Если в США молодой архитектор открывает собственную мастерскую сразу после окончания университета, скорее всего, ему уже за 30. В России всё гораздо быстрее: в крупных городах архитекторов не хватает. Но начать свое дело в 24–25 по-прежнему рискуют не все. «Молодой» здесь вовсе не означает «неопытный». В России к 25 годам архитекторы уже имеют 3–5-летний опыт реализации самых разных проектов в составе российских и зарубежных мастерских. Но добиться независимости сложно: доход нерегулярен, опыта ведения бизнеса нет, портфолио скудное. Да и крупные проекты взять не получится: требуется членство в саморегулируемой организации, стоимость вхождения в которую доходит до полумиллиона рублей. Зачастую у архитекторов не получается работать полностью свободно — они участвуют в чужих проектах или работают в уже известной компании, а в студии лишь реализуют себя. The Village нашел 8 независимые студий, основатели которых — недавние выпускники. Их всех объединяет наличие реализованных или реализуемых проектов и свой взгляд на архитектуру.

 

 

«УМАМИ РУКАМИ»


3 ЧЕЛОВЕКА
ОСНОВАНА В 2010

Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 1.

В ответ на вопрос о постройке-эталоне работники мастерской, немного поразмыслив, называют «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта, а затем выдают еще более десятка имен архитекторов-кумиров, от русских авангардистов до создателя биотека Сантьяго Калатравы. У студии большие планы на будущее: продвижение своей марки, развитие направления ландшафтного дизайна, а также открытие интернет-магазина предметов интерьера, разработанных собственноручно, в том числе мебели.


Средний возраст 
27 лет



Образование 
СпбГАСУ, СПИТ СМиД



На первый гонорар
отправились в круиз по Нилу



http://umami-rukami.ru


Дом творчества в Санкт-Петербурге на Прилукской улице, реконструкция из старой овощебазы.. Изображение № 2.Дом творчества в Санкт-Петербурге на Прилукской улице, реконструкция из старой овощебазы.


Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 9.



Алена Сивцова:
 «Чем человек больше знает, тем скучнее он творит: он знает обо всех подводных камнях и не хочет на них нарываться. Молодые же посильно меняют мироощущение мэтров. Вообще, самостоятельно пробиться сложно, в основном из-за законодательных ограничений. Только такие платформы, как „Стрелка“ в Москве, „Артерия“ в Санкт-Петербурге, сообщество молодых архитекторов „Города“, дают шанс развиваться и показывать себя. Главное, чтобы городские власти и потенциальные заказчики замечали растущие таланты».



ONEIONE


2 ЧЕЛОВЕКА + МЕНЯЮЩИЕСЯ УЧАСТНИКИ
ОСНОВАНА В 2009

Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 10.

Оneione — одна из самых успешных молодых студий в Петербурге. У нее нет недостатка в заказах, а в планах — набор сотрудников и открытие представительств в других городах. Возможно, успех связан с взглядом отцов-основателей компании на архитектуру и интерьеры. Для них дизайн — это инструмент, который должен работать, помогать выполнять задачи заказчика. Соответственно, конек компании — проекты для бизнеса.

Работники дополняют друг друга. Один из участников, Александр Петунин, — пластицист, для него первична форма, экспрессия. Александра вдохновляют работы Карима Рашида, Захи Хадид, инновационные научные разработки, яркие цвета и пиксельная графика. Александр Григорьев — функционалист, ему по душе поэтика сдержанных объемов и советская архитектура 1950–1970-х.


Средний возраст 
26 лет



Образование 
СпбГАСУ;
Красноярская архитектурно-строительная академия;
университет CVUT в Праге; 
Cтажировка в Афинах



На первый гонорар
купили гору журналов по архитектуре



http://oneione.ru


Интерьер квартиры в ЖК «Дом у моря» на Крестовском. Проект находится в стадии реализации. . Изображение № 11.Интерьер квартиры в ЖК «Дом у моря» на Крестовском. Проект находится в стадии реализации. 


Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 18.



Александр Григорьев: 
«Петербург — северный город, и нужно понимать, что многие вещи здесь не способны прижиться. Например, модное увлечение открытым бетоном и огромными белыми пространствами чуждо нашему климату. Белая стена, которая под южным солнцем и синим небом превращается в поэзию, у нас выглядит унылым серым пятном. Здесь вполне естественна потребность в уюте, тепле, небольших дружелюбных пространствах, семейных и душевных ценностях, которые становятся более значимыми на фоне снега с дождем. Архитектура в Петербурге должна быть мельче, прихотливее, дружелюбнее, и для этого совсем необязательно транслировать исторические формы».



MS-A


3 ЧЕЛОВЕКА
ОСНОВАНА В 2010

Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 19.

