Наумов, Ершов и сотрудничающие с ними тренеры ведут занятия в шести столичных залах, зарабатывая около 125 тысяч рублей в месяц.

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Спорт

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

Март 2008 года

 

бюджет на запуск

10 000 рублей

 

САЙТ

www.capoeiranaveia.ru

 

 Capoeira Camara: Как продать боевое искусство. Изображение № 1.

Кирилл НАУМОВ и Дмитрий ЕРШОВ

Создатели школы Capoeira Camara

 

Как пришла идея

Мы занимаемся развитием капоэйры с начала 2000-х, то есть практически с самого появления этого вида спорта в России. В 2008 году после ухода из крупной московской организации капоэйры мы решили открыть собственную школу, которая отвечала бы нашим представлением о философии тренировок.Наша идея в том, что спорт должен быть доступен для каждого, а не только для посетителей дорогих фитнес-клубов.

Мы выбирали очень тщательно и в результате остановились на довольно молодой школе Capoeira Camara, которая до того не была представлена в России. Юридически такой выбор никак не оформляется. Он просто означает, что отныне ты представляешь определенную традицию, стиль борьбы. На момент открытия новой школы у нас уже была наработана база из приблизительно 100 учеников.

Мы образовали НКО — типичную для спортивных организаций правовую форму. Главное при создании НКО — важно помнить, что оплата занятий юридически должна оформляться как членские взносы. Однако если твоя финансовая деятельность становится более разнообразной, например, ты хочешь провести купонную акцию, то здесь возможностей НКО может не хватить. Поэтому мы учредили ещё и ООО.

Как устроен бизнес

Мы арендуем залы для себя и инструкторов. Кроме нас в школе преподают девять тренеров. Заработок тренера зависит от количества учеников и проведённых в месяц занятий. Если у тренера средний по напряжённости график, он заработает 50 000 рублей, а если постарается, выстроит расписание так, что все рабочие дни заполнены тренировками, — 90 000. Мы подготавливаем своих собственных преподавателей, а также привлекаем к работе профессиональных преподавателей со стажем. Им выгодно работать с нами, потому что привлекать новых клиентов в одиночку, не имея за плечами авторитетной школы, очень сложно.

 

 

 

По сути, каждый преподаватель работает на себя, но отдает часть выручки в общий фонд.

 

 

 

Этот фонд идёт на аренду помещений, рекламу школы, организацию различных семинаров и других активностей. Сейчас наш месячный доход составляет порядка 125 000 рублей в месяц.

Мы открываем филиалы школы в других городах (например, в Туле), оказываем им всяческую поддержку, но не получаем с них членских взносов. Это целиком и полностью их заработок, так как они делают большую работу для продвижения капоэйры в своем городе. Для нас же это дополнительная аудитория при проведении семинаров и мастер-классов.  

Клиенты

Изначально мы ориентировались на взрослых, но быстро поняли, что у них слишком много других дел — дом, работа, — которые не позволяют отдавать тренировкам много времени. Другое дело — дети и подростки. За посещаемостью детей следят родители, а подросткам просто интересно. Сейчас у нас занимаются около 200 детей и 100 взрослых. Кроме того, мы проводим бесплатные занятия для детей из неблагополучных семей, а также раз в две недели проводим занятия в детском доме.

Аренда

Есть две схемы, по которой мы работаем с залами: либо арендуем площадку на часы занятия, либо не платим за аренду, но отдаем площадке половину выручки. Во втором случае залу выгодно с нами работать, потому что мы приводим людей, а нам выгодно, потому что даже если на занятие придёт один человек, мы всё равно ничего не потеряем. В случае почасовой аренды занятие окупается, если приходят хотя бы 10 человек (обычно занимаются около 30).  

Стоимость аренды сильно разнится: от 500 рублей в час за необустроенный зал на окраине до 3 000 рублей за большой, хорошо оборудованный зал в центре города.

 

 

 

Расположение зала
и время занятий определяется составом учеников.

 

 

 

У каждого занятия в расписании ­ — своя целевая аудитория. В центре мы арендуем залы для людей, которые работают в офисе и хотят тренироваться сразу после работы. Для них занятия начинаются в 19.00. В залах на окраинах занимаются те, кто там живет: им нужно время, чтобы доехать с работы или из института. Там занятия начинаются минимум в 20.30. 

Продвижение

Мы явно пропустили момент развития соцсетей. Изначально делали акцент на офлайн-рекламу, но вдруг заметили, что начинаем терять учеников. Если людям ежедневно не напоминать, что необходимо тренироваться, не мотивировать их после работы идти на тренировку, они начинают лениться и пропускать занятия. Мы завели себе группы во «ВКонтакте», Facebook, канал на YouTube и прочие атрибуты интернет-присутствия. В редактировании всего этого нам помогают наши ученики-подростки.

Они днями и ночами сидят в интернете и лучше нас в нём разбираются. Они снимают и выкладывают видео о капоэйре, ведут мотивационные паблики, следят за обновлениями в группах. Недавно одна из учениц увлеклась фотографией и научилась снимать качественно — она лучше, чем посторонний, чувствует капоэйру и снимает для нас фотоотчеты. Мы оплачиваем ее работу и абонемент.   

Проблемы

Этот бизнес страдает от сезонности. Летом разъезжаются дети, во время сессии не приходят студенты, после 1 января также снижается посещаемость. Проблему летнего спада мы решаем за счет летнего тренировочного лагеря на море. Две смены, взрослая и детская, обе по 20 дней. В этом году поехали 80 человек. 

 

 

 

Ещё правило: чтобы
в сентябре набралась группа, надо хорошенько поработать над рекламой в конце весны.

 

 

 

В сентябре нужно удвоить активность: участвовать в Дне города и открытых мероприятиях, распространять листовки, давать показательные выступления. За один день можно привлечь 10 учеников, а это уже кое-что.   

Проблемы? В Москве не хватает спортивных объектов с доступными арендными ставками, а все новые центры строятся с расчётом на фитнес, а не спорт. В России отсутствует чёткая государственная политика в отношении здорового образа жизни. Люди крайне неспортивные, а многие родители не понимают основ физического воспитания и культуры питания. Всё это отражается на бизнесе.

Перспективы

Мы ищем хорошее помещение под будущую Академию капоэйры. Школе лучше иметь постоянное помещение. Параллельно с нами там планируют работать тренеры по бразильскому джиу-джитсу и тайскому боксу, которые будут платить субаренду. 

Подходящих под наши нужды спортзалов в Москве нет, поэтому мы готовимся к полному ремонту. Смотрим в сторону старых заводских площадей, но с ними никогда точно не понятно, кому они принадлежат, или же они находятся под постоянной угрозой сноса, а в такое страшно инвестировать. 

Человеческие возможности ограничены, мы понимаем, что не сможем преподавать в таком же режиме, как сейчас, всю жизнь. Так что мы планируем растить из своих учеников преподавателей и создать большую филиальную сеть, с которой будем получать проценты. 

Советы

Занимайтесь только тем, в чём разбираетесь «от и до».

Чётко понимайте, какую пользу вы приносите людям своим делом.

Осознайте, что как только вы откроете бизнес, на вас ляжет огромная ответственность. Больше не будет права устать и внезапно всё бросить.   

Человек, который хочет начать зарабатывать на капоэйре, должен иметь опыт занятий не менее семи лет. При нынешней конкуренции иначе не получится.

Не стоит брать кредит, а тем более снимать или ремонтировать на занятые деньги зал, пока у вас нет постоянной базы учеников и устойчивого денежного потока.

 

 Фотографии: Иван Афанасьев