В частной жизни мы, как правило, стараемся следить за своим здоровьем: выбираем более здоровую еду, вырабатываем полезные привычки, покупаем полезный для спины матрас, удобные стол и стул. В то же время наше существование в рамках офиса часто не подвластно контролю: слишком многое тут решает работодатель и его представления о культуре труда. Чтобы понять, заботится ли ваша компания о здоровье своих сотрудников, достаточно ответить на вопросы нашего теста в совместном проекте с фармацевтической компанией «Берингер Ингельхайм» и прочитать комментарии экспертов.

 

ЭКСПЕРТЫ

На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 1.

Ярослав Ашихмин

кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук

На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 2.

Женя Жданова

дизайнер интерьеров и декоратор

На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 3.

 

ТЕСТ

Вопрос 1

Что из напитков и перекусов предлагается компанией бесплатно?

 На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 4.

  1. Бесплатные горячие обеды прямо в офисе (а может быть, даже завтраки и ужины), чай и кофе в любое время.

  2. Сладости или фрукты, чай и кофе в любое время.

  3. Питательный кипяточек!

 

Ярослав Ашихмин

Овощи и фрукты невероятно полезны для здоровья. Учёные давно бьются над тем, чтобы перенести их живительные компоненты в таблетки, но пока что безуспешно: природные антиоксиданты совершенно точно «не работают» в составе поливитаминов и БАДов. Здорово, если наполненные разнообразными фруктами вазы будут появляться в офисах не только в «Дни здорового сердца». Многочисленные исследования показывают, что чай и кофе также идут на пользу. С кофе нужно не переборщить — если вы пьёте до четырёх чашек в день, он защищает от сердечно-сосудистых и нервных болезней, а вот если больше — то наоборот может повысить риск их появления. Если с желудком всё хорошо, лучше пить кофе без молока, которое «связывает» антиоксиданты и не даёт им попасть в кровь.

Женя Жданова

В офисе важно организовать мини-кухню, где сотрудники могут быстро приготовить чай или кофе, разогреть еду и устроить перерыв на обед. Холодильник, кофемашина, электрический чайник и микроволновка — минимальный набор для кухни в офисе. Дизайн такого помещения может быть разным, но функционально здесь должны быть использованы материалы, простые в уходе — керамическая плитка на полу, плитка, стекло или пластик на фартуке кухни, столешница и фасады кухонных шкафов, за которыми легко ухаживать. 

Вопрос 2

Прививают ли сотрудников компании от гриппа?

 На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 5.

  1. Да, бесплатно за счёт компании.

  2. Приглашается специалист, чтобы любой мог сделать прививку за свой счёт.

  3. Прививки — часть международного заговора, мы в таком не участвуем! 

 

Ярослав Ашихмин

Прививка от гриппа отлично защищает от известных штаммов вируса и точно не пойдёт во вред иммунной системе. Противники офисной вакцинации порой иронично отмечают, что наибольшую пользу вакцинация коллектива от гриппа приносит работодателю. Даже они прекрасно понимают, что чем больше коллектив и теснее расположение рабочих мест, тем выше риск офисной эпидемии, но если все (кроме них!) будут привиты, то вирус вряд ли проникнет в офис.

Женя Жданова

Для вакцинации в условиях офиса лучше всего подойдет помещение, где предварительно легко провести санитарную обработку. Желательно, чтобы полы там были из плитки или керамогранита, а стены покрыты моющейся краской. Функционально это может быть и кухня, и переговорная, или один их рабочих кабинетов, главное — создать все условия, максимально соответствующие санитарным требованиям для проведения вакцинаций.

Вопрос 3

Есть ли в офисе зелёные растения для того, чтобы очистить воздух и повысить влажность?

 На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 6.

  1. Да, везде расставлены большие кадки с ярко-зелёными растениями.

  2. Да, несколько горшков в поле зрения вижу.

  3. Кактус на столе у бухгалтера считается?