Выпускной проект участников студии MS-A вошел в дюжину лучших дипломов России за 2008–2009 годы. До основания своей компании молодые люди набрались опыта, работая совместно со студией «32/12». Ребята серьезные, от ответов на вопросы уходят. Говорят — слишком долго придется рассказывать.


Средний возраст 
27 лет



Образование 
СпбГАСУ



Первый гонорар
потратили на всякую ерунду



http://ms-a.ru


Проект офиса в стадии строительства.. Изображение № 20.Проект офиса в стадии строительства.


Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 27.



Михаил Макаров:
 «Современная архитектура у жителей Петербурга ассоциируется в основном со стеклянно-керамогранитными нагромождениями в центре города. Проектированием большинства таких объектов уже на протяжении двух десятков лет занимаются одни и те же люди, которые зачастую оторваны от современных трендов и следуют желаниям заказчика, а не города. Архитектурному сообществу Петербурга необходима свежая кровь, причем не в виде выпускников-чертежников, а в виде грамотных практикующих проектировщиков. Современная архитектура Петербурга должна вписываться в застройку, а не имитировать ее».



RHIZOME GROUP


4 ЧЕЛОВЕКА
ОСНОВАНА В 2011

Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 28.

Одна из самых молодых студий в Петербурге берется за проект стел на въезд в Петербург и сразу же думает о разработке единого бренда города. Сильная сторона этой команды — аналитичность, масштабность мышления и умение работать на перспективу. Ориентируются участники на осязательную и вовлекающую архитектуру, среди авторитетов Рэм Колхас, нидерландцы MVRDV и Петер Цумтор. Им интересно, как здание и городская среда работают, а также процессы какой сложности и комплексности архитекторы могут предложить человеку. Все работники уверены, что архитекторы должны изучать и использовать работы художников, кинематографистов, философов.


Средний возраст 
24,5



Образование 
СпбГАСУ;
ГХПА им. Штиглица;
Universität der Künste Berlin;
стажировки в Германии (Pysall. Ruge Architekten), Нидерландах (OMA)



Первый гонорар
потратили на открытие собственного офиса



http://cargocollective.com


Park auf dem Gleisdreieck, Berlin.. Изображение № 29.Park auf dem Gleisdreieck, Berlin.


Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 36.



Евгений Решетов: 
«Сегодняшний Петербург остается привлекательным городом для жизни и интересным в глобальном контексте только благодаря тому, что создано прошлыми эпохами и поколениями. Ему катастрофически необходимо обзавестись качествами, которые отличают современный мегаполис от города, существующего по устаревшим моделям. Нас волнует несколько направлений. Первое — качество общественных пространств, которые не отвечают потребностям современного горожанина. Улица — пространство транзита человеческой массы, а не место комфортного пребывания. Второе — отсутствие четкой стратегии развития города. Стратегия „Петербург-2020“ приближается к этой цели, но государственный аппарат вместо роли модератора начинает играть главенствующую, решающую роль. Третье — транспортная сеть города. Сеть общественного транспорта недостаточно плотна, стабильность маршрутов сомнительна, комфорт недостаточен. Как следствие — люди предпочитают частный автотранспорт. Отсутствие развитых альтернативных центров — это четвертая проблема. Культурная и социальная жизнь сконцентрирована в историческом центре города. И последнее — проблема спальных районов. Застройщики упрямо продолжают возводить многоквартирные ульи, являющиеся только вместилищем для людей, но не пространством комфортной жизни».



«КОРОБКА»


4 ЧЕЛОВЕКА
ОСНОВАНА В 2011

Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 37.

Архитектурное бюро «Коробка» работает в основном над частными заказами. Студия появилась в этом году, по проектам молодых архитекторов уже строят коттедж под Выборгом, салон красоты и несколько квартир в Петербурге. Причины такой коммерческой успешности связывают с простотой. Ориентируясь на современную малоэтажную архитектуру Нидерландов и Японии, основатели бюро ставят на первое место функциональность планировок, минимализм и натуральность отделки. Студия собирается заниматься проектированием загородных домов.


Средний возраст 
25 лет



Образование 
СпбГАСУ,
ВШНИ



На первый гонорар
покатались на Красной поляне на сноубордах



http://abkorobka.ru


Салон красоты «Настроение» — сейчас достраивается.. Изображение № 38.Салон красоты «Настроение» — сейчас достраивается.


Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 45.



Лариса Лосева:
 «У малоэтажной застройки пригородов нет своего лица. В почете у заказчиков мини-дворцы или просто „дома с двускатной крышей“; современная минималистская или бионическая архитектура не требуется. Но, конечно, хочется спроектировать что-то ультрасовременное, ориентируясь на японцев. В дизайне интерьеров та же проблема: заказчики не видят качественных примеров дизайна, ориентируясь в основном на СМИ и Рунет».



N.E.R.P.A.


4 ЧЕЛОВЕКА
ОСНОВАНА В 2010

Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 46.

