СТРОГИЙ ПРОКАТ

30 июля 2010 года в центре Лондона открылось 400 станций проката и 6 000 велосипедов стали доступны всем желающим в любое время дня и ночи. Проект обошелся в 140 миллионов фунтов стерлингов, 25 из которых вложил банк Barclays — его бело-голубой логотип украшает каждый велосипед. Байки сделаны из особо прочных материалов и комплектуются устойчивыми к проколам шинами, усиленными тормозами, фонарями, небольшим багажником и даже защитой цепи, исключающей попадание в неё брюк.

Иностранный опыт: Система общественного велопроката в Лондоне. Изображение № 1.

Чтобы взять напрокат велосипед, нужна кредитная карта, наличные автомат не принимает. Далее за символический один фунт в день нужно купить электронный ключ доступа, зато первые полчаса поездки бесплатные — так власти Лондона пытаются приучить жителей ездить на короткие расстояния, чтобы разгрузить автобусы и метро. Следующие 30 минут стоят один фунт, далее сумма увеличивается в геометрической прогрессии: два часа стоят уже 6 фунтов, а целый день проката обойдётся в 50 фунтов. Избежать лишних трат поможет пунктуальность: система жёстко фиксирует время и за малейшее опоздание начисляет штраф в 150 фунтов. Впрочем, если на ближайшей парковке не оказалось свободных мест, система сама выделит дополнительные 15 минут для поиска следующей станции — время отслеживают встроенные радиодатчики.

 

Иностранный опыт: Система общественного велопроката в Лондоне. Изображение № 5.
Чтобы не платить за прокат велосипеда, достаточно возвращать его на станцию и брать новый каждые 30 минут.

 

BORIS BIKE

Сами лондонцы называют общественные велосипеды Boris bike — в честь своего эксцентричного мэра Бориса Джонсона. В британской столице его перестали считать просто политиком: для лондонцев Джонсон прежде всего фанат велосипедов. В прошлом году, когда Борис отмечал трёхлетие на посту градоначальника, на деньги налогоплательщиков установили памятник — 12-метровую бронзовую статую мэра верхом на велосипеде. В итоге это оказалась первоапрельской шуткой, но поначалу многие в Лондоне восприняли новость всерьёз.

Иностранный опыт: Система общественного велопроката в Лондоне. Изображение № 6.

 

Иностранный опыт: Система общественного велопроката в Лондоне. Изображение № 10.
Борис Джонсон, 
мэр Лондона

«Если дама ругается на меня,
я просто говорю: „Иди-ка прокатись
на велосипеде“»

Любовь к велосипедам Борис Джонсон прививает и простым гражданам — каждый год он лично открывает велосезон в Гайд-парке. В качестве свадебного подарка принц Уильям и Кейт Миддлтон получили от него велосипед-тандем. На встречу с премьер-министром Дэвидом Кэмероном Джонсон тоже ездит на байке и торжественно паркует его прямо у дверей Даунинг-стрит, 10. Пропаганду велосипедов мэр постоянно ведёт в своем Twitter, но главное — уже несколько лет сам ездит на работу исключительно на байке.


ЗАМКИ, МОРОЗ И ВАНДАЛЫ

Хотя с момента запуска прошел уже год, проблемы с общественными велосипедами до сих пор существуют. Местные жители жалуются на отсутствие больших корзин и замков. От замков власти отказались намеренно: электронные ключи помогают следить за временем и избежать краж. Впрочем, совсем без потерь не обошлось: за год угнали 10 велосипедов. Споры не утихают и в рядах автомобилистов. Одни жалуются на сокращение парковочных мест, другие уверяют, что толпы туристов перекрывают и без того узкие улочки и создают аварийные ситуации.

Иностранный опыт: Система общественного велопроката в Лондоне. Изображение № 11.

Репутацию велосипеда как нового общественного транспорта подрывают и технические сбои. В минувшем декабре, например, система попросту замёрзла: не выдержав первых холодов, станции перестали читать электронные ключи, в итоге заблокировав всё велосипедное сообщение. Возможно, проблему списали бы на погодные условия, но именно в тот день забастовали работники метро и вся нагрузка легла на наземный транспорт. С самими велосипедами тоже не всё в порядке: изначально утверждали, что байк может проехать 60 тысяч километров и прослужить без перерывов 15 лет. Однако за первые полгода из строя вышло почти две трети велопарка — каждый день на ремонт отправляли по 30 велосипедов. Впрочем, всего три велосипеда в итоге ушли в утиль. Штраф за порчу велосипеда — до 300 фунтов.

 

Иностранный опыт: Система общественного велопроката в Лондоне. Изображение № 12.
За год велосипедами воспользовались больше 6 миллионов человек, а постоянными членами клуба Boris Bike стали около 30 тысяч жителей.

 

25 МИЛЛИОНОВ НА РАЗВИТИЕ

Сейчас велосипедные поездки составляют в Лондоне 2 % всего транспортного потока, но в ближайшем будущем власти надеются увеличить эту цифру вдвое. Из 12 запланированных трасс пока запущены две, они соединяют деловой Сити с городской окраиной и проходят через наиболее загруженные районы, причём новые ярко-синие дорожки спроектированы таким образом, чтобы максимально отгородить велосипедистов от автомобильного потока.


Иностранный опыт: Система общественного велопроката в Лондоне. Изображение № 13.
Эд Клэнси,
олимпийский чемпион по велотреку

«Борис Джонсон — отличный велосипедист, и что он ещё мог сделать, если не заставить всех жителей Лондона крутить педали? Любой, кто продвигает велосипеды, делает огромное дело»


В конце июля банк Barclays выделил ещё 25 миллионов фунтов на развитие велосистемы: на эти деньги купят 2 000 велосипедов и проложат новые трассы. Перемещаться по центру на байке уже сейчас можно в два раза быстрее, чем на автомобиле.