В России электровелосипеды — пока экзотика, и пользуются ими только самые фанатичные любители гаджетов. Например, в прошлом году на электровелосипеде приехал на встречу с представителями «Единой России» премьер-министр Дмитрий Медведев. А вот жителям Японии, США, Нидерландов электровелосипеды заменяют семейный автомобиль: на них можно добраться до работы, съездить за покупками и на важную встречу.

Внешне электровелосипеды мало чем отличаются от обычных, хотя и стоят в среднем раза в три дороже — от 1 до 2 тысяч евро. Принцип их действия прост: у так называемых pedelec (от pedal electric cycle) педальная тяга дополняется небольшим электромотором, который закреплён на раме или внутри колеса. Источник питания — батарея, которую можно заряжать от обычной розетки. Заряда хватает на 40−60 километров в зависимости от скорости движения. The Village изучил опыт использования электровелосипедов в разных странах.

 

Великобритания

Мэр Лондона Борис Джонсон, известный любитель двухколёсного транспорта, оказался также большим энтузиастом электробайков. В марте 2013 года он представил новый план развития велотранспорта с бюджетом в 900 миллионов фунтов стерлингов. Согласно этому плану, часть полицейских будет патрулировать улицы на электровелосипедах. Кроме этого, в 2016 году начнётся пилотная программа совместного использования электровелосипедов, связывающая холмистую часть Лондона, в которой ограничено движение общественного транспорта, с подземкой. Из-за холмистости этих районов электровелосипеды в них будут особенно востребованными.

Иностранный опыт: Зачем нужны электровелосипеды. Изображение № 1.

 

Китай

По данным за 2010 год, в Китае насчитывалось 120 миллионов электробайков. Причём их скорость законодательно не ограничена, и особой популярностью пользуются мощные модели, способные передвигаться быстрее 25 километров в час. Урбанисты ломают головы над тем, что с ними делать: для велодорожек они слишком быстрые и опасные, а для проезжей части слишком медленные.

 

Нидерланды

Из 18 миллионов велосипедов в Нидерландах приблизительно каждый десятый оснащён мотором, причём доля электробайков неуклонно растёт. Согласно маркетинговым исследованиям, на них ездят на большие расстояния, чем на обыкновенных велосипедах, причём в основном на прогулки, а не на работу. Электробайки предпочитают люди преклонного возраста, которым тяжело непрерывно крутить педали. В первую очередь для них в Амстердаме организовали курсы безопасной езды на велосипеде, на которых учат управлять им на большой скорости.

 

Япония

Первые педальные велосипеды с электродвигателем появились в Японии в 1993 году. Постепенно они становились всё легче, мощнее и популярнее. В 2006 году премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, приехав с визитом в США, привёз в подарок американскому президенту Джоржду Бушу-младшему электробайк. В 2010 году в Японии их было продано больше 330 тысяч.

Иностранный опыт: Зачем нужны электровелосипеды. Изображение № 5.

Как и в Нидерландах, в Японии электробайки пользуются спросом среди пожилых людей. Причем особенно они популярны у мам в возрасте от 25 до 40 лет, которые выбирают mamacheri bicycle — местную версию классической модели велосипеда с корзинкой спереди и детским сиденьем сзади.

 

США

Пять лет назад в США было около 200 тысяч электробайков. С тех пор их количество резко возросло, в основном за счёт Нью-Йорка, где они стали популярным транспортом для доставки еды.

Настоящие фанаты велоспорта снисходительно относятся к велосипедам с электроприводом. Для них важна оздоровительная составляющая велотранспорта. Зная об этом, некоторые американские электробайкеры признаются, что, приближаясь к пешеходам, они часто крутят педали для вида.

Иностранный опыт: Зачем нужны электровелосипеды. Изображение № 9.

Особые надежды американские производители возлагают на стареющих представителей поколения бэби-бума. Эта целевая аудитория составляет 79 миллионов человек. Ожидается, что, постарев, они будут продолжать вести активный образ жизни, но при этом стараться избегать слишком интенсивной физической нагрузки. Поэтому эксперты надеются, что некоторые из них предпочтут машинам и мопедам электровелосипеды.

 

 Текст: Илья Бурлаков

Фотографии:  Richard Masoner / CycleliciousMark Stosberg, Charlie BrewerA Walker in LAneonbubbleyann.co.nzRevolve Eco-RallyG Monkie