Владелец мастерской Triton Bikes Дмитрий Нечаев обнаружил, что российские велосипеды нравятся спортсменам и любителям за рубежом и стоят вдвое дешевле американских и европейских аналогов. Он начал продавать велосипедные рамы и воспринимал это занятие как хобби, но вскоре уволился из западного инвестбанка и начал строить свой бизнес. Сегодня клиенты из США, Австралии и Европы готовы ждать полгода, чтобы получить раму с лого Triton.

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Изготовление велосипедов

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

Май 2012 года

 

бюджет на запуск

1 млн рублей

 

САЙТ

www.tritonbikes.com

 

Дмитрий Нечаев

основатель Triton Bikes

 

Как пришла идея

Первые велосипедные рамы я продал, когда учился в университете на втором курсе. Это было в 2005 году, летом я полетел в Лондон в языковой колледж и, как обычно, взял с собой свой титановый велосипед, сделанный компанией «Бэтч» в России. Друзьям-англичанам байк очень понравился, они сказали, что таких у них нет. Один из них был владельцем велосипедного магазина Triton Сycles, он и предложил привезти несколько велосипедов на продажу.

Когда я приехал в Москву, попытался договориться с компанией, которая эти велосипеды делала, но цена, которую назвал директор, оказалась в два раза выше розничной. Тогда я нашёл через друзей завод в Подмосковье, на котором «Бэтч» заказывал рамы, и договорился напрямую. Они изготовили первые 10 рам.

Я завёл темы на крупных велосипедных форумах, и мне стали поступать заказы через интернет. Всё работало по принципу сарафанного радио. Задача заключалась в том, чтобы принять заказ у иностранных клиентов, перевести их требования на русский язык, нарисовать что-то вроде превью чертежа, поехать на завод и заказать раму. Чертежи мне делали инженеры с завода. На готовую раму я клеил логотип Triton и отправлял её за границу.

Кроме велосипедов для триала мне стали заказывать одноколёсные велосипеды.

 

 

 

На одном из моих унициклов человек пересек Вьетнам.

 

 

 

Это было хобби, которое не приносило особо денег. Но меня велосипедная тема засосала: я стал ездить на завод, заниматься чертежами, привлекать спортсменов, чтобы они советовали, какая геометрия рам лучше, какая хуже. В год я продавал  10-15 рам. Но поднял вокруг этого такой шум в интернете, что казалось, будто у меня грандиозное производство.

Потом у меня был большой перерыв — я поехал учиться в магистратуру в Италию и Францию. Я уже не мог сидеть на производстве, контролировать процесс. Естественно, появились проблемы с качеством и сроками, и я решил, что не буду больше этим заниматься.

Тогда же я попал на практику аналитиком в крупный европейский инвестбанк. Я не видел прямой связи между своей работой и результатами компании, показателями прибыли клиентов. Ты просто получаешь в конце месяца свою довольно неплохую зарплату.

 

 

 

Мне не хватало самореализации: впустую что-то делаешь, а потом из пустоты получаешь деньги.

 

 

 

Я видел, что люди, которые работают в этих организациях, несчастливы. Я и сам стал каким-то неприкольным, чёрствым, набрал вес. 

Всё это время мне продолжали приходить письма со всего мира с просьбами сделать рамы. Я решил, что надо рискнуть, и написал на форумах, что Triton возвращается. Дал себе один год, чтобы сделать бизнес прибыльным. И уже на следующий день получил заказ от одного немца на 40 рам.

Изобрести велосипед: Почему рамы Triton покупают в Америке и Австралии. Изображение № 1.

 

Запуск производства

Когда у меня появилось достаточно заказов, я понял, что делать что-то на чужом производстве бессмысленно. К тому же могли быть какие-то ляпы, часто задерживали сроки, так как у завода были более крупные клиенты и мне приходилось ждать.

Я не хотел оставаться посредником и решил организовать собственное производство. Нашёл друга семьи, у которого потенциально могло быть место под аренду. Он проникся моей идеей, предложил партнёрство и дал деньги на запуск — миллион рублей — на аренду, закупку оборудования.

В мае 2012 года мы открыли свой цех. Требовалось найти титан. Я звонил поставщикам и говорил, что мне нужно десять килограммов, они отвечали, что продают от двух тонн. При этом рама весит меньше полутора килограмм. В итоге я купил титан у китайцев — они согласились продать сравнительно небольшую партию, рассчитывая на дальнейшее сотрудничество. Этого хватило на полгода. В Китае титан дешевле, чем у нас. Я сам ездил выбирать поставщика, чтобы материал был качественным. Не меньше пришлось возиться с оборудованием и поиском сотрудников.

Где взять сотрудников

Когда я искал людей на производство, я поставил два критерия: человек должен сам кататься на велосипеде и при этом быть профессионалом.

В первую очередь мне был нужен сварщик. Я оставил объявления на всех основных сайтах по поиску персонала, проинтервьюировал очень много людей, но никого подходящего найти не мог.

 

 

 

Сегодня технический персонал стоит очень дорого.