 

Ярослав Ашихмин

Ни для кого не секрет, что загрязнение воздуха крайне негативно сказывается на здоровье лёгких. Также офисный воздух с низкой влажностью ведёт к прогрессированию синдрома «сухого глаза». Ответственный за АХЧ вряд ли разрешит перенастроить кондиционеры и поднять уровень влажности, но вас может спасти компактный индивидуальный увлажнитель воздуха.

Женя Жданова

Хлорофитум, сансевиерия, драцена, фикус являются своеобразными фильтрами для воздуха и неприхотливы в уходе. Они очищают воздух от неблагоприятных примесей и снимают степень ионизации воздуха. Ещё один важный зеленый житель — лимон. Он убивает бактерии и вирусы, содержащиеся в воздухе, и способствует снятию стресса. Вертикальное озеленение — одна из новых тенденций в фитодизайне. Это модное, компактное и оригинальное решение для создания особой атмосферы в любом помещении. Они оснащены автоматической системой полива и предельно просты в уходе.

Вопрос 4

Как часто проводятся проветривания в офисе?

 На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 7.

  1. Несколько раз в день, во время выхода на обед, например.

  2. А они нужны?

  3. Не проветриваем, у нас девочки мёрзнут! 

 

Ярослав Ашихмин

Проветривание офиса, расположенного в мегаполисе, может принести больше вреда, чем пользы: пыль останется на поверхностях, залетят частицы смога, которые повышают риск инфаркта миокарда (это доказано). Качественная система кондиционирования и фильтрации воздуха — прекрасный подарок коллективу. Дома лучше всего установить фильтр с фотокатализом, устраняющим ещё и продукты сгорания бензина.

Женя Жданова

Застройщики офисных зданий, думая об экономии или дизайне, забывают о функциональности окон — часто их открытие не предусматривается. Да, современные системы управления климатом решают проблемы чистоты воздуха и недостатка кислорода, тем не менее почувствовать запах дождя, весны или свежего ветра всегда приятно. Для проветривания у производителей оконных систем есть специальные приспособления, которые позволяют использовать и фрамуги, и разную степень открывания, а также электрические приводы или механические системы.

Вопрос 5

Как вы проводите минуты отдыха на работе?

 На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 8.

  1. Играем в настольный теннис, мини-футбол или баскетбол/другая активность.

  2. Как правило, это романтические прогулки до кулера или места для курения.

  3. Какой ещё отдых на работе?

 

Ярослав Ашихмин

Физическая активность — один из ключевых факторов поддержания здоровья и долголетия. Если раньше считалось, что наиболее полезны очень умеренные, но регулярные упражнения, то сейчас появляется всё больше доказательств пользы физических нагрузок. К сожалению, последние исследования показали, что физическая активность в рабочее время не так полезна, как на досуге. Поэтому лучше совмещать фитнес с «офисной гимнастикой», развивающей правильную осанку и укрепляющей мышцы спины и шеи. 

Женя Жданова

В жизнь офиса удачно впишутся любые активности, которые не требует больших площадок. Это может быть дартс, настольный теннис, баскетбольное кольцо или даже мини-гольф. Шведская стенка или турник поможет расправить плечи засидевшимся сотрудникам, а для их размещения требуется минимум пространства.

Вопрос 6

В случае получения травмы в офисе вы...

 На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 9.

  1. Пойдёте в медицинский кабинет, который предусмотрен в вашей компании.

  2. Позвоните в свою страховую компанию, чтобы вызвать платную скорую.

  3. Превозмогая боль, досижу до конца рабочего дня и поплетусь в травмпункт.

 

Ярослав Ашихмин

Приобретение для работников полисов добровольного медицинского страхования (ДМС), покрывающих вызов «скорой» и госпитализацию, — это очень разумная мера. Обладатель такого полиса может быть уверен, что при остром заболевании (например, аппендиците или пневмонии) его госпитализируют в хорошую клинику. Тем не менее нужно помнить, что полис ДМС — это не депозит в частной клинике, он не покрывает профилактику и лечение хронических заболеваний вне обострения. 

