Согласно данным опроса, проведенного ТГУ, 61 % 15-летних школьников беспокоятся о том, что они получат плохие оценки по математике, 30 % нервничают, когда решают математические задачи, и 59 % говорят о том, что считают математику слишком сложной. Такое отношение к этой точной науке в будущем может повлиять на выбор университета и специальности не в пользу технических направлений даже при наличии достаточных знаний. The Village узнал у экспертов, что такое математическая тревожность и как помочь ребенку справиться с боязнью чисел и вычислений.

Что это такое?


Анна Будакова

младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета

Математическая тревожность — состояние, когда симптомы тревоги проявляются исключительно на математике, — появляется, когда дети и взрослые начинают работать с числовой информацией и ее обработкой. Она проявляется ощущением страха, дискомфорта, беспокойства и неспособностью думать во время выполнения математических заданий — от решения задач и уравнений до подсчета сдачи в магазине.

Точно определить, в каком именно возрасте возникает математическая тревожность, сложно, и исследований на эту тему пока мало. С числовой информацией дети начинают работать с первого класса, и вопросы предпочтений формируются, когда они изучают двухзначные или трехзначные числа. Примерно в начальных классах можно уловить момент, когда у ребенка появляется дискомфорт. Однако у каждого наступление этой тревожности происходит по-разному: у кого-то все было хорошо с математикой в начальной школе, но, когда начались сложные задачи по алгебре, появились проблемы. Или, например, ребенок пропустил какой-то период обучения в школе, и он не успевает. Никто его не поддерживает в этой ситуации, ему приходится ориентироваться самостоятельно на ходу.

Одна из гипотез состоит в том, что математическая тревожность сильнее развита у людей с низкими способностями к простейшим математическим вычислениям, но исследования показывают, что это не всегда так. Например, некоторые дети с высокой математической тревожностью показывают хорошие результаты в решении математических заданий. Безусловно, математическая тревожность в целом связана с математическими достижениями, но объяснить математическую тревожность именно низкими математическими способностями нельзя. Отчасти причина может скрываться в том, что часто математика обсуждается как что-то страшное, серьезное, возникает давление на ребенка, появляются ярлыки «мальчики — технари, а девочки — гуманитарии».

Математическая тревожность также влияет и на рабочую память, которая помогает оперировать актуальной информацией здесь и сейчас. Например, удерживать условия задачи в памяти, пока мы ее решаем. Исследования говорят нам, что математическая тревожность занимает ресурсы рабочей памяти, и человеку приходится делить рабочую память между удержанием условий задачи и негативными мыслями, связанными с математикой. Когда человек выполняет математическое задание, тревожные мысли его отвлекают и выступают в качестве второго задания, которое человек решает одновременно с основным. Более того, изначально низкая рабочая память снижает количество ресурсов, доступных для решения задачи.

Что могут сделать родители?

Проблема в том, что, когда ребенок беспокоится по поводу математики, он меньше ей занимается. В итоге получается замкнутый круг: ребенок не подготовился к контрольной — получил плохую оценку — у него появились негативные мысли о математике. Ребенок чувствует отвращение к математике и, как следствие, снижение мотивации к изучению предмета и уменьшение времени на его освоение. Как результат — опять низкая успеваемость, например, тройка за четверть. Такой снежный ком ведет к увеличению тревожности и может повлиять на выбор профессии в перспективе.

Для начала с ребенком нужно просто поговорить и понять, что с ним случилось. Ряд исследований по этой теме советуют при борьбе с математической тревожностью укрепить базовые знания по предмету и улучшить их: посмотреть, как ребенок работает с числовой информацией, определить пробелы в знаниях. Возможно, тревога образовалась из-за того, что когда-то пришлось пропустить уроки математики (по болезни, например), и ребенок не успел изучить что-то. В этом случае родителям нужно поработать с ребенком, помочь с домашним заданием, поговорить с учителем, который сможет уделить больше внимания ему и дополнительно объяснить что-то непонятное или не до конца изученное.

При изучении предмета лучше ориентироваться на то, как лучше воспринимает информацию ребенок — аудиально или визуально. Учитывая, что математика — это очень абстрактный материал, который не пощупать руками, изучая его, нужно принимать во внимание индивидуальные особенности ученика.

Также необходимо регулировать негативные установки, связанные с математикой: во-первых, следить за тем, что говорят учителя, родители и вообще окружающие люди, чтобы у ребенка не формировалось мнение, что математика — это самое страшное в жизни. Во-вторых, избегать образа математики как чего-то сложного. Ребенок в такой ситуации сразу начинает беспокоиться, а значит, чувство тревоги еще больше будет мешать изучению предмета.

Эффективнее представить, что математика — это вызов, с которым ребенок может справиться, а не угроза, с которой нужно бороться. Лучше избегать таких выражений, как «учи математику, ты без нее не поступишь ни в один нормальный вуз». А если учитывать, что предмет в школе рассчитан на среднестатистического ученика, то, предположительно, со стандартной программой по математике в школе должен справляться любой ученик, если не говорить о крайностях.


