Василий Шевченко (на фото) и Иван Чернявский начинали торговлю комиксами с двух полок в Галерее «Новодел», а теперь их магазин комиксов «Чук и Гик» зарабатывает 3,6 млн рублей в год. Несмотря на очевидный успех и увеличение продаж, они не планируют открывать сеть. Им нравится формат уникального маленького магазинчика. «Малый бизнес — это место, где ты работаешь сам», — считает Шевченко. 

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Магазин комиксов

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

Декабрь 2010 года

 

бюджет на запуск

30 000 руб.

 

САЙТ

www.chookandgeek.ru

 

 

«Чук и Гик»: Как устроен магазин комиксов. Изображение № 1.

Василий Шевченко

Основатель магазина комиксов «Чук и Гик»

 

Как пришла идея

Мы с Иваном Чернявским оба окончили историко-филологический факультет РГГУ, а потом Ваня устроился в издательство «Комикс» и вскоре привёл туда меня. В какой-то момент офисный труд стал казаться невыносимым, мы уволились и сидели без работы. Деньги постепенно подходили к концу, и надо было срочно что-то предпринимать. Мы ухватились за идею магазина комиксов, которая приходила к нам и раньше. Было очевидно, что ниша свободна, аудитория есть.      

Комикс-магазины во всём мире играют одну роль — объединяют поклонников комиксов и создают для них комфортную среду потребления. Хороший ассортимент, ты можешь найти что-то новое, на тебя не смотрят косо и всегда могут что-то интересное рассказать. Мы решили следовать тем же принципам.

Переносить опыт зарубежных комикс-магазинов можно было только с очень большими оговорками. В США, Франции или Бельгии с их мощной культурой чтения комиксов магазины выглядят соответствующе: это огромные помещения с роскошным ассортиментом. Мы бы тоже рады открыть что-то подобное, но пока, к сожалению, о таком ассортименте в России приходится только мечтать.

Мы решили не ждать, когда светлое будущее наступит, и открылись с тем, что есть.

С чего начали

На первом этапе очень помогли дружеские связи. Мы купили четыре коробки комиксов в маленьких издательствах, а галерея «Новодел», с владельцами которой мы давно знакомы, предоставила нам два стеллажа. 8 декабря 2010 года товар был выставлен на полки, а специализированный сайт фанатов комиксов сообщил, что мы открылись.

 

 

 

Магазин выглядел забавно (рядом с комиксами — бусы и другие самодельные штуки), но даже в таком виде он привлёк покупателей.

 

 

 

Первую партию разобрали очень быстро. Кто-то покупал, потому что у нас были топовые издания — например, «The Sandman» Нила Геймана — на 30% дешевле, чем в других магазинах. Кто-то просто поддержал наше начинание. Ведь мы открылись первыми, и для фан-сообщества было важно, чтобы магазин не разорился.

Первые полгода мы сидели в галерее с утра до вечера. Затем сняли целый зал. Сейчас у нас есть сотрудники, но мы хотя бы несколько раз в неделю работаем продавцами сами. Это полезно: в процессе разговора ты узнаёшь многое о своих покупателях, и это позволяет правильно подбирать ассортимент и находиться в курсе событий. Структура доходов и расходов выглядит примерно так: 60% того, что мы зарабатываем (300 000 рублей в месяц), идёт на закупки новых книг, 20% — на аренду и зарплату, и 20% прибыли. 

Клиенты

Первые серийные издания комиксов появлялись в России в 90-е, но им не хватало либо качества, либо периодичности: выпустив один-два комикса, издательства теряли к серии интерес. В 2000-х сразу несколько крупных издательств занялись мангой, «Комикс» — переводами крупнейшего издателя комиксов Marvel. Вне серий вышли классические «Хранители», «V значит вендетта» и другие.

 

 

 

У нас нет «среднего покупателя» — они слишком разные.

 

 

 

Скорее всего, это молодой человек от 14 до 30, но в толпе вы его не узнаете — просто потому, что любовь к комиксам не светится неоновой табличкой. Это может быть и суровый адвокат, и зубной врач, и студентка, и школьник. «Точки входа» у всех разные: кто-то застал хаотические издания комиксов десятилетней давности, кто-то видел кино или мультфильмы. Люди приходят и спрашивают, с чего начать. Получив совет, они становятся постоянными покупателями, начинают общаться между собой, как в социальном клубе.

Секреты успеха     

Первая важная вещь, которую мы поняли, — у покупателей не очень много денег. Поэтому решили ставить минимальную наценку. В крупных магазинах она могла достигать 100%, а мы ставили от 25 до 50%. Наши цены ниже цен на аналогичный товар даже в интернете. 

Вторая — ассортимент. У нас, возможно, мало изданий по меркам обычного магазина, зато есть все комиксы, изданные на русском языке, и много зарубежных изданий. Всё собрано в одном месте. Это качественно отличает нас от других магазинов, где комиксы присутствуют где-то на задворках — например, в разделах «Фольклор» и «Юмор».