Женя Жданова

Функциональная планировка и хорошая освещённость — главные условия для отсутствия травм. Комфортная ширина проходов между рабочими местами, если речь идёт об опенспейсах, должна составлять не менее 100 сантиметров. Лучше, если края столешниц будут закруглёнными. Технологии сегодня позволяют монтировать стеклянные перегородки практически без видимых крепёжных элементов, так что попытки сотрудников офиса пройти через стекло — не редкость. Во избежание травм желательно нанести на стекла надписи или рисунки. Технология нанесения может быть любой — плёнка, пескоструйный метод или даже рисунки на стекле специальной краской. 

Вопрос 7

Медицинская страховка, представляемая вашим работодателем, покрывает...

 На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 10.

  1. Все медицинские услуги, вплоть до стоматологии.

  2. Только самое основное, хороший вариант ДМС.

  3. Какие страховки? Болеют те, кто работать не любит!

 

Ярослав Ашихмин

Чем позже после появления симптомов обратиться к врачу — тем труднее лечить болезнь. Но постоянно прислушиваться к своему организму тоже не стоит. Если грамотный терапевт после полноценного обследования говорит: «С организмом точно всё нормально!» — но вас что-то продолжает беспокоить, нужно обратиться к психотерапевту. Согласитесь, мучиться и тревожиться ещё несколько лет — хуже, чем один раз постучаться в дверь его кабинета и найти облегчение.

Женя Жданова

В своих проектах я люблю использовать предметы, которые создают уют и дают ощущение заботы, даже если речь о заботе работодателя. Настольные лампы и торшеры не обеспечат общего освещения рабочей зоны, но вполне в состоянии обеспечить локальное, и они добавят офисной обстановке определённого уюта. Мягкий свет абажуров — отличное решение, кроме того, если абажуры будут цветными, они станут приятными цветовыми акцентами. Декор стен также добавит человечности офисному пространству.

Вопрос 8

В качестве контроля вашего здоровья ваша компания...

 На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 11.

  1. Устраивает ежегодные плановые осмотры врачом.

  2. При случае (например, в качестве рекламной акции другой компании) приглашает отдельного специалиста.

  3. Проверит мой пульс, если я долго не буду двигаться на рабочем месте с закрытыми глазами.

 

Ярослав Ашихмин

Болезни современного общества длительно протекают бессимптомно. Если говорить об excellent medical care, лечение серьёзного заболевания сердца или рака обычно стоит не меньше нескольких десятков тысяч долларов. Если вы готовы при случае потратить такую сумму на своё здоровье, то есть вариант повременить до появления первых симптомов. Но лучше пройти полноценный чекап (плановое профилактическое обследование здоровых людей), при котором будет определён весь спектр ваших индивидуальных факторов риска и расчерчена карта профилактики.

Женя Жданова

Для того чтобы сотрудники чувствовали себя хорошо и реже болели, для офисов принято выбирать материалы спокойных нейтральных оттенков. Для стен чаще всего используют варианты серого или бежевого, а для полов — покрытия более тёмных цветов. Но, по моему мнению, цветовые акценты просто необходимы. Глазу периодически важно за что-то зацепиться. Это могут быть арт-объекты, постеры, живопись или просто небольшие по площади стены, покрашенные в яркие цвета. Если есть возможность, в отделке лучше отдать предпочтение натуральным материалам.

Вопрос 9

В повседневной жизни дизайн вашего офиса...

 На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 12.

  1. Функционален — удобно передвигаться, под рукой всё необходимое, личное пространство сочетается с лёгкой досягаемостью коллег.

  2. Продуман, но нуждам сотрудников уделили недостаточно внимания.

  3. У вас есть хронический синяк на бедре от косяков нагроможденных столов, и вы давно привыкли передвигаться по офису бочком и пригибаясь — ну, мало ли!

 

Ярослав Ашихмин

В офисе должно быть естественное освещение, чистый воздух, низкий уровень шума. Если это опен-офис, лучше предусмотреть перегородки между рабочими местами и обязательно релакс-рум. Важны качество и ширина экранов мониторов и клавиатур. Если работники много печатают, необходимо прибрести поддержки для запястий. Если набирать текст неудобно из-за узости столов — «уплотняться» далее точно нельзя.