На стене в мастерской N.E.R.P.A. приколот портрет Тадао Андо и фотографии нескольких его построек. Это неслучайно: в центре внимания участниц студии тоже находится среда. Собственно, аббревиатура N.E.R.P.A. и переводится как «исследование среды архитектурными методами». А принцип участников студии — «меняя окружение независимо от масштаба (будь то предметный дизайн или планирование городов), мы меняем образ жизни».


Средний возраст 
28 лет



Образование 
СпбГАСУ



На первый гонорар
сняли мастерскую



http://space-taiga.org


«Биологически активный комплекс» — модульная многофункциональная система, улучшающая качество воздуха в помещении за счет подбора определенных видов растений и их количества. Оснащена автополивом и программой регулировки освещенности. Разрабатывали для международного фестиваля Über Lebenskunst в «Тайге» в сотрудничестве с компанией «Фито-Экология».. Изображение № 47.«Биологически активный комплекс» — модульная многофункциональная система, улучшающая качество воздуха в помещении за счет подбора определенных видов растений и их количества. Оснащена автополивом и программой регулировки освещенности. Разрабатывали для международного фестиваля Über Lebenskunst в «Тайге» в сотрудничестве с компанией «Фито-Экология».


Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 54.



Асель Уразгалиева: 
«В наше время архитектура стала тесно граничить с дизайном, с экспериментами, с конструкциями и материалами, всё чаще заказчики задумываются об экологии и экономии. Держать руку на пульсе становится довольно сложно. Думаю, за счет этого молодые архитекторы имеют преимущества. Однако заниматься любимым делом, не изменяя своим принципам, сложно и экономически невыгодно. В Европе проводятся анонимные конкурсы. Победив в таком, любая архитектурная группа может реализовать свой проект. У нас, к сожалению, получить интересный крупный заказ таким путем практически невозможно».



«ГРАДИЕНТ»


2 ЧЕЛОВЕКА
ОСНОВАНА В 2009

Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 55.

Официально студия была основана в 2005 году, когда ее участники объединились. Но именно с 2009 года они стали работать независимо и браться за реальные проекты. Особое внимание Георгий и Денис уделяют изучению теоретических аспектов формообразования и междисциплинарным исследованиям. А близкими по духу архитектурными бюро называют студии Tadao Ando, Herzog & de Meuron, лаборатории Kokkugia и Emergent.


Средний возраст 
26,6 лет



Образование 
СпбГАСУ



На первый гонорар
отметили получение первого гонорара



http://archigradient.ru


Индивидуальный жилой дом «Нарезка». Ленинградская обл., пос. «Сосновка». С помощью элементарного приема из типичного силуэта получился запоминающийся. . Изображение № 56.Индивидуальный жилой дом «Нарезка». Ленинградская обл., пос. «Сосновка». С помощью элементарного приема из типичного силуэта получился запоминающийся.


Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 63.



Денис Соколов:
 «Молодых архитектурных студий в Петербурге немного. Наверное, потому, что собственную студию открыть непросто: у молодых специалистов обычно мало связей для получения серьезных заказов. Однако по всей России существует своя тусовка молодых архитекторов. Довольно часто проводятся различные мероприятия, на которых можно пообщаться. В последнее время мы участвовали в фестивале „Артерия“ и „Арх-митинге“».



ARCHITALES


2 ЧЕЛОВЕКА
ОСНОВАНА В 2010

Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 64.

Пока участники мастерской занимаются разработкой интерьеров. Но уже в этих проектах заметна тяга к мелочам: значительной место в интерьерах занимают предметы, сделанные по эскизам студии, из натуральных и фактурных материалов — дерева, металла, стекла и тканей. Ребята не могут без трепета смотреть на recycled items — мебель и вещи, получившие вторую жизнь. Именно поэтому молодые люди терпеть не могут Карима Рашида, а вдохновляются работами архитекторов и декораторов Старого Света и Японии: Андре Путман, Акселя Верворда и MVRDV. В планах — развитие направления предметного дизайна и использование собственных предметов интерьера в проектах.


Средний возраст 
27 лет



Образование 
СпбГАСУ



Первый гонорар
потратили на сканер и принтер



http://space-taiga.org


Летняя кухня и бар ресторана «Волга-Волга».
. Изображение № 65.Летняя кухня и бар ресторана «Волга-Волга».


Дом творчества юных: 8 молодых архитектурных студий. Изображение № 72.



Егор Окороков:
 «Молодые архитекторы ничем не отличаются от более опытных. Кроме того, что, полагаясь на новую студию, заказчик покупает кота в мешке. Именно поэтому первых заказчиков ищут среди знакомых, а 80 % работы архитектора на начальном этапе — это менеджмент. И этот этап — долгий. Если архитектор не мегаталант, то на то, чтобы создать имя, у него уйдет около 10 лет».

Фотографии: Дмитрий Цыренщиков