Мальмё понадобилось более 30 лет, чтобы из умирающего промышленного города превратиться в центр социально-экономического развития Швеции. Сегодня здесь ездят автобусы на биотопливе из кухонных отходов, велосипеды уверенно теснят автомобили, а солнечные панели и ветряные мельницы служат основными источниками тепла и электричества для местных жителей. The Village узнал, как солнце, воздух и вода экономят деньги, улучшают жизнь и меняют города.

 

 Закрытие верфи

В начале 80-х в Мальмё закрылась самая крупная в Европе верфь Kockums, оставив после себя большие финансовые проблемы, тысячи безработных, опустевшие дома и загрязнённую нефтяными отходами гавань. Кораблестроительная промышленность страны рухнула, закрытие производства ознаменовало собой конец индустриальной эпохи. Необходимо было найти новый вектор развития, поскольку европейский город уже не мог конкурировать с более прогрессивными и экономичными производственными центрами в Китае и Индии. Шведские власти решили не возвращаться к промышленному производству, а основать новый университет, инвестировать в возобновляемые источники энергии, и построить мост между Мальмё и Копенгагеном, который соединит две страны и даст новые возможности для жилья и работы.

Как солнце, воздух и вода помогли Мальмё выйти из кризиса. Изображение № 1.

 

Западная гавань

В 2001 году Западную гавань, район на берегу пролива Эресунн, где когда-то были верфи Kockums, полностью перестроили: теперь она живёт и работает на возобновляемых источниках энергии. Дома, построенные из экосырья, обладают низким коэффициентом теплопотерь, на городских крышах разбиты сады, снижающие уровень городского шума. В некоторых квартирах нет кладовок, чуланов, антресолей — в общем, любых мест для хранения вещей. Так шведы пытаются бороться с консьюмеризмом: ведь если негде хранить вещи — их не надо покупать.

Городские власти рассчитывают достичь полной энергетической независимости Мальмё к 2030 году. Сейчас энергию для района производят ветряные мельницы, солнечные батареи, а также инновационная водная система. Охлаждённую с прошлой зимы воду, содержащуюся в подземном резервуаре, летом перекачивают через тепловой насос, тем самым обеспечивая кондиционирование жилого района. Когда вода нагревается, её перекачивают обратно в подземные резервуары и сохраняют для обогрева зданий зимой.

Как солнце, воздух и вода помогли Мальмё выйти из кризиса. Изображение № 4.

В Западной Гавани живут 4 тысячи человек, но в течение часа в районе можно встретить не более пяти машин. Горожане паркуют автомобили за пределами жилой зоны, предпочитая передвигаться по улицам на велосипеде или пешком. На первые пять лет проживания в районе жителям предоставляется бесплатный доступ к системе совместного пользования автомобилями. Машину можно забронировать с помощью мобильного приложения.

 

Биотопливо из мусора

Мальмё стал первым крупным шведским городом, власти которого обязали горожан собирать органические отходы. Некоторые шведы осознанно выбирают товары без упаковки и предпочитают взбивать сливки самостоятельно, вместо того чтобы покупать взбитые в баллончиках (по классификации мусора баллончик является вредным отходом). В жилых домах Мальмё установлены специальные контейнеры для переработки, а кроме того, с недавнего времени все жители получают от муниципалитета бумажные пакеты для сбора так называемого кухонного мусора. Мусор сортируют на 14–16 видов, начиная от бумаги и пластика и заканчивая батарейками и бутылками. Все органические отходы затем преобразуются в биогаз, который используется в качестве топлива для городских автобусов и автомобилей. 

Всего 4 % мусора в Швеции попадает на свалки. Всё остальное отправляется на мусоросжигательное предприятие, перерабатывается и получает новую жизнь. Энергию, полученную от сжигания, направляют на обогрев домов. Заводы по всей стране сжигают порядка двух миллионов тонн мусора в год и обеспечивают отоплением около миллиона домов и электричеством 500 000 домов. Швеция также импортирует мусор из других стран. Стекло и пластик направляются в специальную установку по сжиганию отходов, превращаются там в «зольный остаток», который шведы тоже не оставляют без внимания — используют его при производстве асфальта и гравия для бордюров. 

 

Велосипедный бум

25 % общего дорожного трафика Мальмё приходится на велосипеды — это самый передовой город Швеции в вопросе альтернативного транспорта. Здесь 470 километров дорожек и 6 тысяч оборудованных парковочных мест.

Как солнце, воздух и вода помогли Мальмё выйти из кризиса. Изображение № 8.

Недавно в городе открылись несколько больших парковок (на тысячу мест каждая) — с кабинками для хранения вещей, душем, комнатами отдыха, мастерскими и магазинами. Многие парковки планируются с учётом повышения удобства пользования: например, расстояние от одного велосипеда до другого — не меньше 70 сантиметров. 

Фотографии: Linnea Svensson Arbab, BirdView.se, Johan Persson, Peter Kroon, Oskar Falck/Malmö Turism, Fredrik Johansson, Werner Nystrand

Автор: Ольга Белорусова, гид Tripster.ru