Материал не предназначен для лиц младше 18 лет

Как говорить с детьми о взрослых отношениях, чтобы не травмировать ни их, ни свою психику? Какие слова использовать и насколько глубоко погружаться в тему? Эти вопросы рано или поздно возникают у всех родителей. The Village с помощью экспертов — психолога-сексолога, соавтора серии книг «Откровенный разговор про это» Анны Котенёвой, психолога центра «Счастливая семья» Натальи Панфиловой и врача-сексолога, профессора университета Новая Сорбонна (Sorbonne Nouvelle) Александра Полеева — составил подробную инструкцию для взрослых.

В каком возрасте у детей возникают первые вопросы, связанные с сексом, и как на них отвечать?

Интерес к этой теме возникает у детей довольно рано, где-то на рубеже трёх-четырёх лет. Родители не всегда на него реагируют, потому что он не обязательно проявляется в форме вопроса. В этом возрасте ребёнок может как бы случайно дотрагиваться до груди матери или садиться к папе на колени — так он исследует половые признаки обоих родителей. Это не значит, что в семье растёт сексуальный маньяк, просто у ребёнка есть здоровый интерес. Но развивать и провоцировать его не стоит. Нужно отвлечь ребёнка, спокойно снять его с коленей. Можно сказать: «Не нужно трогать мамину грудь. Когда ты был маленьким, мама кормила тебя своим молоком, а сейчас ты уже большой». Не нужно делать из этого тайну, говорите об этом нейтрально, не смущаясь.

Если ребёнок задаёт конкретный вопрос, то отвечать на него лучше чётко, чтобы удовлетворить его интерес, не вдаваясь в лишние подробности. Нет необходимости перегружать ребёнка лишней информацией и опережать события. Обширные сведения в этом возрасте не нужны, они могут вызвать у детей беспокойство. К тому же если вы переборщите, то можете зародить чувство страха или вины, которые проявятся в подростковом возрасте.

Как ответить на вопрос ребёнка о том, как он родился?

В возрасте от трёх до пяти лет дети интересуются тем, откуда они появились, как они попали к маме в живот и как она их рожала. Это естественные вопросы, связанные с познанием окружающего мира. Отвечать на них следует открыто и честно, не нужно стесняться. Если ребёнок спросил, где он родился, нет смысла сочинять сказки про капусту, лучше сказать правду. Родился в роддоме — такого ответа будет вполне достаточно. Так у ребёнка с самого начала сформируется реальная картина мира.

На вопрос, откуда ребёнок взялся в животе, можно рассказать историю о любви родителей — о том, как они встретились, влюбились, целовали и обнимали друг друга, и в результате у мамы в животе появились клетки, из которых сформировался ребёнок. Прекрасно, если ребёнок видит в семье хорошие отношения родителей, их заботу и нежность по отношению друг к другу. Дошкольнику не обязательно рассказывать про роды и секс, на этом этапе достаточно сообщить, что люди встречаются, женятся, а потом у них появляются дети.

Как быть, если ребёнку рассказали про секс его сверстники в детском саду или школе? Как ответить на прямой вопрос о том, что такое секс?

Родителям в этой ситуации важно узнать, что именно ребёнку рассказали сверстники, и самое главное — услышать его интерпретацию. Нужно понять, какое впечатление на него это произвело, не напугала ли его эта информация. Можно спросить, есть ли у него вопросы, и постараться ответить на них.

Если у ребёнка доверительные отношения с родителями и на его вопросы, в том числе связанные с половым воспитанием, отвечали деликатно и своевременно, негативная или искажённая информация со стороны не окажет на него большого влияния, потому что у него будет своя позиция. На вопрос, что такое секс, детям дошкольного и младшего школьного возраста можно сказать, что это близкая, тесная связь людей, которые любят друг друга.

Как разговаривать о сексе с детьми школьного возраста?

К такому разговору взрослым лучше подготовиться и освежить знания в области анатомии, чтобы суметь объяснить, что представляет собой процесс с физиологической точки зрения. Ребёнку в семь лет можно рассказать о том, как происходит оплодотворение.

