В начале сентября на части парковки обновленного Усачевского рынка появился знак «для женщин». Администрация торговых рядов заявила, что специальные женские стоянки появились для того, чтобы женщины «на каблуках не шли с одного конца парковки до другого», а также «не ходили далеко с сумками». Несмотря на то, что руководство отвергло обвинения в сексизме и заявило, что жалоб на нововведение к ним не поступало, в фейсбуке разгорелась дискуссия насчет корректности установки каких-либо гендерных знаков вообще. Еще раньше, в июле, стоянка с символичной розовой туфелькой появилась на парковке Домодедова, и тогда ее тоже встретили негативно. The Village рассказывает, где еще в мире есть парковки для женщин и как власти Германии, Китая и Южной Кореи объясняют их необходимость.

Первые парковки для женщин появились в Германии еще в 90-х. Тогда их продвигали в качестве меры для профилактики и предотвращения сексуального насилия. Немецкие власти пользуются этим аргументом до сих пор: 7 % всех изнасилований происходят в общественных гаражах и на многоэтажных парковках. Женские парковки не входят в федеральный немецкий дизайн-код для дорожной разметки (Straßenverkehrsordnung), однако они упоминаются в правилах для организации общественных гаражей в нескольких областях. Вот уже 20 лет немецкая пресса возвращается к спорам о том, насколько корректно разделять парковочные места по гендеру. При этом Федеральное антидискриминационное агентство Германии еще в 2008 году выложило на сайте заявление, что женские парковки не нарушают «Акт всеобщего равного обращения» (Allgemeines Gleichbehandlungsgesetz), потому что женщины, по статистике, действительно чаще подвергаются сексуальному насилию.

Требования к парковочным местам для женщин строже, чем к обычным стоянкам: освещение должно быть ярче, рядом обязательно должна находиться аварийная кнопка вызова охраны или полиции, путь к выходу не может быть ничем загорожен. Впрочем, немецких феминисток чаще возмущает не «профилактика изнасилований», а стереотипы про женские навыки вождения. В 2015 году аэропорт Франкфурта отвел 30 % парковочных мест для женщин, при этом разметку исполнили в ярко-розовом цвете, а сами стоянки стали заметно шире — якобы женщины чаще испытывают сложности с линейной парковкой. А интернет-издание Wonderzine отмечает, что с 90-х годов изменились общие требования к безопасности парковок в Германии, женские стоянки перестали принципиально отличаться, и теперь выглядят просто архаично.


Нет более красноречивого способа показать женщинам свою заботу, как пассивно-агрессивно предположить, что они дерьмово водят


Гораздо масштабнее к этой теме подошли власти Сеула в Южной Корее. Еще в 2007 году они начали программу ценой в 700 миллионов долларов на несколько лет, призванную сделать город «доступнее для женщин». Распространение женских парковок стало одной из самых важных инициатив по изменению уличной среды. В 2009 году в разных районах Сеула появилось 5 тысяч парковочных мест, с розовыми пиктограммами в виде девушки в короткой юбке — все они отличались легкой доступностью от входа в нужное здание (якобы для более комфортного шопинга), а путь к нему протестировали на высоких каблуках. В 2014 году усилия южнокорейских чиновников заметили на Западе, и на них снова посыпался шквал обвинений в сексизме и поклонении стереотипам. Авторитетный американский сайт Jezebel в саркастической манере заявил, что «нет более красноречивого способа показать женщинам свою заботу, как пассивно-агрессивно предположить, что они дерьмово водят», а британский The Huffington Post назвал это «последними новостями из мира ошеломляющей снисходительности».

Впрочем, нашлись и те, кто парировал обвинения. Публицистка Диана Брук опубликовала в своем блоге статью «Почему парковки для женщин никак не унижают наше достоинство», в которой она назвала инициативы Сеула «настоящей демократией» и укоряла американских феминисток в «придирчивости к мелочам»: «Когда к женщинам относятся так же, как к мужчинам, они жалуются, что к ним нужно относиться по-особенному, потому что, ну, мы же женщины. Но если к женщинам действительно относятся по-особенному, то они жалуются, что это сексизм и что к ним нужно относиться так же, как к мужчинам. По-английски это называется Catch-22 — парадоксальная ситуация, которой никто не может избежать из-за цикличных и противоречивых правил». Позднее, впрочем, статья была удалена.

Корейскому примеру в том же 2014 году решил последовать Китай — женские стоянки появились сразу в Чанше, Даляне, Шицзячжуане и других городах. Все они отличаются большей шириной и розовой маркировкой. Арабские Эмираты пошли еще дальше: на женские парковки крупных жилых комплексов в Абу-Даби мужчинам запрещено заезжать по закону — за нарушение их ждет штраф. Частные случаи женских парковок блогеры находили также в Индонезии, Швейцарии и Казахстане. Всюду они встречают критику в соцсетях. Некий компромисс родился в той же стране, которую сейчас называют изобретателем «гендерных парковок». Немецкая компания Geveko Markings, например, предлагает акцентироваться на конкретных нуждах женщин, а не создавать парковки для целого пола. Фирма придумала собственные брендированные широкие разметки для беременных или для семейных водителей. Любопытно, что в январе 2017 года парковки для беременных женщин предлагали ввести и в Московской городской думе, после того как такое решение подсмотрели у торгового центра в Химках.


Обложка: suthisakstock.adobe.com