В рубрике «Идеи для города» The Village рассказывает о полезных, удобных и просто необычных проектах, которые придумывают и воплощают в самых разных городах мира с одной целью — сделать жизнь людей лучше. В этот раз речь пойдёт о мини-парках, которые строят на обочинах, перекрёстках и парковках Сан-Франциско.

 

Идеи для города: Парки на автостоянках в Сан-Франциско. Изображение № 1.

Задача

 

Обеспечить город общественными пространствами для отдыха

Идея

 

Построить мини-парки на парковках и неиспользуемых участках дорог

Идеи для города: Парки на автостоянках в Сан-Франциско. Изображение № 2.

 

Запуск

Всё началось в 2005 году, когда дизайнерская студия Rebar придумала акцию Park(ing) и превратила одно парковочное место в центре Сан-Франциско в маленький парк со скамейками и цветами. Затем авторы идеи решили запустить целый проект Pavements to Parks. Первый постоянный парк появился два года назад на улице Дивисадеро: он занял всего три парковочных места напротив кафе. На деревянном настиле, который положили вровень с тротуаром, поставили фонари на солнечных батареях, парковку для велосипедов, цветы в кадках и столики. Можно заказать что-нибудь из кафе или сидеть просто так: мини-парк является общественным пространством, и отдохнуть здесь можно бесплатно. Причём уход за местом взяло на себя кафе: благодаря парку число посетителей выросло на 30 %.

Второй парк построили в легендарном районе Кастро. Неиспользуемый треугольник дороги на перекрёстке местные жители залили жёлтым бетоном, поставили столики и стулья, посадили кактусы и привезли оливковые деревья в кадках. На согласование строительства ушло около года; почти всю работу добровольно сделали жители квартала. Инициативу поддержали городские власти — Департамент городского планирования и муниципалитет во главе с бывшим мэром Гэвином Ньюсомом. 

Идеи для города: Парки на автостоянках в Сан-Франциско. Изображение № 3.

 

Идеи для города: Парки на автостоянках в Сан-Франциско. Изображение № 9.

«Наша цель — изменить представление
горожан об общественном пространстве: 
вместо отрезка на пути из А в Б оно должно стать
полноценным пунктом назначения»

 — представитель Департамента планирования Андрес Поуелл
Идеи для города: Парки на автостоянках в Сан-Франциско. Изображение № 10.

 

Продвижение 

Идеи для города: Парки на автостоянках в Сан-Франциско. Изображение № 11.
Идеи для города: Парки на автостоянках в Сан-Франциско. Изображение № 12.площади
Сан-Франциско занимают дороги
Идеи для города: Парки на автостоянках в Сан-Франциско. Изображение № 13.– территория парков

 

Первыми заинтересовались владельцы кафе и магазинов, которым парки помогли бы привлечь посетителей. Но горожане тоже проявили инициативу — например, парк на 22-й улице был полностью спонсирован местным жителем. Вообще, финансирование каждого парка происходит по-разному: спонсорами выступают и фонды, и городские учреждения, и даже Ассоциация велосипедистов. К дизайну и архитектурному планированию каждый раз привлекают разные студии — чаще всего волонтёрские. Цветочные магазины делают большие скидки на растения, строительные компании жертвуют доски для настилов и бетон для площадок. Для постройки парков выбирают кварталы со слабо загруженными или вовсе не используемыми участками дороги, высокой пешеходной проходимостью, дефицитом общественных пространств и активным или просто дружелюбным комьюнити.

 

Результат

В адрес проекта звучит единственный упрёк — иногда настил с парком сложно отличить от веранды кафе. Знаки «Общественное пространство» не всегда заметны, и прохожие не решаются сесть за столик и ничего не заказывать. Чтобы это исправить, журналисты советуют делать дизайн парков максимально непохожими на соседние кафе.

Идеи для города: Парки на автостоянках в Сан-Франциско. Изображение № 14.жителей районов Мишн, Тендерлойн и Норс Бич гуляли бы намного чаще, если бы вокруг были места для чтения и отдыха

 

Самой крупной постройкой в рамках Pavements to Parks стала прогулочная территория на улице Пауэлл в районе Юнион-сквер. Парковочные места по обеим сторонам дороги превратили в пространство с дизайнерскими скамейками и столиками, за которыми можно выпить кофе, и с бесплатным Wi-Fi, работающим на солнечных батареях. Спонсором парка, как ни странно, стала компания Audi, которая выделила 890 тысяч долларов.

Всего же за два года в Сан-Франциско появилось 23 мини-парка. Веранды, где можно съесть сэндвич из кафе напротив или просто посидеть, сады с лавочками, парковки для велосипедов, цветочные клумбы и детские площадки — каждый новый проект не похож на предыдущий, но неизменно завоёвывает любовь местных жителей.

Идеи для города: Парки на автостоянках в Сан-Франциско. Изображение № 15.