Как помочь ребенку не бояться математики?

Женя Кац

автор блога «Математика вприпрыжку»

Первое, что могут сделать родители, — помочь ребенку разделить школьную математику и отношение к ней и отношение к математике в целом. Школьная программа зачастую устроена так, что одним детям на уроках математики скучно и легко, а другим — скучно и сложно. Дети в начальной школе часто привыкают к тому, что математика — это искусство телепатии, умение угадывать правильный ответ по лицу учителя. Иногда дети даже сами спрашивают: «А это задача на складывание или на отнимание?» Многие программы составлены так, что и взрослым не всегда понятно, чего хотел автор учебника. Математика в школе зачастую сводится к тоннам нудных однотипных задач, бесконечным столбикам примеров, заучиванию наизусть, прописям с цифрами.

Между тем в современной математике есть много интересных задач, вполне доступных ученикам начальной школы, и при этом интересных. Вы можете почитать книжку «Математика в твоих руках» — там много красивых и наглядных задач. Или найти вместе с детьми теорему one-cut-theoreme и посмотреть видео о том, как можно одним прямым разрезом получить дырку в листе бумаги в виде звездочки или в виде буквы П.

Второе, что можно сделать, — зарегистрировать ребенка на сайте «Учи.ру», где есть много задач для учеников начальной школы, а также доступ к олимпиадам «плюс», и эти олимпиадные задачи покажут вам, что математика — это и шифровки, и построение фигур по теням, и числовые пирамиды, и задачи про раздел шоколадок, и развертки, и многое другое.

Третий совет: поищите среди разных областей математики то, что интересно лично вам, и расскажите об этом ребенку. Может быть, вам будет интересно вместе исследовать ленту Мёбиуса или склеивать многогранники из разверток, или решать геометрические головоломки типа танграм и катамино, или строить многогранники из горохового конструктора.

Какие есть варианты игр и заданий для тревожных детей?

Как правило, дети беспокоятся, если у них что-то не получается. Родителям и учителям иногда кажется, что если первоклассник может сам уверенно произнести по порядку все числа от 1 до 100 и может уверенно прочитать, что 43 — это сорок три, а 57 — это пятьдесят семь, то он уже хорошо умеет считать. На самом деле скороговорка с числами — еще не счет, и у некоторых детей понятие числа формируется дольше, чем у других.

Вместо того чтобы заучивать наизусть состав числа и таблицу умножения, вы можете вместе с детьми поиграть в разные арифметические игры: например, в «загаданный этаж» или числа-соседи («У меня есть подружка Лена, она живет в высоком доме, у нее одни соседи живут на втором этаже, а другие — на четвертом. На каком этаже живет Лена?»).

Часто учителя просят детей считать в уме, без помощи пальцев. На самом деле нейропсихологи советуют использовать счет на пальцах и придумывать разные игры с разнообразными счетными материалами, счетными палочками, нумиконом и так далее. Тот же самый состав числа можно очень весело изучать, не пытаясь выучить его наизусть. Как можно показать шесть пальцев? Как пять на одной руке и один палец на другой руке. А можно ли показать шесть по-другому? Можно показать три пальца на одной руке и три на другой, а можно четыре и два. А как показать вдвоем на пальцах число 12? А если никто не должен показывать ни пять, ни десять пальцев?

Если ребенка страшит и пугает какая-то конкретная тема, то подумайте, как можно дома поиграть в нее и разобраться. Математика — это не угадайка и не поиск правильного ответа по лицу учителя, и вы можете предложить много разных вариантов игр на каждую тему.

Если ребенку сложно быстро считать, вы можете поиграть в настольную игру «Турбосчет». Она помогает детям научиться быстро считать несколько групп предметов. Эта игра отлично подходит для детей лет с шести, но ничуть не менее интересна и школьникам в 3–4 классе. Есть еще несколько симпатичных игр на скорость реакции и счет: «Котосовы», «Фруктаж», «Фрукто-10». И приятные логические настольные игры для всей семьи: «Барабашка», «СЕТ».

Если ребенок путается, что такое сантиметры, метры и дециметры, то придумайте разные игры с измерением всего подряд. Можно взять бумажные сантиметры из «Икеи» и с их помощью проверить, что больше: длина локтя или обхват запястья, рост или размах рук. Интересно вместе с ребенком собрать статистику таких измерений — измерить домочадцев, одноклассников, нарисовать график. Можно взять бумагу в сантиметровую клетку, нарезать из нее полоски 1х10 сантиметров и при помощи этих полосок измерять все в дециметрах. Детям полезно представлять себе зрительно, сколько это — один сантиметр, один дециметр, один метр.

Для того чтобы дети могли уверенно считать, с ними надо играть: в кафе, в магазин, во что-то понятное для них. В игре дети намного лучше осваивают счет, особенно если они могут сами посчитать ответ при помощи счетных палочек или на пальцах. Напишите меню, предложите малышу выбрать, что он будет заказывать из еды и питья, и самому посчитать, сколько стоит заказ.