Женя Жданова

Хорошо, когда есть отдельное помещение, где сотрудники могут оставить свою верхнюю одежду и уличную обувь. Санузел не должен быть единственным, а для мужчин и женщин желательно предусмотреть отдельные помещения. Кресла, на которых приятно сидеть и работать, столы с удобными ящиками, шкафы с функциональной внутренней организацией, наличие индивидуального освещения — всё это также важно.

Вопрос 10

Когда вам нужна карточка в фитнес-клуб, вы:

 На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 13.

  1. Идёте в отдел кадров, и вам оформляют её бесплатно. Или записываетесь в офисный тренажёрный зал.

  2. Пользуетесь корпоративной скидкой.

  3. Качаясь на турнике с детской площадки, задумываетесь о том, что неплохо бы начать копить.

 

Ярослав Ашихмин

В отличие от полисов ДМС, я бы не рекомендовал приобретать карты для посещения спортзала для всех работников предприятия — деньги можно потратить немалые, а карты будут пылиться. Сначала нужно рассказать про well-being (современные принципы здорового образа жизни), мотивировать людей и набрать инициативную группу тех, кто правда будет заниматься. Сэкономленные средства можно пустить на оплату регулярных тренингов по well-being и занятия с тренерами.

Женя Жданова

Если компания в состоянии оборудовать тренажёрный зал, это всегда серьёзное преимущество для работодателя. На площади 30–50 метров вполне можно разместить несколько кардиотренажёров, беговую дорожку и в идеале ещё оставить место для занятий йогой или групповыми тренировками. Если стену такого относительно небольшого помещения оформить зеркалами, то визуально его площадь станет существенно больше.

Вопрос 11

Мебель в вашем офисе...

 На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 14.

  1. Подобрана согласно нуждам сотрудников, физиологична, при желании можно попросить бóльший стол или более удобный стул.

  2. Современная и достаточно удобная.

  3. В этом месяце ещё ничего не развалилось!

 

Ярослав Ашихмин

Я не очень верю в чудеса фэншуй, но вот функциональные качества мебели действительно могут способствовать сохранению здоровья. Если работники проводят много времени за компьютером, нужно очень грамотно подойти к выбору столов и офисных кресел. Кресла должны как минимум иметь регулировку по высоте. Идеальны ортопедические кресла с анатомической спинкой и подголовником, позволяющие сохранить здоровье позвоночника.

Женя Жданова

Если в конце дня у вас болит спина или затекают ноги, скорее всего, это означает, что на вас сэкономили. Рабочее кресло должно регулироваться по высоте, позволяя выбрать для каждого сотрудника наиболее комфортное положение. Также важно, чтобы конструкция была крепкой — известны случаи, когда дешёвые конструкции разваливались прямо под своими пользователями.

 

Юзер-френдли-среда

Не исключено, что в своём офисном пространстве вы чувствуете себе комфортнее, чем в гостях у любящей тётушки. Здесь можно поесть вегетарианских блюд, поиграть в приставку, утомившись, порелаксировать на пуфиках в лаундж-зоне и, вполне вероятно, в конце дня потягать гантели. Придраться не к чему — с какой стороны ни посмотри, ваш офис в безупречном состоянии, а ваша компания прикладывает максимум усилий для того, чтобы вы чувствовали себя максимально благополучным и защищённым работником. Но осторожнее: за всем этим великолепием легко потерять бдительность и расслабиться по-настоящему, а этого ни в коем случае нельзя позволять. Вы не у себя дома, и ваши боссы ждут от вас не расслабленных перекуров и чаепитий, а поражающего воображение рвения и выдающихся результатов.

 

 

Место без претензии

Утром по пути на работу вы ровно дышите от перспективы занять своё рабочее место и провести минимум восемь полноценных часов с коллегами. Вы вполне адаптированы к существующей в вашей жизни офисной среде, и у вас нет чрезмерных ожиданий на этот счёт, как нет и ощутимых разочарований. Чётко отдавая себе отчёт, в чём заключается отличие рабочего пространства от нерабочего, вы легко примиряетесь с действительностью, будь то не поражающий оригинальностью интерьер, пластиковые стаканчики вместо чашек или офисное здание вместо особняка в центре. Эти мелочи жизни не способны отвлечь вас от главного — вашей рабочей цели, а при удачном стечении обстоятельств вы без проблем смените существующее место работы на более перспективное и комфортное.

