После землетрясений в сентябре 2010 и феврале 2011-го центр города Крайстчёрч в Новой Зеландии был закрыт больше двух лет. Спустя два года военную охрану сняли, жителей пустили на улицы, правда, теперь там были пустующие площадки бывших зданий и горы серого гравия. За восстановление жизни на развалах когда-то шумного центра взялась организация Gap Filler: они стали проводить открытые выставки, лекции, кинопоказы и даже спортивные игры на пустующих площадках. Таким образом жители постепенно восстанавливают связь с городом и пытаются понять, каким должен быть новый Крайстчёрч.

   

Как жители разрушенного Крайстчёрча восстанавливают связь с городским пространством . Изображение № 1.

Корали Винн

сооснователь
Gap Filler

На месте развалин

Первое землетрясение застало всех врасплох: никто не мог предположить, что такое возможно. Город опустел, жители не выходили из дома, многие дороги были закрыты, а здания — обнесены заборами. Из-за землетрясения я потеряла работу и мне нечем было заняться. Мы с моим партнёром Райаном хотели придумать проект, который сможет вернуть жизнь в город и привлечь творческих людей. Но также хотелось показать возможности пустующих городских пространств: их можно было использовать под временные эксперименты, которые помогли бы протестировать идеи для будущего Крайстчёрча.

Первый проект Gap Filler имел огромный успех. Мы провели его сразу после землетрясения. Идея заключалась в том, чтобы превратить частное пространство в общественное — на пару недель. Мы создали подобие парка на заброшенной площадке — c искусственным газоном, цветами в кадках, качелями, столами и скамейками. Любой желающий мог прийти туда, принести свой обед, пообщаться с друзьями, купить кофе в трейлере. По вечерам мы устраивали небольшие концерты: приглашали музыкантов, поэтов, циркачей и даже кукловодов. 

После успеха первого проекта многие стали обращаться к нам со своими идеями для пустующих пространств в городе. И тогда мы решили, что было бы неплохо создавать подобные проекты на постоянной основе по всему городу, чтобы восстанавливать связь между Крайстчёрчем и его жителями. Но потом произошло второе землетрясение.

Второе землетрясение

Это было действительно разрушительно. Второе землетрясение абсолютно поменяло динамику Крайстчёрча. Почти 200 человек погибли, большая часть города была разрушена. Пригородные районы стали непригодны для жизни из-за разжижения грунта и повреждения земляного полотна.

Первые пять недель после землетрясения мы не проводили никаких новых мероприятий. Уже позже мы начали думать, стоит ли продолжать, нужна ли наша работа людям. Мы провели опрос в социальной сети, и горожане отозвались положительно — да, продолжайте, организуйте нам кинотеатр. На тот момент в городе не было кинотеатров, люди чувствовали себя некомфортно в закрытых помещениях, поэтому мы организовали кинопоказы под открытым небом.
С этого всё и началось.

В  первый год после землетрясений мы отвечали на запросы горожан. Кто-то предлагал устроить обмен книгами, кто-то просил создать общественный центр. Мы брали в работу все предложения. После девяти-десяти месяцев начали думать над своими собственными идеями. Мы все также отвечали городскому контексту, но уже придумывали свои проекты вместо того, чтобы реализовывать чьи-то предложения.

Идея для города

Одной из наших собственных идей было создание кинотеатра с электропитанием от велосипедов. Как я уже сказала, на тот момент в Крайстчёрче не было кинотеатров, но также была и другая проблема: на пустующих площадках и в заброшенных зданиях не было электричества. Мы решили организовать кинотеатр, куда люди могли бы приехать на своих велосипедах и во время просмотра крутить педали для выработки электричества. Это, в свою очередь, питало бы проектор и колонки. Мы разработали такую систему с командой инженеров, получили разрешение на пустующую площадку, которая когда-то была магазином велосипедов. Все фильмы в нашем кинотеатре были про велосипедное движение или каким-то образом отсылали к этой идее.

Когда-то в Крайстчёрче было плотное велосипедное движение, но с 90-х люди постепенно пересаживались на автомобили. Сейчас во время восстановления города идёт борьба за строительство велосипедных дорожек и другой инфраструктуры для велосипедистов. Так что можно сказать, что у этого проекта был и политический контекст.

Фото: Jocelyn Kinghorn. Изображение № 2.Фото: Jocelyn Kinghorn

Раньше мы просто находили владельца земли, объясняли, что мы хотим сделать, и получали разрешение. По прошествии некоторого времени всё больше людей стали обращаться к нам за помощью: у кого-то был вагончик с едой, у кого-то — идеи по созданию общественного сада и тому подобное, и всем нужна была помощь в получении разрешения. Большинство людей слабо себе представляют, какой это длительный и нудный процесс — найти владельца земли, договориться о встрече, уговорить прочитать твоё предложение, подписать его и выдать разрешение.

У нас было не так много времени, чтобы помогать всем, так как нам надо было работать над своими собственными проектами. И в итоге мы были как горлышко бутылки: по сути, тормозили очень много творческих идей в городе. В итоге мы обратились в городской совет с просьбой создать отдельную организацию, которая могла бы связывать владельцев земли с потенциальными организаторами мероприятий, заниматься страховкой и всей закулисной работой. Так и произошло: была создана организация Life in Vacant Spaces. Благодаря этому у нас появилось больше времени, а у города — больше временных проектов и примеров адаптивного урбанизма.

Пример для бизнеса

Примерно три года назад совместно с  несколькими художниками и местной галереей мы проводили несколько арт-проектов с масштабными настенными работами. За год число таких работ по всему городу выросло в несколько раз, и в итоге появился новый фестиваль уличного искусства Spectrum. Он проходит каждое лето и привлекает в Крайстчёрч мировых знаменитостей уличного искусства.

Фото: merrikwan. Изображение № 6.Фото: merrikwan

Также по итогам нашей работы появилось несколько новых бизнесов. Мы любим рассказывать про один конкретный пример. Молодой шеф-повар работал с нами на одном объекте — готовил пиццу в дровяной печи. Спустя некоторое время он познакомился с девушкой (у неё было своё кафе, которое работало только в первую половину дня). Он договорился с ней, и по вечерам это кафе превращалось в пиццерию. Теперь повар владеет половиной этого бизнеса и получает восторженные отзывы критиков. На открытии он признался, что у него никогда бы не хватило духа на такую авантюру без возможности протестировать свои идеи совместно с Gap Filler.

В Крайстчёрче идёт борьба между старым и новым: какие идеи стоит оставить в прошлом, а какие надо взять с собой в будущее? Стихийные бедствия заставляют нас резко менять подход ко всему вокруг, ведь окружение само резко поменялось. Как мне кажется, именно в этом состоит важная роль Gap Filler — платформы для тестирования новых городских идей. Мы проводим нужную для Крайстчёрча работу: экспериментируем и пытаемся понять, в каком городе люди действительно хотят жить.

   

Фотография на обложке: Jocelyn Kinghorn