Психологи советуют не заводить животное в доме, где есть ребенок, не достигший трехлетнего возраста. Доказано, что маленькие дети не понимают, что их игры могут быть не только неприятны, но и мучительны для другого живого существа, так как в этом возрасте ребенок относится к другим детям и  животным, как к неживым объектам, и обращается с ними, как с игрушками: может взять, бросить, толкнуть, укусить и так далее. Однако после трех лет все эти действия могут рассматриваться как жестокое обращение. The Village узнал у экспертов, откуда берутся враждебные чувства, как с ними справляться и что предпринять родителям в таком случае.


Людмила Волкова-Бешко

клинический психолог, детский психо-терапевт, дефектолог

Обычно мы сразу узнаем сколько ребенку лет и пытаемся понять его психологическое состояние. До трех лет агрессия у ребенка не является осознанной, но важно помнить, что к четвертому году жизни он уже способен понимать, что его действия причиняют другому боль и такое поведение нельзя поощрять. Агрессивные игры, нужно переводить в мирное русло.

За агрессией, направленной на животных может скрываться злость, которую ребенок не может высказать открыто, например, своим родителям. И в первую очередь нужно понять, чем вызвана эта злость. Когда существует конфликт между взрослым и ребенком, малыш хочет наказать взрослого, но не может. Поэтому он переносит чувства на того, кто слабее, например, на животное. Такое поведение называется перенаправлением чувств по схеме от «старшего к младшему», от «сильного к слабому».

Именно механизм перенаправления, перенесения враждебности и лежит в основании жестокого обращения с животными и в целом с теми, кто слабее тебя. Но существует и другой механизм механизм — «идентификация с агрессором»: когда ребенок свои чувства страха, боли, беспомощности переносит на того, кто слабее него, а сам становится большим и сильным, смелым и уверенным. Так он решает свои  психологические, эмоциональные проблемы, пытается справиться с чувством неполноценности, беспомощности, страха и обиды.

Родителям необходимо помочь понять ребенку, отчего он так поступает. Объяснить, как чувствует себя животное, что ему больно и страшно. Рассказать и показать на своем примере, что намного приятнее быть сильным, храбрым и помогать слабым. Если самостоятельно справиться с задачей не удается, необходимо обратиться к специалисту: возможно у ребенка есть нарушения в эмоциональном развитии. В отдельных случаях придется прибегнуть к  курсу детской психоаналитической психотерапии.

Также родителям стоит проанализировать свои отношения с ребенком. Задать себе вопрос, уверен ли он (ребенок) в них? Есть ли у него базовое доверие к ним (а значит и к миру в целом)? Базисное доверие — это то, как человек воспринимает жизнь, относится к окружающему миру. «Жизнь добра и прекрасна, я легко справлюсь  с трудностями». Или: «Жизнь полна угроз и опасностей, я буду подозрительным, злобным и недоверчивым».

Если у вас возникли подозрения, что причиной агрессивности ребенка являетесь вы сами, то в срочном порядке старайтесь решить конфликт и агрессивность самоустранится. Нет смысла просто налагать запрет на агрессивное обращение с животными:  вы не всегда можете проконтролировать ребенка. К тому же, это не решает проблемы, он может найти другой способ  выразить свой протест.  К примеру, испортит вашу любимую вещь.

Постарайтесь также понять, не завышены ли ваши требования к малышу? Может, он с ними не справляется и агрессией выражает несогласие? Такие случаи довольно часто встречаются в практике.

Важно помнить, что адекватное родительское отношение влияет на всё последующее восприятие жизненных ситуаций.