Ещё недавно электромобили были мечтой писателей-фантастов и радикальных экологов, но теперь эксперты всерьёз говорят о революции электрокаров. В продаже уже появились серийные автомобили с электродвигателями, причем купить их можно даже в Москве (а недавно свою версию электромобиля представил даже АвтоВАЗ). Заправки с розетками постепенно становятся частью городского пейзажа, а бесшумные и экологически чистые машины всё чаще мелькают в уличном потоке. Впрочем, во французской столице пошли ещё дальше: в начале октября в Париже, где уже несколько лет с успехом работает система велопроката, появились станции аренды электромобилей Autolib.

 

ПРАРОДИТЕЛЬ

15 июля 2007 года Париж одним из первых в мире запустил сеть проката велосипедов под названием Velib, что является сокращением от французского velo libre — «свободный велосипед». По всему городу было открыто 750 станций, представляющих собой автоматический платежный терминал и несколько стоек с велосипедами. Абонемент стоит 29 евро за год, 5 евро за неделю и 1 евро за день. Полчаса можно и вовсе кататься бесплатно. Система Velib оказалась настолько популярной, что теперь власти французской столицы решили внедрить программу Autolib, смысл которой — заставить горожан отказаться от личных автомобилей, которые загрязняют атмосферу и захламляют улицы.

 

Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 1.Сейчас в Париже работают 1 450 пунктов проката и доступно 20 000 велосипедов.

 

ЗАПУСК ПРОЕКТА

Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 2.

33 прозрачные мини-станции с неоновой подсветкой, похожие на дизайнерские автобусные остановки, появились на улицах Парижа в минувшем октябре. Рядом несколько парковочных мест, заправочный док и автомат оплаты. Пока на каждой станции стоит по два электромобиля. Полчаса аренды стоит восемь евро, а годовой абонемент программы Autolib можно купить всего за 144 евро. Как и с прокатом велосипедов, машину можно взять на одной станции, а сдать на другой: система сама найдёт ближайшую и забронирует там место. На первых порах некоторые стоянки оборудованы ещё и киоском, в котором дежурит служащий Autolib: он помогает клиентам новой сети разобраться с оплатой, членскими картами и абонементом.

Autolib лишь частично является государственной программой, главным его спонсором выступил один из богатейших людей Франции и друг президента Саркози — миллиардер Венсан Боллор, глава крупного рекламно-коммуникационного холдинга Havas. Причем он заранее предупредил, что в ближайшие семь лет не планирует получать прибыль от проекта.

 

Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 9.
Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 10.265 миллионов евро планирует потратить Венсан Боллор на программу Autolib.


Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 11.

Венсан Боллор, главный спонсор программы Autolib

 

«Преимущество контроля над 82 % капитала компании семейной группой состоит в том, что никто не может запретить мне вступить в проект, который длительное время будет лишь терять деньги».


 

BLUECAR

Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 12.

За основу взят электромобиль Bluecar, разработанный легендарным итальянским ателье Pininfarina совместно с французским холдингом Bollore. Pininfarina создавали дизайн многих моделей Ferrari, Lancia, Peugeot, Jaguar, поэтому и электрокар Bluecar получился вполне модным и современным. Главный вклад холдинга Bollore — уникальные литий-металл-полимерные аккумуляторы, которые позволяют проехать на одном заряде до 250 км. Что касается остальных характеристик, то «голубой автомобиль» — это компактный пятидверный хетчбэк, рассчитанный на четырёх человек и оснащённый автоматической коробкой передач. Подобно Toyota Prius электромобиль использует гибридную систему накопления энергии во время торможения. Ещё машина оснащена GPS, что позволяет водителям не потеряться в городе, а самой системе Autolib — следить за своими автомобилями. На случай аварии каждый Bluecar оснащен специальной кнопкой вызова помощи — после её нажатия сигнал тревоги подаётся в центральный офис и компания высылает своих специалистов на место ДТП.

Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 20.


Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 21.

Морал Шибо, глава программы Autolib

 

«Мы хотим объяснить людям, что для того, чтобы ездить в городе на автомобиле, совершенно не обязательно его покупать. Арендовать Bluecar так же просто, как взять напрокат велосипед. Не нужно искать место для парковки, тратить деньги на страховку, покупать бензин и просыпаться по ночам от воя сигнализации».


 

БУДУЩЕЕ

Как и система велопроката Velib, аренда электрокаров выгодна для коротких поездок. Дело в том, что уже после первого часа использования стоимость аренды Bluecar значительно возрастает. Недовольных, впрочем, и без того оказалось достаточно: власти обвинили в том, что они захламляют город и увеличивают без того огромные пробки, а местные таксисты испугались, что прокат скажется на их бизнесе. Но мэрия всё равно настроена оптимистично: если Autolib хорошо зарекомендует себя у пользователей, к концу следующего года количество стоянок увеличится до одной тысячи, а самих автомобилей — до трех тысяч. Предпосылки для оптимизма есть: парижским опытом заинтересовались в Лондоне — там уже создали систему велопроката по примеру Velib, а в скором будущем на английских улицах, возможно, появятся и электрокары.

 

Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 22.
Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 23.
35 миллионов евро
выделяют власти Парижа на строительство пунктов аренды Bluecar.

 


Фото: Татьяна Ионова

 

Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 24.
ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
 

 

Иностранный опыт: Прокат электромобилей в Париже. Изображение № 25.
ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ:
7 ТРАНСПОРТНЫХ
РЕШЕНИЙ ДЛЯ МОСКВЫ