Еще пять лет назад казалось, что судьба магазинов, продающих бумажные книги, предрешена. Сегодня продажи физических книг в Америке и Великобритании уверенно растут. Недавно в Штатах появилась новая книжная сеть владельца Amazon. По просьбе The Village Андрей Подшибякин сходил в только открывшийся Amazon Books в Лос-Анджелесе и написал историю возвращения бумаги в моду.

Когда крупнейшая международная сеть книжных магазинов Borders обанкротилась и закрылась, не найдя покупателя, а большая американская сеть Barnes & Noble терпела многомиллионные убытки, весь мир провожал бумажную книгу в последний путь, вспоминая стационарные дисковые телефоны и кассетные плееры. Надо всем этим возвышалась черная тень владельца самой крупной и успешной торговой интернет-площадки Amazon Джеффа Безоса с его Kindle и электронными книгами.

Сегодня же продажи физических книг в Америке и Великобритании (то есть в странах первого мира с максимальным распространением Kindle и других электронных читалок) растут на 40 % в год. Barnes & Noble закрыла, конечно, пару десятков магазинов, но их все равно осталось 633, и там толпы покупателей. А недавно открылась новая «агрессивная» книжная сеть. Ее владелец Джефф Безос не экономит на аренде и въезжает в самые топовые и дорогие локации.

Сеть без затей называется Amazon Books. В отличие от упомянутой B&N, в Amazon все книги принципиально повернуты не корешком, а обложкой к покупателю. На каждом ценнике есть специальный штрихкод, позволяющий либо моментально закачать электронную книгу в Kindle, либо заплатить за бумажную и заказать доставку домой. Система рекомендаций, разумеется, построена на рецензиях пользователей Amazon. Для тех, кто не доверяет консолидированному мнению пользователей Amazon, есть параллельная система навигации «если вам понравилась книга X, прочитайте книги Y и Z». У всех Amazon Books унифицированный дизайн (полированное дерево, много света) и унифицированная навигация по залу (от нон-фикшна к поваренным книгам через комиксы и прозу). Как и в случае с Amazon.com, из Amazon Books невозможно уйти без покупки.

Существует много теорий о том, зачем Безосу это понадобилось. Возможно, это ностальгическая затея мультимиллиардера: Amazon, как известно, начинался с продаж бумажных книг. До сих пор на логотипе компании изображена открытая книга. Может быть, причины более прагматичны: это, в сущности, физическая витрина онлайн-магазина. В эту сторону начинают двигаться многие титаны американской розницы. Не исключено, что Безос почувствовал дух времени: в Америке Дональда Трампа стали много читать.

Не исключено, что Безос почувствовал дух времени: в Америке Дональда Трампа стали много читать

Когда Безосу не нравятся тренды, он их обнуляет, попутно повергая в панику целые сегменты бизнеса, еще недавно не знавшие, что они конкурируют с Amazon. Хрестоматийная история связана с недавно купленной Безосом Whole Foods, дорогой и статусной сетью органических супермаркетов. В WF моментально снизили цены на самые популярные продукты (причем не только на авокадо и бананы, но и на стейки, сыры и прочие товары не самой первой необходимости), качество которых, разумеется, не изменилось — Безосу просто не нравится, что за здоровую еду нужно много платить. Маржинальность бизнеса при этом явно не играет такой уж ощутимой роли, предпринимателю здесь важнее поменять глобальные потребительские привычки.

В случае с Amazon Books Безосу тоже надоело, что бумажные книги хоронят. Amazon Books — скорее магазин для тех, кто читает не слишком много, но в целом не против втянуться. Здесь фокус на новинках, литературных основах свежих экранизаций и хипстерском нон-фикшне про бизнес (включая, разумеется, книгу самого Безоса). То есть забежать после работы за новым Стивеном Кингом — это да. Откопать десятилетней давности сборник эссе Мартина Эмиса — это уже в Barnes & Noble.


Фотографии: обложка –  viperagp – stock.adobe.com, 1 – Яся Фогельгардт