К 2013 году в Москве должна появиться интеллектуальная транспортная система (ИТС). За 210 миллионов долларов в ее пилотный проект должны войти единый диспетчерский центр, умные светофоры, уличные табло с информацией о пробках и объездных путях. ГЛОНАСС станет базовой навигационной системой. Мировые пионеры в индустрии ИТС — Корея, Сингапур и Япония, отдельные составляющие таких систем встречаются в Бостоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Брисбене и Франкфурте. The Village проанализировал иностранный опыт и составил универсальный список обязательных элементов умной транспортной системы.



 

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 1.

ПАССАЖИРАМ И ПЕШЕХОДАМ

 

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 2.

 

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 3.

 

Информационная система для общественного транспорта

В корейском Пусане центр управления транспортом оперирует терминалом автобусной информации. Он передает информацию на остановки (U-Shelter), где пассажиры могут узнать, почему маршрут задерживается. Терминал связан непосредственно с каждым автобусом. Если интерактивный экран на остановке не работает, то можно позвонить на горячую линию. В Сеуле работает точно такая же система, корейцы даже создали бесплатное автобусное приложение для iPhone. В английском Лестере динамическими табло с информацией о задержках автобусов оборудованы 22 маршрута и 250 машин. Информационного экрана на остановках нет, но можно отправить СМС-запрос за 25 пенсов и узнать, когда будет транспорт.

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 4.

 

Единая карта оплаты услуг

Единая карта оплаты проезда в Гонконге называется Octopus, в корейских городах Сеуле и Пусане — T-Money. С помощью таких карт можно оплачивать не только проезд на всех видах общественного транспорта, но и парковку, мелкие покупки в супермаркетах и билеты в кино. У проездного во Франкфурте-на-Майне нет такого набора возможностей, но он позволяет пересаживаться с электрички на метро и трамвай.

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 5.

 

Светофор по требованию

В Сингапуре на зебрах зелёный свет включается нажатием кнопки. Причём пожилой человек или инвалид может приложить к специальному считывателю свою смарт-карту, и у него будет больше времени для перехода на другую сторону улицы.

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 6.

 

Комплекты «Умная дорожная сеть»

В Гонконге на нескольких дисках можно приобрести специальную электронную программу, которая содержит интерактивную карту дорог (Road Network Data) со всеми уличными знаками и спецсигналами (Digitized Traffic Aids Drawings) и данными по статистике пробок (Traffic Census Data). Для курьерских компаний Гонконга эта программа зачастую нужнее, чем бухгалтерское ПО. Обновления выходят регулярно. 

 

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 7.

ВОДИТЕЛЯМ

 

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 8.

 

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 9.

 

Система автомобильной информации и связи (VICS)

Систему автомобильной информации и связи (VICS) специалисты называют основой любой интеллектуальной транспортной системы. В Токио придорожные передатчики и маяки для неё установили ещё в 1995 году. Тогда же ведущие автопроизводители Японии стали делать навигаторы для машин с поддержкой VICS, и уже через несколько лет вся страна оказалась охвачена динамической информационной сетью. С её помощью всегда можно получить через GPS данные о загруженности дорог и возможных объездных путях.

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 10.

 

Радиоканалы дорожных сообщений

По радиоканалам дорожных сообщений в Сингапуре и Сеуле регулярно передают сводки о загруженности ключевых участков и развязок. В час пик выпуски учащаются. Таких каналов может быть несколько: в Сингапуре работает четыре, а в Сеуле это официальное государственное радио.

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 11.

 

Многофункциональный транспортный сайт

Посетив многофункциональный транспортный портал корейского Инчхона, можно оценить ситуацию на дорогах и посмотреть трансляции с уличных вебкамер. Транспортная компания также предлагает интерактивную карту дорог — мини-копию диспетчерского центра. За движением транспорта в городе можно также наблюдать онлайн в Гонконге и Сингапуре.

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 12.

 

Планировщик поездок

Планировщик поездок в Сингапуре базируется на такси, потому что все машины имеют GPS-датчики, передающие информацию о перемещениях в диспетчерскую. Далее вычисляется средняя скорость движения по основным дорогам, чтобы постоянно корректировать данные планировщика, к которому можно обратиться и по телефону. Подобная система также работает во Франкфурте, но опирается в основном на веб-портал.

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 13.

 

Динамические дорожные указатели и табло

Дорожные знаки на светодиодах лучше видно, плюс они экономят электричество. Знаки, как и все внешние устройства ИТС, подключены к запасным генераторам и в случае коллапса продолжают работать. В гонконгской системе разные индикаторы включаются в разное время суток и в зависимости от загруженности соответствующего участка дороги. 27 светящихся табло в Нью-Йорке работают на транспортном узле аэропорта Ла Гуардия.

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 14.

 

Система помощи при парковке

Система помощи при парковке в австралийском городе Брисбене — это мониторы с информацией о свободных местах, одновременно на таком экране высвечивается 6–7 адресов ближайших парковок. Центральная компьютерная система связана с ними через Wi-Fi. 

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 15.

 

Автоматический сбор платежей за проезд по платным дорогам

Многополосное шоссе Gateway Motorway проходит через австралийский Брисбен и ведет на северо-восток, к аэропорту и на побережье штата Квинсленд. Здесь скапливались многокилометровые пробки. Дорогу решили сделать платной, но скопление машин на пунктах сбора денег только усугубило ситуацию. Автомобили выстраивались в гигантские очереди. В 2007 году на шоссе установили камеры, которые фотографируют номер машины — плата за проезд списывается с кредитной карты её владельца. Также запустили сайт, где каждый может проверить баланс и настроить подходящий режим оплаты.


Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 16.

ВЛАСТЯМ

 

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 17.

 

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 18.

 

Камеры J-Eye (Junction Electronic Eyes)

С помощью камер J-Eye, установленных в Сингапуре, можно отслеживать пробки, а также неправильно припаркованные автомобили. В январе этого года за дорогами наблюдало более трёхсот таких камер с высоким качеством картинки и 1 453 обычных камер безопасности. Эвакуаторы прибывают на места аварий в среднем за 15 минут.

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 19.

 

Система управления светофорами

Система управления светофорами регулирует транспортные и пешеходные светофоры. На перекрёстках и развязках проложенные под асфальтом сенсорные провода определяют примерное число машин, скопившихся на данном направлении, и зелёный свет горит дольше для той магистрали, на которой нагрузка сейчас больше. В Гонконге из нескольких близко расположенных пересечений дорог часто делают одну «зелёную улицу», чтобы поток, свободно пройдя один перекрёсток, не задерживался на соседнем. В 2005 году компьютеризованные светофоры Лос-Анджелеса стали на поворотах первыми пропускать автобусы, в результате скорость езды автобусов по городу возросла на четверть.

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 20.

 

Противопожарные датчики и детекторы загрязнения воздуха

Противопожарные датчики и детекторы загрязнения воздуха чаще всего необходимы в тоннелях, где возгорания и технические неполадки сложно засечь с камер наблюдения и где они представляют наибольшую опасность. Десятиполосный Большой бостонский тоннель — длинный подземный отрезок шоссе I-93, проходящий прямо под центром города — располагает несколькими десятками таких устройств.

Иностранный опыт: Интеллектуальные транспортные системы. Изображение № 21.

Иллюстрации: Антон Польский