Создатели компании веб-разработчика Evil Martians два года назад решили делиться своими знаниями с другими программистами и запустили первый курс по работе с Ruby on Rails.

Сейчас компания с помощью своих экспертов и приглашённых лекторов проводит восемь курсов: от языка программирования Go до маркетинга для интернет-предпринимателей. Годовой оборот проекта Brainwashing — 2,5 млн рублей.

 

Сфера деятельности:

Образование, программирование

дата старта:

2011 год

 

средняя стоимость курса:

40 000 рублей

Сайт:

brainwashing.pro

Нат ГАДЖИБАЛАЕВ

Организатор курсов Brainwashing

Как всё начиналось

 

Evil Martians начинались с двух человек — Александра Тищенко и Ярослава Маркина, домен появился в 2006 году, а активная работа началась в 2008-м. «Марсиане» тогда занимались исключительно разработкой для web-бизнеса. Я пришёл в команду в конце 2010 года. К этому моменту идея о том, что «марсианам» нужно учить людей, уже витала в воздухе, мы обладали достаточной компетенцией. Сначала мы выступали на конференциях — от маленьких на сто человек до огромных международных в Сингапуре и Бангкоке. Нам не очень нравился эффект этих выступлений: слушатели мало запоминают и не получают нужных знаний. Мы решили сделать свой курс.

 

Ценовая политика

Сначала мы захотели сделать двухдневный семинар по работе с Ruby on Rails. И тут возник вопрос, сколько это будет стоить? Кто-то предложил сделать первый курс бесплатным, кто-то — брать по 3 000–5 000 рублей. Я предложил цену в 30 000 рублей — ребята были уверены, что столько денег никто не заплатит. Я встретился с Олегом Буниным, человеком, который стоял у истоков Рунета и принимал участие в разработках таких сайтов, как Sports.ru, Woman.ru и т.д. Сейчас Олег делает обучающие конференции Whale Rider и HighLoad++. Цена у них варьируется от 13 000 рублей до 20 000 рублей за конференцию. Олег сказал, что бизнес на мастер-классах тяжёлый, лучше в него не ввязываться и что ценник 30 000 рублей — слишком высокий. Мы всё же оставили такую цену, и слушатели собрались. Если вам говорят: у вас никто ничего не купит — не слушайте. Единственный способ проверить, правильная ли у тебя цена на продукт, — повесить на него ценник и показать рынку. Если берут, значит, цена правильная. Если покупателей слишком много, значит, цена низкая и её нужно поднять. Потом мы подняли цену наших курсов ещё на 10 000 рублей.

 

Организация процесса

Сначала над проектом работало пять сотрудников компании: трое — над структурой курса и двое — над упаковкой. Работали в основном ночами и по выходным. Какие-то минимальные издержки ушли на создание сайта в интернете. В качестве площадки сначала выбрали Digital October, но потом там стало дорого и неудобно, и мы перенесли занятия в наш офис на «Китай-городе». В выходные там пусто, к тому же есть зал, куда поместилось ровно двадцать икеевских парт.

 

Brainwashing: Обучающие курсы от веб-разработчиков. Изображение № 1.

 

Клиенты

Половина из слушателей первого курса были нашими знакомыми. Как про курсы узнала другая половина — для нас загадка. Потом эти люди рассказали о нас своим знакомым и так далее. Клиенты к нам обычно возвращаются. Компании, с которыми мы сотрудничаем, всё время присылают работников на обучение. Мы очень тесно общаемся с клиентом. После курса собираем отклики. Если человеку что-то не понравилось, выясняем, что не так. Обычно, если человек недоволен, значит, он не достиг своей цели. Ему не нужно возвращать его деньги (он готов был с ними расстаться), и нет смысла предлагать какой-то другой курс. Нужно выяснить, в чём проблема, и решить её. Обычно такие «недовольные» превращаются в самых ярых фанатов.