Третья — квалификация. Мы разбираемся в том, что продаём. Сложно представить консультанта в обычном магазине, который сможет поддержать беседу о комиксах. А мы сами читаем комиксы и любим о них поговорить. Подобное дружелюбие в среде фанатов, которые часто довольно застенчивы, очень ценится. Получается, что уникален не товар, а среда.

Отношения с издательствами

Большое преимущество маленького книжного заключается в том, что он не живёт по принципу крупных магазинов с миллионными долгами. Мы рассчитываемся с издательствами в пределах месяца. За это наш магазин вправе требовать от издательств лояльного отношения. Отсутствие долгов ­ — один из главных принципов. Если ты совершишь ошибку, она не станет фатальной.  

Впрочем, не всё так гладко. С каждым издательством приходится выстраивать систему отношений, зачастую непростых. Порой издателям кажется, что мы уделяем их продукции недостаточно внимания. С нашей стороны это не вкусовщина: ты уделяешь больше внимания изданиям, которые расходятся, грубо говоря, в 500, а не в 5 экземплярах. Они тебя кормят.

 

 

 

Российские издательства комиксов сейчас переживают упадок. 

 

 

 

Дорогие лицензии, бумага, печать, затраты на транспортировку вкупе с отсутствием мест, где можно продавать готовый продукт, убивают маленькие издательства. Специализированные магазинчики, подобные нашему, только начинают появляться в России. Для многих издательств это слишком поздно.

 

«Чук и Гик»: Как устроен магазин комиксов. Изображение № 5.

Таможня

Зарубежные издательства не работают с магазинами напрямую. Чтобы что-то заказать, мы обращаемся к дистрибьюторам (если нужен популярный комикс) или к западным магазинам комиксов. Американский комикс, добираясь до России, дорожает на 50-60%. С почтовой таможней меньше юридических проблем, чем с обычной, но посылки часто оказываются побитыми. Любой изъян, наподобие загнутого уголка у обложки комикса, снижает стоимость вещи на 10-30%. Из-за этого мы не возим дорогие коллекционные издания.

Кроме неаккуратности почты, у экспорта книг есть и более серьёзные недостатки.

 

 

 

Из-за высокой пошлины мы не можем позволить себе привозить большие партии товара.

 

 

 

Нам приходится заказывать книги порционно, в 1-2 экземплярах. Мы постоянно увеличиваем объём американских поставок и всё больше позволяем себе в это вкладываться. Если брать вес, в ближайший год мы рассчитываем привезти около тонны товара.  Сейчас у нас порядка 800 русскоязычных и 400 англоязычных книг в ассортименте. 

Онлайн-продажи

Когда мы только придумывали «Чука и Гика», предполагали, что стоит начать именно с онлайн-магазина. Но пообщавшись с владельцами таких магазинов, мы поняли, что онлайн-продажи — это ужасно скучное дело. Ты целый день сидишь перед компьютером и отвечаешь на звонки.

 

 

 

Комиксы ­ — это товар, который очень сложно оценить по фотографии.

 

 

 

Чтобы захотеть комикс, его нужно подержать в руках. Поэтому мы отложили создание онлайн-версии на более поздний этап. Когда он наступил, мы решили сделать его на платформе InSales и выкладывать только русскоязычные издания, так как англоязычные очень быстро расходятся через офлайн-магазин. Сейчас онлайн-продажи составляют четверть общих продаж. На продвижение мы не тратимся — и так попадаем в первую десятку выдачи по релевантным запросам.

Перспективы

С одной стороны, хочется открыть большой хобби-магазин, а с другой — сохранить уютную атмосферу. Нам симпатична идея магазина, существующего в единственном экземпляре. Как только что-то хорошее превращается в сеть, оно теряет своё уникальное очарование, а нам нравится стоять у прилавка, разговаривать с людьми, читать комиксы.

Советы

Малый бизнес — это место, где ты работаешь сам. Не стоит ждать, что твою работу сделают эльфы, пока ты сидишь в кафе.

Занимайтесь тем, что могли представить в детстве. Можно мечтать о карьере адвоката, или юриста, или космонавта — никто же не мечтает стать менеджером по продаже пылесосов.

Начинайте с малого и двигайтесь от простого к сложному. Не стоит ждать, пока вы накопите ещё немного денег, найдёте идеальное помещение и сможете заказать большую партию товара. Начинайте скорее.

Не бойтесь провала. Или бойтесь, но всё равно делайте. Это не конец света. Не получилось — ну и ладно, можно попробовать что-то другое.

Идите за покупателем, но оставляйте пространство для своих вкусов. Даже если большинство покупает что-то, что лично вам не интересно — не относитесь свысока. Обязательно имейте в ассортименте что-то, что могли бы посоветовать от души. Если дело перестанет быть интересно предпринимателю — это конец.

Удивительное количество дел можно решить, если просто сесть за телефон и начать звонить. Не писать письма, а именно звонить. Чем крупнее контора, тем ниже эффективность электронных писем.

Когда общаетесь с официальными лицами, не ненавидьте их заочно, как бы они ни были этого достойны. Улыбайтесь и интересуйтесь. Скорее всего, это ничего не ускорит, но сэкономит нервы.

 

Фотографии: Сергей Пацюк