СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Магазин гитар

ДАТА ЗАПУСКА

Май 2011 года

 

ЗАТРАТЫ НА ЗАПУСК

150 000 рублей

САЙТ

www.guitarbank.ru

 

 

 

 

Илья Карманов

Владелец магазина GuitarBank

  Как всё началось

Каждый молодой рок-музыкант мечтает о большом магазине с коллекцией крутых гитар. Я не исключение. В музыкальной индустрии работал давно: выучившись на звукорежиссёра, занимался звуком в клубах, а затем устроился в диджейский магазин. Поработав на других, решил уйти в свободное плавание. Совершенно случайно один мой друг привёл меня в «Тайгу» — это такое интересное место для творческих компаний в Питере, которое тогда только открывалось. Я познакомился с организаторами, и они предложили мне арендовать у них помещение. Я сначала немного растерялся, не знал, чем могу заняться, а потом понял: конечно, гитарами.

В Питере тогда не было ни одного магазина, где бы продавались классные винтажные гитары. Их покупали с рук у людей, которых, условно говоря, можно назвать барыгами. Было понятно, что такой формат изжил себя и было бы здорово сделать место, в котором можно собрать все эти инструменты вместе и выставить на продажу. Я нашёл ребят, которые продавали таким образом гитары, и двое из них ко мне присоединились. Почти весь стартовый капитал в 150 000 рублей я потратил на ремонт, который мы делали собственными руками и закончили за несколько недель. Последние полторы тысячи рублей я заплатил за перевозку инструментов из дома в магазин. Всё это строилось на чистом энтузиазме, у нас не было чёткого понимания, что нужно делать и как всё это будет дальше развиваться. Просто знали, что это крутая идея, и значит, всё должно получиться. В первый месяц мы продали всего пять гитар, зато очень быстро стали известными. Сарафанное радио в нашем случае действовало идеально: в первый год существования магазина мы не делали никакой рекламы. 

 

 

Guitar hero: Как бывший звукорежиссёр зарабатывает на винтажных гитарах. Изображение № 1.

 

 

 

Где искать товар

Когда мы открылись, у нас было где-то 40 инструментов. Собирали как могли. Часть из них были наши собственные, другие мы взяли на реализацию у друзей и частных продавцов. Инструменты мы ищем по всему миру, без ограничений. В основном они приезжают из Америки и Японии. Так исторически сложилось, что в этих странах производились самые качественные и интересные инструменты. В Европе покупать очень сложно: из-за высоких налогов они там очень дорогие. Покупаем у частных продавцов на eBay, японском интернет-аукционе Yahoo Japan, известных музыкальных форумах, у закрывающихся студий — им можно доверять, они очень ответственно относятся к выбору инструментов. Сейчас у нас появились друзья в Америке, которые помогают найти редкие инструменты на местных барахолках и в комиссионках.

Покупка гитар — что-то вроде болезни: как только появляются деньги, их сразу надо потратить на новую гитару. Есть стандартный набор инструментов, который мы привозим постоянно, они всегда нужны, и их покупают молниеносно. Есть очень редкие, за которыми можно охотиться больше года. Такую гитару мы покупаем, потому что нам самим интересно подержать её в руках, послушать, как она звучит. В месяц мы заказываем от 60 до 90 инструментов.

О гитарах

Человек, далёкий от музыки, может подумать, что мы продаём раритетные гитары, которые принадлежали каким-то известным людям. На самом деле, на это никто никогда не смотрит. Музыканты прежде всего обращают внимание на звук, некоторые — на внешний вид (им важно, чтобы со сцены она хорошо смотрелась). Мы привозим не только винтажные гитары — у нас есть инструменты начала 2000-х. Но совсем новые стараемся не возить, потому что неизвестно, как они будут звучать, вдруг какие-то скрытые дефекты проявятся, проблемы с грифом. Инструмент должен быть поигранным. Большая часть ассортимента — это гитары 1980-х. Самая старая сейчас — 1958 года. Особенно ценятся американские гитары 1960-х, но стоят они неподъёмных денег — порядка $10 000-$15 000, и в России публика пока не готова покупать такие. У нас бывает, что профессиональный музыкант, которого мы по радио слышим, покупает гитару за 30 000 рублей, а студент покупает серьёзный, профессиональный инструмент за 80 000.

 

 

 

 

Музыканты зачастую люди не богатые, но гитары у них всегда классные. Наверное, поэтому у нас всё и получилось — проблема найти хороший инструмент существовала всегда.

