Лето — пора не только отпусков, но и первых самостоятельных детских поездок. Что делать, если путевка давно куплена, а ребенок не хочет ехать, как понять, что вам достался хороший вожатый, как часто звонить и в каких случаях нужно забирать ребенка домой — The Village узнал, как детские психологи отвечают на эти вопросы.

Александр Венгер — доктор психологических наук, профессор кафедры детской и семейной психотерапии

Алекс Десатник — психотерапевт, доктор клинической психологии, эксперт международных центров London Gates Education Group

С какого возраста стоит отправлять ребенка в лагерь?

 Венгер: Я думаю, что все зависит от того, какой это лагерь. Детей можно довольно спокойно отправлять в самостоятельную поездку лет с десяти, в приспособленные для младших детей лагеря — с восьми, а вот раньше я бы не стал. Самый оптимальный возраст для таких поездок — с 11–12 лет и до конца школы, когда для детей особенно важным становится общение со сверстниками.

Как выбрать правильный лагерь?

 Венгер: В возрасте восьми-десяти лет стоит в первую очередь обратить внимание на доброжелательных вожатых и домашнюю атмосферу. В лагере должно быть все, что нужно для детских игр: площадка, где можно лазать и ползать, достаточное количество игрушек. Считается, что в игрушки играют только дошкольники, но младшим школьникам это тоже важно. Наличие разных игр и игрушек — показатель того, что организаторы лагеря понимают, что такое маленький ребенок. Важны также и творческие занятия: рисование, мастер-классы, танцевальные и театральные кружки.

В 10–12 лет большое значение приобретает спортивная деятельность. Если в лагере есть художественное направление — это очень хорошо, но в этом возрасте не настолько необходимо, как для младших детей. Подросткам важно участвовать в организации мероприятий, а не только быть развлекаемыми — так они будут чувствовать себя хозяевами лагеря. Обязательно нужны долговременные программы — спортивные турниры или даже олимпиада. Дети должны принимать активное участие в разработке подобных занятий наравне со взрослыми.

 Десатник: Важно понимать, что в каждом возрасте у ребенка есть определенные психологические потребности, и программа лагеря должна это учитывать. В 8-9 лет детям нужна домашняя атмосфера, в 10-12 лет стоит больше внимания уделять структурированным занятиям, а в 12+ лет лагерь должен в первую очередь быть социально ориентированным: в обязательном порядке в нем должно быть пространство, в рамках которого с детьми обсуждают их социальную динамику и анализируют их желательное и нежелательное поведение. Такие «разборы полетов» с возможностью все проговорить, обсудить, договориться о чем-либо — необходимая часть общения, которая позволит ребенку правильно адаптироваться к общественной жизни. К тому же такие беседы развивают у детей способность анализировать и принимать решения.

Как понять, что вожатый или инструктор хороший?

 Десатник: У людей, которые работают с определенными возрастными группами, должен быть опыт работы с еще более маленькими детьми. Часто в стрессовой ситуации (а длительное расставание с родителями — это всегда стрессовая ситуация) дети начинают вести себя более инфантильно, чем в обычной жизни: у них могут возникнуть проблемы с выполнением базовых вещей — умыться или поесть вовремя. Хороший вожатый следит за этим и помогает детям адаптироваться к самостоятельной жизни в лагере.

В 10–12 лет дети, оказавшиеся вне контроля, могут проявлять групповую агрессию. Необходимо внимательно следить за любыми сигналами в этом направлении и придерживаться четких и понятных правил в общении с ними.

 Венгер: Инструкторы для подростков должны быть изобретательными! Они должны быть максимально готовыми к участию в кооперативном действе как бы на равных. «Как бы» означает, что, пока все идет хорошо, инструктор — такой же подросток. Но если что-то пошло не так, то он тут же берет на себя роль крепкого руководителя.

Что делать, если ребенок не хочет ехать?

