На этой неделе в соцсетях активно обсуждался инцидент, который произошёл на борту авиакомпании «Победа» на рейсе  Милан — Москва. Молодую пару с ребёнком при регистрации рассадили в разные концы салона, а во время руления семья решила воссоединиться на свободных местах. Стюардесса не позволила им этого сделать, аргументируя запрет правилами авиакомпании и тем, что услуга выбора места на борту лоукостера является платной. Дело закончилось тем, что экипаж вызвал полицию, которая встретила скандаливших родителей у трапа самолёта. Поведение семьи с ребёнком и экипажа вызвало немало споров. Одни считают, что авиакомпания могла бы пойти навстречу родителям, другие — что правда на стороне «Победы». Мы спросили у молодых мам, приходилось ли им пользоваться своим положением для извлечения выгоды, и узнали их мнение по поводу этого спорного случая.


Полина Каторова

директор по продаже рекламы

В положении мамы с ребёнком я всего месяц, поэтому сформировать однозначное мнение о том, позволительно ли пользоваться своим материнством, мне достаточно трудно. На ближайшие выходные у нас запланирована поездка в Питер, купить билеты на соседние места на поезд у нас не получилось, и конечно, мы  очень надеемся, что с нами кто-нибудь поменяется, чтобы мы смогли ехать рядом.

Ситуацией с «Победой» я была немного шокирована. Мы столько раз летали рядом с людьми, которые выглядят хуже, чем после двух дней рейва на Outline, и ни разу не видели, чтобы экипаж предпринимал какие-то меры против пьяных дебоширов. А тут семья с ребёнком. Если ты выбрал экономуслугу, ты выбрал всего лишь услугу, а вот отношение и человеческое понимание — это другое.

Когда я была беременной, водитель Uber как-то попросил разрешения закрыть поездку и довезти меня бесплатно и говорил, что другие водители на его месте должны поступать так же, ведь беременность — настоящее чудо. Мне было безумно приятно, но про себя я думала: ну какое же это чудо? Ребёнок в животе — так устроено природой. После родов уже пришло осознание, что это и правда чудо, которое заслуживает внимания и заботы. Тем не менее я не считаю, что теперь могу пользоваться своим положением. То, что у меня есть ребёнок, ещё не означает, что весь мир должен вертеться вокруг меня. Это очень круто, если люди относятся к тебе с уважением, но считаю, что гораздо важнее, когда это идёт от чистого сердца, а не от того, что мне все должны.


Ольга Савина

продюсер телеканала
«Москва 24»

У меня неоднозначное впечатление от ситуации, которая произошла на борту «Победы». Как я поняла, молодая пара с трехмесячным ребёнком сэкономила на выборе места (или по каким-то причинам не смогла его оплатить) и оказалась в разных концах самолёта. Ещё до взлёта они решили поменять места, чтобы сидеть рядом и успокоить ребёнка. Да, стюардесса могла закрыть глаза на пересевших пассажиров, но не захотела, возможно, была с ними груба — у нас не очень любят людей. Кого это удивляет?

Меня удивляет, зачем пара пошла на конфликт? Есть правила, и сотрудники авиакомпании на них настаивали. Мама не могла успокоить ребёнка одна? Сложно в это поверить. Когда речь идёт об успокаивании грудных младенцев, от пап толку чуть. Не всегда, но в большинстве случаев.

В интернете возмущаются, мол, бесчеловечно рассаживать семью. А в чём проблема — провести пару часов в разных концах самолёта? Благо лететь из Милана в Москву недолго.

Неудобно наблюдать, когда люди с детьми считают, что правила не для них писаны, все должны войти в их положение — с ребёнком же — и сделать исключение.

