Четыре года назад Антон Кучумов собрал группу из 15 любителей жёсткого и незатратного фитнеса для совместных тренировок на улице. Через несколько лет посещаемость его сайта выросла до 50 000 просмотров в месяц.

 

Монетизировать этот актив у специалиста по маркетингу пока не вышло, зато открытый на базе сайта магазин сейчас приносит выручку от 500 000 до 1 млн рублей в месяц в зависимости от сезона.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уличный фитнес

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

$2 000

ДАТА СТАРТА

2009 год

 

САЙТ

workout.su и workoutshop.ru

 

Антон КУЧУМОВ

Сооснователь проекта WorkOut

 

 

Как пришла идея

В 2011 году я окончил магистратуру Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) по специальности «Управление проектами». Я работаю по специальности — руковожу проектами и отвечаю за маркетинг в небольшой IT-компании.

WorkOut придумали в 2009 году три участника молодёжного сообщества One More Day — Сергей Иванов, Данила Черкасов и я. Мы увидели видео американцев, которые показывали очень необычный подход к занятиям на турниках и брусьях. Это была наглядная демонстрация идеи, что можно развивать свое тело, становиться более здоровым и сильным просто за счёт упражнений с собственным весом. Сергей, Данила и я независимо друг от друга запустили группы во «ВКонтакте», а потом вышли друг на друга, решили встретиться и потренироваться. 

Первые тренировки проходили в метро, потому что на улице стояла зима и было очень холодно. Мы бегали по эскалаторам и выполняли различные виды отжиманий прямо на станции, используя те конструкции, которые там были. Эти упражнения — действительно крутая штука, и мы решили их популяризировать. Американцы просто показывали, как тренируются, а мы занялись организацией бесплатных открытых воскресных тренировок, на которые может прийти любой желающий. 

На первую встречу весной 2009 года пришло 15 человек, а уже осенью на них приходило по 30-50 человек. Сейчас только в Москве по воскресеньям собираются до 100 человек. Помимо этого, тренировки проводятся независимо от нас уже самими участниками движения в разных районах Москвы, а также в других городах и даже странах.

 

 

WorkOut: Как клуб по интересам начал продавать снаряды для уличной гимнастики. Изображение № 1.

 

 

Сейчас Сергей Иванов отошёл от активного участия в движении, а Данила Черкасов руководит организацией Workout24, специализируется на развитии воркаута в Москве. Workout.su же работает на весь русскоязычный мир и представлен более чем в 400 городах по всему миру.

Проект WorkOut можно разделить на портал Workout.su, который занимается развитием и популяризацией этого движения в России и СНГ, и магазин WorkOut, где можно купить товары, облегчающие жизнь воркаутера. Я — координатор проекта Workout.su по России, отвечаю за маркетинг, пиар и техническую экспертизу.

 

Магазин

Любое упражнение в воркауте не требует ничего, кроме желания совершенствоваться. Тренироваться можно где угодно и как угодно. Мы идём вразрез с фитнес-индустрией и хотим возобновить культуру самостоятельных тренировок, для которых не нужны большие финансовые затраты. 

Магазин начался с того, что мы решили сделать футболки — для себя и друзей. Первую партию запустили в продажу в 2009 году, и она расходилась в течение года. Потом начали продавать инвентарь, домашние турники, утяжелители и другие вещи, на которые возникал спрос. Мы довольно негативно относимся к многообразию различных тренажёров и фитнес-оборудования на рынке, потому что зачастую их покупка становится пустой тратой денег. Поэтому мы специально ограничили ассортимент магазина только теми товарами, которые действительно могут быть полезны.

Поначалу магазин был частью Workout.su. Но он стал требовать всё больше времени, и в феврале 2012 мы решили выделить его в отдельную организацию, которая занималась бы производством и торговлей и была бы ключевым спонсором для основного проекта. Сейчас в WorkOutShop работают около пяти человек.