В этом возрасте у детей появляются различные страхи. Если малыши задают свои вопросы из любопытства, то у школьников они уже связаны с размышлениями. Родителям рекомендуется спрашивать, почему ребёнок заинтересовался той или иной темой. Бывает, что дети переживают, что с чем-то не справятся, сделают что-то не так, боятся боли. Во время таких разговоров лучше обращать внимание не на технические моменты, а на эмоциональные — связанные с отношениями.

Что делать, если ребёнок застал родителей, занимающихся сексом?

До двух с половиной лет ребёнок не может это воспринять и осмыслить. Если же родителей застал более взрослый ребёнок, не нужно его переспрашивать, уточнять, что он видел и слышал, не нужно его успокаивать. Следует понаблюдать, как он себя ведёт, не травмирован ли он, ответить на его вопросы, если это потребуется.

Можно сказать, что это игры взрослых, и добавить, что маленькие дети не ходят на работу и не занимаются тем, чем занимаются родители. Но лучше быть осторожными и избегать таких ситуаций. Для этого у ребёнка должно быть своё пространство: едва ли получится что-то скрыть, если ребёнок до школьного возраста спит в родительской постели.

Какие проблемы, связанные с сексом, волнуют подростков?

У подростков масса вопросов, связанных с сексом. На многие из них за родителей сможет ответить специальная литература, а в некоторых лучше разобраться вместе. Например, у подростков нет знаний, связанных с беременностью, вместо этого у них есть множество опасных мифов. Один из самых распространённых — про пять дней до и пять дней после менструации, когда забеременеть якобы нельзя. Девочки, которые верят в этот миф, часто получают нежелательную раннюю беременность.

Поэтому разговор о контрацепции очень важен. Не стесняйтесь обсудить первый сексуальный опыт, объясните последствия, которые могут наступить от необдуманных первых сексуальных отношений. Не осуждайте и не запугивайте. Этот разговор должен не только дать ребёнку информацию, но и укрепить ваши доверительные отношения. Важно, чтобы с дальнейшими вопросами ребёнок пришёл именно к вам.

Читать лекции о сексе подросткам не стоит, а насильно усаживать в кресло и о чём-то рассказывать бесполезно, потому что в этом возрасте они зачастую не слушают родителей. Если в семье эта тема не замалчивались, ребёнку в 12 лет можно совершенно спокойно дать почитать специальную книгу, энциклопедию, в которой написано и о половом созревании, и об эрогенных зонах, и о том, как происходит секс. В период, когда у детей формируются половые роли, определяется половое поведение, будет лучше, если мальчикам на их вопросы ответят папы, а девочкам — мамы. Так получится избежать лишнего смущения.

Нужно ли говорить детям о гомосексуальных отношениях?

В 12–13 лет подросткам стоит рассказать об этом и объяснить, что тут нет ничего особенного. Можно объяснить, что у некоторых людей нет влечения к противоположному полу, а есть интерес к своему, но это такие же чувства. Ребёнку важно знать, что гомосексуалы заслуживают такого же уважения, как и все остальные.

О чём нужно рассказать ребёнку, чтобы он не стал жертвой сексуального насилия?

Маленькому ребёнку, дошкольнику или младшему школьнику важно объяснить, что бывают люди, которых стоит опасаться. Однако при этом важно не напугать ребёнка и не превратить его в социопата, который в каждом встречном видит преступника. Грань между тотальным недоверием и таким же доверием к людям — очень тонкая. В первую очередь ребёнка нужно научить советоваться с семьёй. Если незнакомец что-то предлагает ему, ребёнок, прежде чем согласиться, должен спросить разрешения у своих родителей.

Как не стоит общаться с ребёнком?

Не создавайте тайны. Из этой темы не нужно делать секрета. Открыто отвечайте на вопросы детей о сексе, но на том уровне, который соответствует возрасту ребёнка.

Не давайте больше информации, чем это необходимо. До наступления школьного возраста не нужно вообще ничего рассказывать о технике секса. Для детей слово «секс» не очень понятно, лучше его заменять словом «отношения».

Не стесняйтесь. Вы формируете отношение ребёнка к теме сексуальных отношений, и хорошо, если она обсуждается без дискомфорта.

Не запугивайте. Лучше научите оценивать риски и предупреждать нежелательные последствия.

Не обманывайте. Если вам кажется, что ребёнку рано знать ту или иную информацию, лучше просто не говорите, обойдитесь доступным для понимания ответом, но не сочиняйте историй про аистов.