Минэкономразвития предложило ввести обязательную психолого-педагогическую экспертизу для импортных детских товаров. Эксперты будут оценивать эстетические свойства игрушек и их возможное «психологическое воздействие на формирование личности ребенка», передают «Известия».

Действующий технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» был принят летом 2012 года. В документе прописаны требования к гигиеническим и микробиологическим показателям игрушек, а также к их физическим, механическим и химическим свойствам. В случае принятия поправок в техрегламент все игрушки и товары для детей при пересечении границы Таможенного союза должны будут проходить еще одну экспертизу.

Ассоциация компаний интернет-торговли уже направила в Минэкономразвития письмо, в котором высказалась против внесения изменений.

«Защита психологического здоровья и благополучия детей является крайне важной задачей. Но в проекте изменений, к сожалению, отсутствует четкое описание механизма проведения психолого-педагогической экспертизы. Непонятно, по какой методике она будет проводиться, какой исполнительный орган будет этим заниматься, а также — кто и как будет выдавать подтверждающий документ о прохождении соответствующей проверки. Но самое главное, нет перечня экспертов, которые были бы знакомы и уважаемы всеми игроками рынка, — отсюда риск субъективного подхода при оценке опасности игрушек для детей. И возможности для возникновения недобросовестной конкуренции на рынке детских игрушек», — сказал исполнительный директор АКИТ Артем Соколов.

В обращении ассоциации также указано, какие классические игрушки могут оказаться в зоне риска из-за субъективного подхода экспертов. Так, например, танки и пистолеты могут быть признаны провоцирующими насилие. А домино, «Монополия», лото и другие настольные игры, где используются кости либо другой способ случайного определения значений, — вызывающими интерес к азартным играм.

В АКИТ настаивают на том, что сначала должны быть разработаны четкие требования для изготовителей детских товаров, так как фабрика должна запускать производство новой модели, не беспокоясь о ее запрете.

«Иначе пострадает конечный покупатель, поскольку цены на товары значительно вырастут. Изготовить образец игрушки, а потом узнать, что игрушка не подходит по критериям, — дополнительные затраты для производителя», — пояснил Соколов.