 

 

 

 

Оборот WorkOutShop в сезонный месяц составляет 1 млн рублей. Зимой оборот магазина падает примерно в два раза

 

 

 

Любой товар в нашем магазине можно заказать через интернет. Доставка производится с помощью «Почты России» наложенным платежом. Это позволяет снизить стоимость заказов и дотянуться до самых отдалённых регионов. Сейчас в магазине работают пять человек. Недавно была открыта и первая офлайновая торговая точка в Москве, рядом со станцией метро «Сокол».

При закупке товара мы пытаемся поддерживать отечественного производителя — ищем необходимые нам товары в первую очередь среди российских поставщиков. К сожалению, это не всегда удаётся, поэтому некоторые вещи приходится импортировать из США (например, эспандеры и перчатки для тренировок) или делать на заказ по собственным разработкам (жилеты-утяжелители и страховочные лямки). На собственную марку сейчас приходится примерно 10% от общего ассортимента.

 

Доходы

Портал Workout.su не приносит денег. Несмотря на аудиторию в 50 000 человек, нам пока не удалось привлечь рекламодателей, поэтому мы ищем другие способы монетизации. Брать деньги за участие в тренировке мы не хотим и не будем — это идёт вразрез с нашей философией, принципами взаимопомощи и взаимного обучения.

Что касается магазина, он изначально работал в ноль, потому что мы начинали с закупки товаров для себя и небольшой группы друзей. Мы примерно представляли, что и в каком количестве нам нужно, заказывали товар, затем распродавали всё и возвращали деньги. Со временем число людей, интересующихся воркаутом, росло, и становилось ясно, что можно приобретать товары оптом или мелким оптом по более выгодным ценам.

Сейчас оборот WorkOutShop в сезонный месяц составляет 1 млн рублей. Зимой оборот магазина падает примерно в два раза.

Магазин работает без прибыли — все заработанные средства инвестируются в закупку, разработку и выпуск новых товаров, а также маркетинг и рекламу. Мы также вкладываем деньги в популяризацию воркаута: предоставляем призы для соревнований, устраиваем поездки по стране и так далее.

 

 

WorkOut: Как клуб по интересам начал продавать снаряды для уличной гимнастики. Изображение № 5.

 

 

 

Продвижение

Сначала продвижение шло только в социальных сетях. В первую очередь мы работали с «ВКонтакте», где сидит 90% нашей целевой аудитории, и YouTube, где можно выкладывать видео тренировок. В 2010 году я решил создать сайт, чтобы объединить большое количество разрозненных групп в разных городах страны. В это же время между нами, основателями WоrkOut, произошёл раскол, и я занялся созданием сайта в одиночку. На его запуск ушло $2 000.

Сейчас у нас сетевая структура: есть центральное представительство, которое занимается наполнением сайта, а также филиалы в разных городах. В основном они занимаются координацией, развитием и популяризацией WorkOut в конкретном городе, привлечением новых людей в группы «ВКонтакте». Они также взаимодействуют со СМИ и государственными органами. Всего над проектом работают около 10 человек. Они постоянно меняются, потому что для нас это не работа, а хобби, и на него не всегда остаётся время.


 

Планы

Мы думаем, как вывести проект на самоокупаемость. Хотя на данный момент затраты на его содержание невелики, без стабильного денежного потока сложно говорить о дальнейшем развитии. Нам потребовался год для того, чтобы собрать средства и заняться перестройкой сайта, чтобы он мог выдержать увеличение нагрузки с 10 000 до 100 000 участников. Монетизировать проект будет довольно сложно, потому что мы не стремимся что-либо продать нашим пользователям, вся информация на нашем сайте абсолютно бесплатная. 

Что касается магазина, здесь мы работаем в первую очередь над расширением ассортимента и улучшением качества товаров, производимых под нашей маркой. Помимо этого, мы видим потенциал в создании дилерской сети в регионах России и сейчас активно прорабатываем этот вопрос.

Фото: Сергей Пацюк
Текст: Марина Кругликова