Правда, читая, как пользователи соцсетей пишут, мол, пожалели денег, сами виноваты, вспомнила, как меня обуяла жадность и я не оплатила выбор места на лоукостере Wizz Air. Подумала: с детьми не рассадят! А муж только рад будет — поспать где-нибудь в другом конце салона. Но, как оказалось, сотрудники венгерской авиакомпании куда лучше относятся к людям с детьми, чем «Победа». Они, во-первых, специально не рассаживают пассажиров, а во-вторых, право зайти в самолёт первыми и выбрать места предоставляется не только тем, кто оплатил эту услугу, но и пассажирам с детьми. Так что летели мы тогда и развлекали детей вместе — не случилось у мужа двух часов тишины.
В общем, лоукостер лоукостеру рознь, а в этой истории, как мне кажется, все хороши.

Я не использую детей, чтобы получить какие-то привилегии в общественных местах . По крайней мере мне так кажется, может быть, окружающие считает по-другому. Когда кто-нибудь предлагает пропустить вперед без очереди, конечно, не отказываюсь, но сама не прошу. У нас рядом с домом – магазин  «Перекресток». И на кассах какое-то время висело объявление «Покупатели с детьми обслуживаются без очереди». Стоять в очереди с двумя мальчиками – то еще развлечение. Они пихаются, спорят, бегают по магазину, норовят потеряться. Я пару раз попыталась воспользоваться этим, но, несмотря на объявление, очередь каждый раз была недовольна. Поджимали губы, закатывали глаза, даже говорили, что детям в магазине не место. И я перестала это делать. Хотя, если дети ведут себя уж очень плохо, и меня все окончательно достало, могу стоять в очереди со страдальческим лицом – это, наверное, давление на общественность? Но на мой несчастный вид все равно никто не обращает внимание – так что это не считается.


Юля Ельцова

редактор The Village

Однажды, когда я ещё была беременна, мы с сестрой ходили в театр. Была зима, и очередь в гардероб после спектакля выстроилась приличная. Мы встали в хвост, потому что как-то не озаботились взять напрокат бинокль, дающий возможность получить пальто без очереди. Сестра уговорила меня воспользоваться положением и на правах человека с огромным пузом забрать одежду одной из первых. Я бодро подошла в начало очереди и попросила сердитую гардеробщицу представить, что у меня есть бинокль, показывая на свой живот. Тётушка что-то проворчала, но вещи наши принесла. Я чувствовала себя неловко в этой ситуации, но и плюсы оценила. В целом не помню, чтобы я злоупотребляла своим положением.

Когда дочь родилась, я тоже не кричала на каждом углу: «Я же мать, пропустите». Меня, если честно, и так везде старались пропускать. В самолётах тоже бывали разные ситуации. Один раз на большом перелёте нас посадили в хвост, предстояло лететь 10 часов с ребёнком на руках, зажатыми между сиденьями. Мы не скандалили, ничего не требовали, а просто грустили — надо было копить на бизнес-класс и лететь с комфортом. Но перед началом полёта нас вызвали по громкой связи к гейту и выдали новые посадочные на передние места. Думаю, мы качественно улучшили карму авиакомпании за время полёта.

Я, конечно, не была на том борту «Победы» во время скандала и своими глазами не видела происходящего, но могу сказать, что в этой ситуации я скорее на стороне авиакомпании. При бронировании билетов пассажирам предлагают доплатить за услугу выбора места и предупреждают, что иначе посадят как придётся. Пара, которая решила расположиться на свободных местах, хотела получить платную услугу бесплатно. И в этой попытке я не вижу никакого криминала. Но когда не сработало, надо было извиниться, занять обратно свои места и не доводить до скандала. Но, похоже, нашла коса на камень: не очень вежливая стюардесса схлестнулась с не очень спокойными родителями. И получилось то, что получилось. Пострадали обе стороны: родители, которые устроили себе и другим нервотрёпку, и авиакомпания, стюардессы которой, как теперь всем известно, не отличаются приветливостью. В общем, как точно выразился мой коллега Паша, это не история про отношение к молодым родителям, это история про обоюдное жлобство.


обложка: авиакомпания «Победа»