С начала года люди в автомобилях сознательно атаковали толпу семь раз — в Канаде, Испании, Великобритании, Франции, Германии, и это только официально признанные теракты; в Нью-Йорке и Мельбурне прохожих таранили просто сумасшедшие или преступники. Последний раз машина въехала в толпу в эту субботу, 7 октября, в центре Лондона. The Village выяснил, какими способами европейские города пытаются уберечь своих жителей от нового вида терроризма, и спросил у столичного департамента региональной безопасности, какие меры против автотерактов принимают в России.

Испания

Embed from Getty Images

Днем 17 августа минивэн Renault Traffic врезался в пешеходов на оживленном туристическом бульваре Рамбла в Барселоне — 13 человек погибли и около 100 получили ранения, а уже ночью легковушка протаранила семь человек на набережной в городе Камбрильс.

На следующий день испанская пресса высказывала возмущение тем, что власти не приняли достаточные меры безопасности, учитывая, что Барселона была «очевидной мишенью». Рамбла — это самая известная улица Барселоны, и специальные заградительные бетонные блоки здесь стояли, но только в новогодние праздники, а потом все убрали. В ответ на упреки общественности мэр Ада Колау заявила: «Абсолютная безопасность невозможна. Для этого нам пришлось бы вообще не выходить из домов». Глава МВД Каталонии Хоаким Форн в эфире испанского радио поддержал ее и отметил, что «нельзя просто завалить Барселону тупиками».

Впрочем, на следующий день после терактов в испанских городах все же стали появляться постоянные барьеры и выдвижные конструкции — болларды, хотя это больше похоже на муниципальные инициативы. Так, например, в Мадриде на подступах к площади Пуэрта-дель-Соль появились массивные цветочные клумбы в несколько рядов.

Франция

14 июля 2016 года произошел второй крупнейший теракт в истории Франции — фура выехала на тротуар Английской набережной в Ницце и 2 километра давила людей, наблюдавших за праздничным салютом в честь Дня взятия Бастилии. Погибли 86 человек, более 300 получили ранения. Мэр города Кристиан Эстрози тогда заявил, что накануне трагедии ему отказали в усилении полицейского присутствия на празднике и это «привело его в бешенство». После теракта Английскую набережную частично закрыли на реконструкцию. Власти установили длинную цепочку из бетонных блоков, стянутых стальными тросами на всей протяженности газона, который отделяет дорожную полосу от променада. На технических въездах-выездах с набережной теперь работают автоматические выдвижные штыри с двухметровым основанием. Заявляется, что такой барьер может остановить даже 20-тонный грузовик.

Уже в этом году, после автотеракта в испанской Барселоне, власти Ниццы выделили 30 миллионов евро из бюджета города на дополнительную защиту площадей и улиц, которые потенциально могут стать целями автотеррористов. Мэрия собирается тратить еще большие суммы в последующие годы. «Нам не выиграть войны, действуя по правилам мирного времени», — заявил глава города. По политическим убеждениям Эстрози — правый республиканец, поэтому он нередко критикует как бывшего президента Франсуа Олланда, так и нынешнее леволиберальное правительство Франции за недостаточные антитеррористические меры. Он упомянул тайную встречу мэров нескольких европейских городов 28 сентября в Ницце с Джулианом Кингом — еврокомиссаром по безопасности. На ней Эстрози предлагал использовать некие методы, которые раньше казались «слишком жесткими для Евросоюза».

Другие французские города тоже пытаются изобрести защиту популярных пешеходных маршрутов. Сразу после теракта в Ницце площадь под Эйфелевой башней в Париже перекрыли металлическими заборами, а входить разрешили только через мини-КПП с турникетами. В феврале же был анонсирован новый проект: до конца 2017 года башню окольцуют высокой «стеклянной стеной» из прозрачных композитных материалов и стали.