 

 

 

Хороший сварщик стоит чуть ли не больше, чем какой-нибудь аналитик среднего звена в небольшом банке, потому что все идут учиться на экономистов и юристов, а техперсонала нет.

Я подключил к поискам друзей, которые дали объявления в своих соцсетях. В итоге на меня вышел Саша — сварщик, который на меня сейчас работает. Он велотурист, всю жизнь путешествует на велосипеде. Он помогал мне налаживать производство прошлой зимой, когда здесь ещё вообще ничего не было. Токаря я нашёл уже c его помощью. У нас есть четыре инженера, которые делают чертежи на удалёнке. Позже присоединился мой отец, который занимается сборкой рам.

Клиенты

Рамы у нас покупают как любители, так и люди, которые участвуют в соревнованиях. Я уже отправлял рамы почти в 30 стран. Большинство заказов приходит из США, Австралии и Великобритании.

Мы делаем кастомные титановые рамы, то есть подгоняем параметры велосипеда под каждого клиента. Для этого мы запрашиваем биометрические данные, вбиваем их в специальную программу — BikeCAD Pro. Это канадская разработка, которая учитывает все возможные данные человеческого тела. Я посылаю клиенту таблицу с параметрами, которые мне нужны, и потом моделирую в программе человека на компьютере и сажаю его на виртуальный велосипед. 

За раму нам платят около тысячи евро. Такая же рама в Европе стоила бы в три раза дороже, хотя качество было бы такое же. Даже в США аналогичные рамы существенно дороже — за счёт того, что дороже стоят титан и рабочая сила. Есть китайские конкуренты, у них велосипеды ещё дешевле, чем у нас, но у них нет понимания бренда, они не умеют выстраивать отношения с клиентами.

 

 

 

Клиент, который заказывает раму, получает её только
через шесть месяцев.

 

 

 

Но это ещё не очень большие сроки: люди, которые заказывают титановые велосипеды в Америке, могут ждать год-полтора. Есть компания Vanilla Cycles, у которой всё расписано до 2018 года.

До последнего времени я не заявлял о себе на отечественном рынке. Сейчас российских клиентов немного, и цена другая: я продаю рамы в среднем за 30 000-35 000 рублей (для иностранцев больше 40 000). Во-первых, у нас покупательная способность ниже, во-вторых, сама культура дорогих кастомных велосипедов только зарождается. С другой стороны, в России есть клиенты, которые говорят, что им нужен велосипед, а не рама. Они готовы заплатить больше ста тысяч, чтобы я сам собрал велосипед на своё усмотрение.

Изобрести велосипед: Почему рамы Triton покупают в Америке и Австралии. Изображение № 5.

Оборот

Я составлял финансовую модель, как будет развиваться мой бизнес, ещё перед тем, как что-то начать. Но мои оценки не сработали.

Оборот компании сильно зависит от сезона. Летом, когда спрос был на подъёме, оборот достигал 600 000 рублей в месяц, а сейчас около 300 000. По моим подсчётам, мы выйдем на окупаемость через год.

Планы

В 2013 году мы планируем выпустить не меньша ста кастомных рам, и только это даст оборот в 100 000 евро. Это без учёта того, что я собираюсь постепенно поднимать цены.

Один американец хочет заказать нам серию велосипедов для баскетболистов и один из них подарить Шакилу О'Нилу. Вообще высокие и крупные люди на обычных велосипедах смотрятся нелепо, да и большинство велосипедов их не выдерживают.

 

 

 

Мы работаем над прототипом большого велосипеда, на котором даже баскетболист
выглядел бы пропорционально.

 

 

 

Также мы планируем запустить производство серийных моделей с усреднёнными параметрами. Тогда клиентам не придётся ждать по полгода, чтобы получить раму. Скорее всего, производство таких моделей мы будем аутсорсить куда-нибудь в Тайвань, это выйдет дешевле.

Летом мы начали не только продавать рамы, но и собирать велосипеды. Цена на велосипед начинается от ста тысяч рублей, они приносят хорошую прибыль.

Очень важно любить своё дело — тогда проблемы, которые неизбежно возникают, решаются гораздо легче: нет уныния, ты во всём видишь перспективу и кайфуешь даже от трудностей.

Обращайте внимание не только на сферу услуг. Сегодня бизнесмены, которые занимаются производством, — элитные войска. На тысячу юридических контор есть только одно производство водопроводных труб. Для меня любое производство круче, чем услуги: ты всегда можешь потрогать результат своей работы, это даёт сумасшедшее удовлетворение.

Если каждое задание от начальника вызывает сопротивление, ты, скорее всего, созрел, чтобы стать начальником. Не нужно бояться выйти из системы.

Работая на себя, ты работаешь в 10 раз больше, потому что именно во столько раз увеличивается мотивация. Ты уже не можешь убежать в шесть часов с работы и жалеешь о каждом дне, проведённом вдали от любимого дела.

 

 

Текст: Сирануш Шароян

Фотографии: Сергей Пацюк