 

 

Обстановочка на любителя

Возможны варианты: вы отчаянно консервативны, и смена коллектива для вас чревата нервным потрясением; или вы сентиментально привязаны к стенам ставшего родным офисного помещения; или у вас ипотека, алименты, трое детей, а может быть, и всё вместе. В любом случае у вас должна быть очень веская причина работать в компании с такими недружелюбными условиями. Можно только позавидовать прыткости вашего руководства, которое успешно и без угрызений совести экономит на вашем здоровье. Однако помните, что качественные рабочие отношения основываются на взаимности — вы не только отдаёте, но и получаете, и ваше право выбрать компанию с адекватными ценностями никто не отменял.

 

 

На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 15. 

 

Международная фармацевтическая компания «Берингер Ингельхайм» уделяет огромное внимание исследованиям и разработке инновационных лекарственных средств, которые, возможно, уже в будущем смогут помочь людям улучшить качество жизни. Принцип заботы о человеке и создание для него оптимальных условий для развития также являются ключевой ценностью компании.

 

 

 

 

Компания «Берингер Ингельхайм» разрабатывает и производит оригинальные лекарственные препараты для профилактики и лечения различных заболеваний, ветеринарные препараты и биотехнологические средства. Предприятия, занимающиеся научными исследованиями и разработкой (R&D centers), находятся в пяти странах мира.

 

Как семейное предприятие с 125-летней историей, «Берингер Ингельхайм» особое внимание уделяет созданию дружественной атмосферы в офисе, заботе о благополучии сотрудников и идеям здорового образа жизни. Одними из приоритетных направлений работы «Берингер Ингельхайм» являются социальная ответственность и создание максимально комфортных условий для работы и карьерного роста.

 

 

 

Качественные условия для работы и развития

На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 16.

 В компании существует отдел по управлению развитием персонала, проводятся тренинги и организуются дополнительные обучающие программы, существуют возможности для международного развития карьеры. Это создано для того, чтобы вырастить кадры внутри компании — так, некоторые сотрудники в России работают со дня открытия представительства, то есть 23 года, а в Германии среди работников представители трех поколений одной семьи.

 

 

Защита прав человека

На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 17.

Безопасность для сотрудников, охрана труда и соблюдение прав человека являются приоритетами компании. Расширенные программы страхования для защиты здоровья и международный статус компании обеспечивают гарантии безопасности. 

 

 

Дни здоровья

На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 18.

В компании проводятся Дни здоровья, когда каждый работник может получить диагностику состояния здоровья и консультацию врачей в офисе.

 

 

ЗОЖ-мероприятия

На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 19.

Идеи здорового образа жизни ориентированы на широкую аудиторию, поэтому мероприятия проходят в масштабе города — забег «Ярмарка здоровья» в «Сокольниках» в поддержку здорового образа жизни.

 

 

Работа для людей с ограниченными возможностями

На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 20.

У компании есть контракт с социальной курьерской службой, где работают люди с ограниченными возможностями.

 

 

Волонтёрские проекты

На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 21.

Каждые полгода в офисе проходят акции в поддержку детских домов или домов престарелых. Одна из таких организаций «Старость в радость». В офисе проводятся ярмарки поделок как самих работников, так и детей с особенностями развития. Все средства, полученные от продажи, идут в благотворительные фонды.

 

 

Социальные стартапы

На службе здоровья:
Как создать полезную среду в офисе. Изображение № 22.

Корпоративная программа «Технологии возможностей» помогает студентам создавать социальные стартапы, направленные на улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Также в рамках фестиваля «БезГраниц» «Берингер» выступил партнером уникального проекта «Акрополь: Как я нашёл своё тело». Центром выставки стало фотопанно, на котором тела моделей с инвалидностью визуально перекликаются с античными статуями, дошедшими до нас во фрагментах.