 

 

 

 

Всего у нас сейчас, если считать оба магазина и склад, около 600 гитар. Какой-то стандартной наценки мы не делаем, всё очень индивидуально для каждого инструмента. Бывает, мы делаем совсем смешную наценку в 5-10%, просто потому что нам хочется привезти этот инструмент и показать людям. Стоимость варьируется от 20 000 до 120 000 рублей. В основном покупают гитары либо за 25 000 рублей, либо в районе 70 000 рублей. В месяц обычно мы продаём 50-60 гитар. В цену закладывается не только закупочная стоимость, зарплата и аренда, но и деньги на развитие. Половина прибыли обычно идёт на покупку новых инструментов. Думаю, в какой-то момент мы достигнем точки, при которой расширять ассортимент уже будет не нужно.

У нас есть своя специфика: мы, например, любим старые классические модели и совершенно дикие, которые в Россию редко кто привозит. У нас мало гитар для музыкантов, играющих тяжёлую, брутальную музыку. Такие мы обычно привозим под заказ. Не много у нас и акустических гитар, потому что их очень тяжело перевозить и содержать, а спрос на них намного ниже, чем на электрику.

 

 

Guitar hero: Как бывший звукорежиссёр зарабатывает на винтажных гитарах. Изображение № 6.

 

 

 

Второй магазин

О магазине в Москве мы мечтали уже давно, но всё никак не решались. Как всегда, помогло стечение обстоятельств. Я случайно оказался в столице и сразу же натолкнулся на «Укулелешную», познакомился с ребятами, и они решили помочь мне в поиске места для магазина. На этой волне мы с моим партнёром тоже начали целенаправленно искать помещение, даже объявили, что отдадим в награду очень крутую гитару человеку, который посоветует нам хорошее место. В итоге нашли сами через Avito.ru немного подозрительное объявление об открытии нового творческого центра. Оказались на удивление адекватные арендодатели, которым интересно то, что мы делаем, и они то и дело заходят в гости посмотреть на гитары. По соседству у нас будут необычная фотостудия и дизайнерская мастерская.

Хотя ремонт ещё не закончен и работаем мы в основном по звонку, я уже понимаю, что покупателей в Москве больше и динамика продаж выше. Здесь вообще всё происходит очень динамично. В Питере всё душевнее, но вяло, слишком много размышлений и разговоров. В Москве, наоборот, много суеты, но зато всё происходит очень быстро: сделали, не получилось, делаем другое. Нам бы хотелось объединить всё хорошее, что есть в обоих городах.

Продвижение

В первый год существования мы не давали никакой рекламы, полагаясь исключительно на сарафанное радио. У нас повсюду были друзья-музыканты, которые всем о нас рассказывали. Плюс мы то и дело устраивали вечеринки прямо в магазине. Было время, когда вся моя жизнь была сосредоточена внутри «Тайги»: я жил в местном хостеле, по утрам заваривал себе кофе и спускался в магазин, по вечерам здесь же оставался на концерт.

 

 

 

 

Образ жизни, когда есть любимое дело,
которое тебе ещё и приносит небольшой доход, — новый формат 
для России.

 

 

 

 

Когда так живёшь, потребность в деньгах сама собой отпадает. Зарабатываешь что-то и сразу это вкладываешь обратно в дело. Ни на что другое тратить деньги не хочется, мне и так всего хватает.

Присутствие в интернете для нас долгое время ограничивалось группой во «ВКонтакте» — там были сосредоточены все продажи и общение. Сейчас у нас в группе больше 28 000 человек, и это всё живые люди, собранные без рекламных объявлений. Страничку в Facebook мы начали развивать всего месяц назад. Плюс через пару недель мы запустим полноценный сайт, на который хотим перенести все продажи, оставив соцсети для чистого общения. Мы решили, что будет удобнее, если мы разделим лайфстайл и коммерческую деятельность. У соцсетей недостаточно функционала для больших продаж. На сайте, заточенном под интернет-магазин, покупателям легче ориентироваться в ассортименте.

Сейчас мы уже запустили рекламу — в основном на бартерной основе. У нас есть партнёры, например, билетное агентство ponominalu.ru, несколько звукозаписывающих студий, гитарная мастерская, много музыкальных групп. Они пиарят нас, а мы их.

 

 

 Советы

Нельзя забывать о коммерческой составляющей. Хобби должно приносить стабильный доход, чтобы ты не был вынужден заниматься параллельно чем-то другим и тем самым губить своё дело.

 

Если что-то решил, надо сразу делать. Не затягивать ни минуты, ни дня. Идея должна сразу найти воплощение.

Выбирая себе занятие, остановитесь на том, что подразумевает постоянное развитие и новые форматы. Например, мы постоянно организуем разные вечеринки и концерты. Мы в этом полные профаны, но как весело этим заниматься.

 

Занимайтесь любовью каждый день. Когда я открывал магазин, я жил под этим лозунгом. Это применимо ко всему. Например, если ты фотограф, делай фотографии с любовью. Не превращай своё дело в рутину.

 

Фотографии: Зарина Кодзаева