Сегодня, помимо первоначального Ruby on Rails, мы ведём ещё семь курсов: маркетинг для интернет-предпринимателей, язык программирования Go, визуализация данных, фронденд, интерфейсы для айфона, iOS-разработка и DevOps в России. Аудитория зависит от тематики. На Ruby on Rails приходят программисты. А на интернет-маркетинге могут оказаться вместе разработчики, менеджеры и даже журналисты.

У нас есть три типа клиентов. Частные лица приходят повышать собственный ценник или учиться решать более интересные задачи. Всё, что было доступно, быстро и бесплатно, они уже изучили и теперь хотят большего. Есть компании, которые стоят перед выбором: нанимать новых сотрудников, оплачивая ещё и хедхантеров, либо «прокачивать» своих, уже знакомых и проверенных ребят. Они выбирают второе и приходят к нам. Другие компании выкупают у нас стипендиальные места. Так было, например, в 2012 году. AviaSales выкупила у нас пять мест на Ruby on Rails, устроила конкурс на habrahabr.ru, набрала людей и после курса пригласила их к себе на собеседование.

Чтобы стать слушателем, нужно пройти отбор. У нас есть принцип: мы не обучаем новичков. К нам приходят профессионалы, у которых уже есть что-то в голове, и Brainwashing позволяет им это расставить по местам, работать эффективней, тратить меньше времени на те же действия.

Испытания бывают разными. Иногда на странице курса висит онлайн-тест. Иногда на вопросы нужно ответить вместе с заявкой. Тем, кто недотягивает до курса, мы советуем, что почитать, где поучиться, какой онлайн-курс пройти перед тем, как вернуться к нам. Такой отбор снижает риски. Человек, которому мы не смогли помочь, — это репутационная проблема. Таких ситуаций быть не должно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши спикеры — это суперэкстрапрофессионалы.
Они приходят к нам, потому что им важно видеть результат своей работы

 

 

 

 

 

Структура курса

Обычно курс идёт два дня. Некоторые — три. Так бывает в случаях, когда мы понимаем, что не укладываемся и не успеваем дать весь материал. Курсы всегда проходят в выходные — это удобно и слушателям, и спикерам. Учимся с десяти утра до восьми вечера. Иногда засиживаемся до девяти-десяти. Группа ориентируется на самого медленного участника и не двигается дальше, пока он всё не поймёт. Сначала мы даём небольшую теоретическую часть, но главное обучение — на практике. Мы просим, чтобы к нам приходили люди со своими конкретными кейсами и рабочими задачами, которые они бы хотели решить с помощью курса. Например, слушатели учатся визуализировать данные, но данные у каждого при этом свои. Группы обычно небольшие: до двадцати человек. Если желающих оказывается больше, мы просто повторяем курс через некоторое время.

 

Спикеры

Наши спикеры — это суперэкстрапрофессионалы. DevOps, например, ведёт Иван Евтухович, в послужном списке которого — разработка Groupon. Алексей Куличевский, который учит маркетингу для интернет-предпринимателей, — сооснователь и CEO Oh My Stats, долгое время был директором по маркетингу Groupon. Курс по разработке iOS ведёт Александр Бакшеев — технический директор AnyVoid. Специалистов такого уровня в России можно по пальцам пересчитать. Они приходят к нам, потому что им важно видеть результат своей работы. 

 

Планы

Мы бы с радостью вышли на региональный рынок, но пока не понимаем, как соберём двадцать человек, например, в Челябинске. Хотя определённый запрос, безусловно, есть. К нам приезжают ребята из разных городов. Очень часто региональные компании отправляют на курсы своих сотрудников. Если этих сотрудников много, мы готовы приехать сами. В сентябре мы должны провести первый такой выездной курс. Кроме того, мы будем продолжать старые курсы и запускать новые. Выбирая их направление, в первую очередь думаем над тем, что станет востребовано через полгода, какие специалисты понадобятся.

 

 Текст: Елена Базина

Фотографии: Алена Лозовская