К репетиторам обращаются не только отстающие по программе дети, которые на дополнительных занятиях стараются разобраться в предмете, но и учащиеся выпускных классов. The Village узнал, как найти хорошего репетитора и о чем его спрашивать на первой встрече.


Андрей Захаров

руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ

Анастасия Гетман

стажер-исследователь Лаборатории, репетитор по математике, русскому, английскому, испанскому и французскому языкам:

Самый распространенный способ поиска репетиторов — рекомендации знакомых: из рук в руки передают только проверенных специалистов. Помимо сарафанного радио, большой популярностью пользуются интернет-сервисы, где родителям достаточно оставить заявку на подбор педагога или выбрать анкету понравившегося преподавателя и связаться с ним самостоятельно.

Некоторые родители отдают предпочтение учителям школы, в которой учится их ребенок, или преподавателям вуза, куда ученик собирается поступать. Теоретически дополнительные занятия со школьным педагогом могут влиять на оценки ребенка и формировать предвзятое отношение к нему. Что касается вузовских преподавателей, то они могут качественно подготовить ученика к дополнительным вступительным испытаниям, но при этом будут не совсем компетентны в знании школьной программы и особенностях сдачи ЕГЭ.

Если ученик решил сосредоточить свои усилия на поступлении в определенный вуз, то имеет смысл выбрать не занятия с репетитором, а подготовительные курсы. Что это даст? Во-первых, возможность познакомиться с преподавателями данного вуза, во-вторых, почувствовать атмосферу учебного заведения и понять, насколько комфортным будет дальнейшее обучение здесь. Более того, если вуз проводит дополнительные вступительные испытания, то профильные курсы существенно помогут в подготовке к ним.

Преподаватель может подтвердить свою квалификацию разными способами: документами об образовании, дополнительных стажировках или курсах повышения квалификации, статистикой результатов экзаменов (если репетитор осуществляет подготовку к ОГЭ, ЕГЭ, международным языковым тестам и др.), а также письменными отзывами учеников. Стоит отметить, что наличие подтверждающих документов не гарантирует высокого качества работы: все зависит исключительно от знаний учителя, его способности наладить контакт с учеником и грамотно донести материал.

При общении с репетитором самое главное — четко обозначить свои ожидания от сотрудничества. Например, если цель занятий — подготовка к ЕГЭ, то узнайте, знаком ли репетитор с форматом экзамена и критериями оценки заданий, осуществлял ли он подготовку к ЕГЭ ранее, по каким пособиям будет осуществляться подготовка и каких результатов достигли его ученики.

Не существует определенной формулы для расчета оптимальной продолжительности занятий с репетитором. Считается, что для успешной сдачи ЕГЭ учащемуся с высокой успеваемостью будет достаточно одного-двух занятий в неделю в течение одного учебного года. Если успеваемость низкая, лучше начинать занятия заблаговременно, чтобы у репетитора была возможность обнаружить и ликвидировать пробелы в знаниях учащегося.

По данным исследования НИУ ВШЭ, эффект от частных курсов и преподавателей не так велик, как принято считать. Наибольший толк от них есть только для учеников, которые учатся на 4 и 5, но и для них занятия на подготовительных курсах принесут лишь один-три дополнительных балла к результатам ЕГЭ. Занятия с репетиторами напрямую с баллами вообще не связаны: основная часть оценки на экзаменах складывается из тех знаний, которые ребенок получил на протяжении всей учебы в школе. Дополнительные занятия полезны для спокойствия ребенка и уверенности в своих силах, что может хорошо сказаться на результате в целом.


Жанна Аркадьевна Суворова

заведующая кафедрой иностранных языков, преподаватель IB ГБОУ «Романовская школа»:

Не секрет, что многие родители стремятся нагрузить своих детей дополнительными уроками с репетиторами, преследуя различные цели. В выпускных классах дополнительные занятия приняли практически массово-обязательный характер.

Как же оценить степень необходимости дополнительных занятий и каковы критерии при выборе репетитора в выпускном классе? В первую очередь нужно определиться с требуемым объемом работы: необходимо просто проработать формат предстоящего экзамена или существенно повысить уровень владения предметом. Разные цели — и разные задачи будут поставлены перед репетиторами.

Большинство экспертов по проверке экзаменационных работ выпускных классов — школьные учителя, наверняка они есть и в вашей школе. Однако оценивать результаты ЕГЭ могут и представители вузов. У таких преподавателей есть непосредственный опыт работы с подростками (в том числе и с сопротивляющимися процессу обучения) и знание различных методик преподавания. Главное — проверяя множество работ выпускников, они имеют возможность анализировать типичные ошибки и, соответственно, помогут вашему ребенку избежать их, умело расставляя акценты при подготовке к экзамену.

Основным критерием все же должно стать мнение вашего ребенка о том, насколько ему психологически комфортно с данным преподавателем: успех любого процесса обучения состоит в первую очередь в установлении доверительных отношений между учителем и учеником.

И последнее: еще раз продумайте, так ли необходим репетитор. Исходя из своего опыта работы, могу сказать, что многие выпускники, сдавшие ЕГЭ по английскому языку на 85–100 баллов, утверждают, что готовились к выпускным экзаменам только на уроках иностранного языка в школе.



Обложка: Даша Скребцова