Переживая упадок, бывшая музыкальная библиотека № 10 города Хельсинки решила освоить новый формат работы: сами сотрудники, исходя из реалий нового времени, превратили пространство в коворкинг, библиотеку и площадку для публичных мероприятий. Специально для The Village Ангелина Давыдова разбиралась в том, удался ли эксперимент.

 

 

Проблема

Опустение библиотек — проблема не только российская. Так, городская библиотека номер № 10 рядом с главным железнодорожным вокзалом финской столицы на протяжении последних лет замечала устойчивое снижение числа посетителей. «Жители города, особенно молодёжь, перестали ходить в библиотеки старого формата. Особенно это касается библиотек городских и муниципальных. Практически все книги и диски теперь можно прочитать или послушать в интернете, совсем не обязательно записываться для этого в библиотеку», — рассказывает директор Кари Лямся. В итоге в 2005 году сотрудники библиотеки решились на эксперимент — изменить традиционное пространство, учитывая потребности новых читателей.

 

Решение

Как говорит Кари Лямся, «главная функция библиотеки нового формата — предоставить посетителям пространство, оборудование и ноу-хау, а дальше они уже сами смогут решить, что со всем этим делать». Современные читатели используют помещения для учёбы или как мобильный офис, а традиционные функции библиотеки — предоставление книг или аудиозаписей — отходят в подобной модели на второй план.

 

800

кв. метров

общественного пространства для встреч, образовательных и культурных мероприятий

Иностранный опыт: Как библиотека в Хельсинки стала «третьим местом». Изображение № 1.

Благодаря этому в библиотеке меняется всё — от дизайна мебели до функций персонала. Например, сегодня в распоряжении посетителей мягкие мобильные мебельные блоки, которые можно как угодно комбинировать, подвесные электрокабели, чтобы подключить ноутбук к сети в любой точке пространства. Впрочем, среди новой библиотечной мебели можно заметить и винтажные столы, стулья и торшеры 60−70-х годов — их сотрудники специально выискивали на блошиных рынках Хельсинки.

Ретроэлементы в интерьере напоминают атмосферу хельсинкских баров в духе «дружеской гостиной» — с потёртыми диванами и обоями в цветочек. «Мы хотели создать место очень свободное по духу, модное даже, где одновременно можно концентрироваться на работе — при необходимости в полной тишине», — говорит Кари Лямся.

Тишине здесь и правда уделено особое внимание. Посетители сидят в звуконепроницаемых сферических креслах с встроенными столиками и розетками. Также можно обставить рабочее место звуконепроницаемыми передвижными перегородками или удалиться в полностью герметичную стеклянную капсулу — кабинку для телефонных переговоров. Заявку на бронирование тихого места надо оставлять заранее, но услуга предоставляется бесплатно. Библиотека даже готова обслужить группы читателей, если кто-то хочет организовать встречу или обсуждение для 10−20 человек — в небольшой переговорной есть вся базовая техника для презентаций.

 

 

 

 

«Передать часть функций и ответственности посетителям  всегда очень страшно»

 

 

 

Библиотеке принадлежит два помещения: одно непосредственно на территории самой музыкальной библиотеки в Главпочтамте, второе — дополнительный урбан-офис на верхнем этаже двухэтажной стекляшки Lasipalatsi через дорогу, на улице Маннергейма.

Во время нашего визита в библиотеке проходит выставка политических комиксов из стран Евросоюза. Сотрудники в целом поощряют «новых читателей», когда те сами проводят в библиотеке культурные мероприятия вроде концертов, групповых игр или кинопоказов. Впрочем, и о своём музыкальном прошлом библиотека не забывает — гости по-прежнему могут послушать диски, а также записать собственные произведения (всю техническую поддержку молодым группам обеспечивают). Позже эти треки можно оставить в публичном доступе, чтобы получить комментарии других посетителей.

Иностранный опыт: Как библиотека в Хельсинки стала «третьим местом». Изображение № 11.

«Конечно, тяжело передать часть функций и ответственности посетителям, это всегда очень страшно! Но эта функция реально принадлежит им, ведь и зарплата всех сотрудников библиотеки формируется из тех налогов, которые платят наши посетители», — объясняет Кари Лямся.

За традиционной стойкой библиотекаря — молодые люди в ярко-красных футболках, которые не только помогают посетителям найти нужную книгу или аудиозапись, но также могут оказать компьютерную помощь или бесплатно предоставить канцтовары. Среди дополнительных услуг — консультации по поиску работы или курсы компьютерной грамотности (это особенно актуально для людей старшего возраста).

 

80

часов в неделю

режим работы библиотеки № 10 

 

2 000

посетителей в день

 

20

мобильных
рабочих мест

 

Иностранный опыт: Как библиотека в Хельсинки стала «третьим местом». Изображение № 18.

Кари Лямся

директор библиотеки  № 10

 

У нас нет какой-то специальной системы безопасности — ну да, есть охрана, которая просит посетителей, явно употреблявших алкоголь или наркотики, уйти. А так — процент потерь незначителен, красть все эти материалы, диски, книги просто незачем, если их можно взять бесплатно, а продать впоследствии вряд ли получится.

Знаете, какой у нас лозунг? «Пока другие библиотеки ещё планируют, мы уже успели сделать ошибки в этом направлении!» Мне кажется, всегда можно пробовать, ошибаться, экспериментировать. В конце концов, мы же не доктора, можем и ошибиться, никто не умрёт от этого».

 

 

Материал подготовлен при поддержке проекта «Дизайнерская платформа» Творческого объединения кураторов «ТОК»

Фотографии: hugovk