Несколько лет назад в московском метро по особым случаям стали включать фрагменты музыкальных произведений Бетховена, Огинского, Чайковского и Моцарта. Теперь сменить механический шум на классику хотят и в Петербурге: инициативные горожане организовали сбор подписей и собираются обратиться с предложением к губернатору. Тем временем пассажиры метро в Европе, Азии и Америки приобщаются к прекрасному во время каждой поездки. The Village узнал, как музыкальные турникеты, диски с композициями Вивальди и уличные артисты могут сделать метро более комфортным и безопасным. 

 

Брюссель

В брюссельском метро музыка играла с момента его постройки. До 2005 года это были классические и инструментальные произведения, но со временем руководство компании MIVB, владеющей брюссельской подземкой, сменило стратегию, и из громкоговорителей заиграл поп и рок. Плей-лист меняется в зависимости от времени суток. Утром это хорошо известные хиты прошлого века, предназначенные для тех, кто отправляется на работу. Днём, с 15:30 до 18:30, когда школьники и студенты возвращаются домой, играют новинки поп-музыки. До 21:30 плей-лист вновь сменяется на утренний, а остаток вечера звучит классика. Как ни странно, выбором песен занимается не конкретный человек или компания, а специальная программа. Она мониторит международные хит-парады, отбирая самые популярные мелодии. Как следствие, большинство песен звучали на английском, иногда на французском. Последнее сильно не нравилось голландскоговорящему населению Брюсселя: песен на их родном языке не было вовсе. Поэтому в 2011 году министр транспорта запретил включать в плей-лист метрополитена песни на официальных языках. Теперь 70 % композиций звучат на английском, 15 % — на испанском и 15 % — на итальянском. 

В то время как на платформах играет музыка из громкоговорителей, в остальных частях подземки хозяйничают уличные артисты. Каждый год они должны запрашивать официальное разрешение на выступление, которое им выдают после небольшого интервью. Зоны, предназначенные для музыкантов, расположены на каждой станции и обозначены специальным знаком в форме скрипичного ключа, прикреплённого к стене или полу.

 

Какая музыка звучит 
в метро Пекина, Нью-Йорка, Брюсселя. Изображение № 1.

В то время как на платформах играет музыка из громкоговорителей, в остальных частях подземки хозяйничают уличные артисты. Каждый год они должны запрашивать официальное разрешение на выступление, которое им выдают после небольшого интервью, выявляющего мотивы исполнителя, место, где он хочет играть, и прочие детали. Зоны, предназначенные для музыкантов, расположены на каждой станции и обозначены специальным знаком в форме скрипичного ключа, прикрепленным к стене или полу.

 

Париж

Парижский метрополитен вполне заслуживает звания самой музыкальной подземки в мире. Играет в нём исключительно живая музыка: так оператор метро RATP не только помогает молодым музыкантам, но и развлекает пассажиров. Первое музыкальное событие Métro Molto Allegro, сценой для которого стала одна из станций, прошло ещё в 1997 году. С тех пор уличные артисты всерьез стали рассматривать выступление в метро как реальный шанс раскрутиться. За пару лет число желающих засветиться возросло настолько, что компания RATP открыла специальное подразделение l'Espace Métro Accords (EMA), которое занимается отбором претендентов. Два раза в год проводится крупное прослушивание, на котором около 350 музыкантов получают аккредитацию, действительную в течение шести месяцев. Как говорит жюри, единственный критерий — это талант, даже если игра артистов далека от эталонной. Самые перспективные молодые музыканты получают шанс выступить на одном из крупнейших фестивалей Франции: Solidays (на сцене Jeunes talents) или Art Rock.

По решению комиссии играть в поездах запрещено, так как пассажир в таком случае становится заложником музыки, даже если она ему не нравится. Места для выступлений строго ограничены вестибюлями. 

Какая музыка звучит 
в метро Пекина, Нью-Йорка, Брюсселя. Изображение № 3.

 

Пекин

Классическая музыка заиграла в подземке Пекина не так давно: в январе этого года Национальный центр исполнительных искусств (NCPA) и пекинский метрополитен объявили об старте своего совместного проекта Music On The Way. Классическая музыка звучит на 160 станциях в течение восьми часов в день. Подобная инициатива работала в Пекине ещё с 2009 года, но тогда руководство метрополитена напрямую сотрудничало с Music Copyright Society of China, выплачивая огромные суммы за воспроизведение известных композиций. Новый партнёр пекинской подземки обладает авторскими правами на музыкальные композиции, что значительно сократило расходы на проект. 

Какая музыка звучит 
в метро Пекина, Нью-Йорка, Брюсселя. Изображение № 4.

В отличае от большинства мировых метрополитенов, концерты в подземке Пекина можно не только услышать, но и посмотреть. Для этого еще в 2011 году на сайте NCPA совместно с ChinaNetworkTelevision был создан онлайн-канал классической музыки, трансляция которого идет через специально установленные экраны, расположенные на платформе. 

 

Нью-Йорк

Несмотря на то, что в Нью-Йорке действует та же система прослушиваний, что и в парижском метро, некоторым пассажирам музыки всё равно недостаточно. Одним из таких инициативных граждан стал бывший фронтмен группы LCD Soundsystem Джеймс Мёрфи. Узнав о решении руководства метрополитена обновить технику, он предложил заменить старые турникеты, издающие немелодичные и совершенно не гармоничные звуки, на новые. По его проекту, оборудование должно издавать от одного до трёх высокочастотных звуков, которые должны не только помочь слепым и слабовидящим людям, но и понравиться обычным пассажирам. Пока руководство нью-йоркского метро противится подобной инициативе: она слишком затратная.

Какая музыка звучит 
в метро Пекина, Нью-Йорка, Брюсселя. Изображение № 5.

 

Лондон

В метро Лондона классическая музыка звучит не ради развлечения пассажиров, а для решения весьма серьёзной задачи — борьбы с насилием и беспорядками. Подобный опыт лондонский метрополитен позаимствовал у подземки Монреаля, где такую инициативу тестировали ещё в 90-е.

Самые известные произведения Баха, Моцарта и Вивальди звучат на многих станциях. Композиции проигрываются через громкоговорители, но не слишком громко и навязчиво. Для этого закупили специальные MP3-плееры, которые создают порядок воспроизведения, при котором одна и та же композиция не повторяется дважды в течение короткого периода времени. Через 18 месяцев после введения такой меры полиция отметила, что количество краж уменьшилось на 33 %, нападений на сотрудников — на 25 % , а случаев вандализма — на 37 %.

 

Фотографии: ingolfblnzokugadangoorevitchkkseemamarko8904

Текст: Мария Куреша