 Десатник: Попробовать уговорить ребенка стоит, а насильно отправлять — нет. Дети обычно не хотят того, чего боятся. Проговорите с ним ситуации, которых он опасается, и приведите ему в качестве примера позитивные выходы из них. Если ребенок начал сомневаться, предложите ему попробовать — поехать на несколько дней. А дальше снова объясните: «Если тебе будет плохо, мы всегда рядом».

Как подготовить ребенка к самостоятельной поездке?

 Венгер: Сразу оговорим, что ребенку, у которого есть трудности в общении со сверстниками (они обычно выявляются в школе), лагерь противопоказан — нужно в более мягких формах преодолевать эти трудности. Если ребенок хорошо общается со сверстниками, то готовить его не нужно. Важно, чтобы он привык оставаться один — без родителей, вне школы: мог гулять во дворе самостоятельно или ходить в секции без особого контроля.

 Десатник: Важно проговорить с ребенком правила игры. Родителю нужно еще раз пройтись по базовым навыкам самообслуживания: утром чистить зубы, мыться, каждый день звонить маме. Дома ребенок соблюдает эту рутину, потому что мама следит, а в лагере домашних правил никто не знает. Также нужно просто поговорить с ребенком о лагере — у детей бывают очень интересные фантазии. К примеру, задайте ребенку вопрос: «Вот ты живешь с четырьмя мальчиками или девочками в комнате. Как это, по-твоему, будет?» Если ребенок выдает социально неадекватные сценарии («Я буду самый главный!»), его ожидания можно подкорректировать. Расскажите ребенку, что делать, если ему станет грустно, или когда и как звонить домой.

Надо ли звонить ребенку в лагерь? Как часто?

 Венгер: Обязательно нужно общаться с ребенком, с маленьким — каждый день. В 10–12 лет ежедневный контакт с родителями уже не нужен — достаточно связываться через день. С подростками можно выходить на связь еще реже, ориентируясь на то, что ребенок доверяет родителям: если ему станет действительно плохо, то он сам позвонит. В любом возрасте ребенок должен знать: если ему будет всерьез плохо, то его заберут или помогут справиться с проблемой. Это простое правило должно выполняться неукоснительно.

 Десатник: Ребенок, с одной стороны, может увлечься и забыть про родителей. Это забывание не является отсутствием потребности — это именно забывание. С другой стороны, ему внутренне необходима поддержка семьи. Поэтому раз в три дня с ним желательно связываться: даже короткий пятиминутный разговор о том, как его дела, обеспечит ребенка необходимой поддержкой.

Ребенок в середине смены захотел домой — надо ли его забирать?

 Венгер: Нужно постараться выяснить, насколько у него плохое эмоциональное состояние. Если он просто соскучился по маме и папе и это не острое переживание, а «мне хотелось бы, чтобы вы забрали меня домой» — это не основание для того, чтобы прерывать самостоятельный отдых.

 Десатник: Родители очень часто реагируют на фразу «хочу домой» желанием поехать и забрать ребенка из лагеря. Важно понимать, что на самом деле эта фраза может быть реакцией на совершенно разные ситуации. Например, «Только что я проиграл в игру. Я огорчился. И я хочу к маме прямо сейчас!» или «У меня был не очень удачный день». Важно не бояться слов ребенка «я хочу домой» и не начинать разговор сразу с обсуждения его отъезда домой, пока вы не разобрались, что за этим желанием стоит.

Что теряет ребенок, который никогда не был в лагере?

 Венгер: Лагерь полезен для социализации, для того, чтобы научиться общаться в не особо жестко организованных условиях. Ребенок, который не был в лагере, теряет такой весьма полезный для жизни опыт. Многие лагеря еще устраивают всяческие походы, которые имеют огромное значение для формирования самостоятельности, ответственности и, как следствие, уверенности в себе.

 Десатник: Помимо навыка социализации, ребенок может потерять и еще кое-что важное. Очень часто именно в лагере подросток встречает образ значимого взрослого — тот самый образ, на который он будет ориентироваться и который, как правило, в школьной среде не формируется.


Иллюстрации: Даша Скребцова