Германия

Берлинский автотеракт случился зимой, 19 декабря 2016 года: фура протаранила новогодний базар на Брайтшайдплац в центре города, оставив 80-метровый след. Уже на следующий день власти города стали срочно устанавливать бетонные блоки повсюду, вокруг рождественских ярмарок и главных площадей. Но грузовик Scania, который использовал террорист, остановили вовсе не барьеры, а автоматическая «система превентивного торможения», пока редкая для коммерческой техники из-за дороговизны. Сенсоры грузовика распознали пешеходов, и электроника тут же заблокировала колеса, хотя водитель и продолжал давить на газ.

Весной свое исследование эффективности бетонных блоков выпустила немецкая ассоциация Dekra, которая специализируется на безопасности транспорта. Ученые разослали по европейским изданиям впечатляющий и неутешительный ролик, в котором фура сносит массивные ограждения словно фишки домино. Причем используются именно те блоки, которые установили во многих городах Германии, например во Франкфурте. Ученые считают, что установка бетонных блоков — это в большей степени популизм, чем реальная защита.

Великобритания

В Лондоне только за 2017 год произошли сразу три автотеракта: машины, которыми управляли радикальные исламисты, врезались в людей на Вестминстерском и Лондонском мостах 22 марта и 3 июня соответственно, а 19 июля в парке Финсбери легковушка протаранила толпу прихожан у мечети — водитель сделал это «в отместку мусульманам». Жертвами всех этих атак стали 22 человека.

Британские спецслужбы ищут новые методы борьбы с терроризмом достаточно давно, но прогрессивной общественности многие предложения кажутся чрезмерными — дискуссия о границах свободы не утихает даже в отношении камер видеонаблюдения в вагонах метро. Обычными цементными блоками Лондон тоже не пренебрегает — правда, с октября 2016 года их размещали лишь временно, по праздникам. После теракта на протяжении всего Вестминстерского моста к тротуару приварили грубую металлическую ограду по пояс, как на шоссе, а входы и выходы перекрыли бетоном, оставив лишь узкий проход на одного человека. Последнее вызывало возмущение у велосипедистов, которым теперь сложно разъехаться, из-за чего часто собираются локальные пробки.

Австралия

Embed from Getty Images

О новом виде терроризма в начале года узнали и на австралийском континенте: 20 января в центре Мельбурна 26-летний мужчина сознательно направил в толпу свой легковой автомобиль. Погибли три человека, включая маленького ребенка. Хотя аварию и не квалифицировали как теракт, она стала последней каплей для властей на фоне европейских происшествий. Премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл даже представил план — документ под названием «Австралийская стратегия по защите многолюдных мест от терроризма», однако ничего, кроме разного рода барьеров, он, по сути, не предлагает.

К лету в Мельбурне на тротуарах установили несколько сотен тех же самых бетонных блоков, только кубической формы. Любопытно, что местные художники тут же устроили стихийный флешмоб — часть непритязательных серых кубов раскрасили и расписали граффити, другие обшили разноцветной тканью, чтобы сделать камень мягче и на него можно было присесть прохожему.

Россия

По части антитеррористических мер Россия не отстает от европейских стран. Во всяком случае, в Москве после зимнего берлинского автотеракта простейшие строительные бетонные блоки с арматурой расставили вдоль всех главных улиц в центре. Сначала власти отказывались от комментариев, а позже заявили, что барьеры простоят только до 15 января этого года и после новогодних каникул их уберут. Однако спустя пять месяцев блоки вернулись в новом обличье: прохожие заметили их, в частности, на Пушкинской площади и Тверской улице «замаскированными под лавочки» с помощью приколоченных деревянных досок.

В департаменте региональной безопасности Москвы The Village подтвердили, что нынешние барьеры — это действительно не лавочки, к благоустройству в рамках программы «Моя улица» они отношения не имеют и служат против наезда грузовиков на тротуар. Всего в августе установили 430 блоков на 130 площадках для мероприятий. Будут ли барьеры убирать, департамент не уточнил.


Фотографии: обложка, 1, 2, 4, 5 — Legion-Media, Dietmar Feichtinger Architectes, Александр Гронский