Департамент культурного наследия Москвы совместно с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» провёл серию дискуссий о том, каким образом нужно развивать Белые и Красные палаты на Пречистенке. Ранее, напомним, советник главы Москомнаследия Николай Переслегин объявил, что два здания, которые находятся в собственности департамента, должны стать новым общественным центром, площадкой для рассказа о городской среде. Фактически это первый в Москве опыт, когда будущую функцию места определяют сразу три стороны: заказчики, архитекторы и сами горожане. The Village узнал, как проходила дискуссия и к каким выводам смогли прийти эксперты.

 

История зданий

Белые палаты

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 1.

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 38.
 

Первые сведения о владельцах участка, где сейчас находятся Белые и Красные палаты, относятся к рубежу 1679 и 1680 годов, когда здания принадлежали боярам Юшкову и Полуэхтову. С определённой долей уверенности строительство каменных палат в усадьбе Юшкова можно связывать с фактом поставки ему 300 тысяч штук кирпича с завода промышленника Полунина. За какие заслуги Юшков получил такой дар, не совсем понятно.

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 39.
 

В здании поселяются коммерческие лавки. К началу XX века здесь побывали и трактир, и колониальный магазин, аптека, мясная, молочная, табачная, пивная лавки и многое другое.

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 40.
 

В здании разместился один из первых кинотеатров в Москве. Уже после революции здесь были квартиры, а в 1972 году, к приезду американского президента Ричарда Никсона, палаты хотели и вовсе снести. Но в результате даже самых поверхностных исследований обнаружилась историческая ценность здания. Палаты удалось отстоять.

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 41. 
 

Здание пустовало. На его использование претендовали многие крупные компании, но, видимо, из-за внутренних конфликтов между бизнесменами его не получил никто. Сейчас Белыми палатами владеет Департамент культурного наследия. Там размещён кабинет советника главы департамента — Николая Переслегина, пресс-служба, выставочное пространство и зал, где проводятся лекции и мероприятия.

Фасад Белых палат. Изображение № 42.Фасад Белых палат

 

Красные палаты

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 45.

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 65.
 

Красные палаты построены в конце XVII века и были главным домом усадьбы князя Прозоровского. В отделке фасадов использованы формы нарышкинского барокко. 

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 66.
 

Здесь находились самые обычные коммунальные квартиры, а само здание выглядело как рядовая запущенная постройка пушкинской поры. В 1972 году Красные палаты также хотели снести, но градозащитникам удалось их отстоять.

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 67.
 

В палатах находился ресторан «Гуси-лебеди», пункт обмена валюты. Потом арендаторы ушли, а новых до сих пор не было, хотя претендовало много крупных компаний. В 2010 году здание перешло на баланс Мосгорнаследия, но сейчас оно пустует, там временно живут рабочие.



Существующий и предполагаемый фасад. Изображение № 68.Существующий и предполагаемый фасад

 

 

Новое пространство

Когда в минувшем феврале советник министра культурного наследия Николай Переслегин заявил, что в Москве будет создаваться новое общественное пространство, казалось, что всё уже решено и достаточно просто реализовать: открыть несколько магазинов, хорошее кафе, оборудовать внутренний двор, пригласить медийных спикеров вроде мэра Нью-Йорка Блумберга на открытие.

Но также власти обещали, что при создании общественного центра владелец здания, то есть Мосгорнаследие, не будет навязывать никаких решений, а главное — до начала работы пройдёт серия круглых столов, во время которых власти будут советоваться с горожанами и экспертами. В мае обещанные дискуссии состоялись. Часть мероприятий была закрытой, в них принимали участие архитекторы, рестораторы, искусствоведы — владелец «Жан-Жака» Митя Борисов, директор центра современного искусства «Гараж» Антон Белов, эксперт творческой группы «Музейные решения» Наталья Копелянская и многие другие. Во время других встреч высказать свои идеи мог любой желающий. Курировал мероприятие англичанин Тоби Хайам, генеральный директор компании Creative Space Management, которая занимается приспособлением различных пространств, в том числе памятников архитектуры, к современным нуждам города.

 

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 72.Прямая речь: Австрийский исследователь паблик-арта о музеефикации городов
Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 73.Прямая речь: Основатель Creative Cities о второй жизни зданий

Но уже во время встреч выяснилось, что определить концепцию пространства за три дня не получится. А сам опыт общения профессионального сообщества и будущих посетителей показал прежде всего разницу в ожиданиях и подходе. Горожане предлагали организовать в палатах всё что угодно — от музея старинного пианино или народного фольклора до туристического центра. Эксперты же упирали на создание барного кластера или нового пространства для выставок современного искусства. Полноценную концепцию во время этих встреч сформировать не удалось, составленные рекомендации могут показаться чересчур общими. Тем не менее эксперты уверены, что даже в таком виде дискуссия поможет составить план дальнейшей работы.

 

Результаты дискуссий

 

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 74.

 


Белые и Красные палаты не могут строиться по принципу «культурного гетто» с чётко обозначенной замкнутой аудиторией. Это пространство должно привлекать в том числе людей из спальных районов, для которых рассказ о городской среде наиболее актуален.

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 75.

 

Палаты обязательно должны выполнять образовательную функцию, быть центром знаний о городе и ретрансляции этих знаний. Причём упор нужно сделать на работу со школьниками, чтобы заинтересовать их изучением архитектуры и городской среды.

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 76.

 

Концепция развития палат не будет формироваться только из предложений горожан или только из экспертных заключений. Нужно выбрать куратора или компанию, которая сможет учесть и сбалансировать предложения сторон.

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 77.

 

В палатах должно сочетаться старое и новое: они не могут превратиться в исторический музей или в галерею современного искусства. Одно здание может быть посвящено сохранению и реставрации, другое — созданию будущего наследия Москвы.

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 78.

 

Пространство нужно активизировать постепенно. Мероприятия в Белых и Красных палатах должны начаться в самое ближайшее время, а параллельно будет разрабатываться общая концепция, уже с учётом реакции на пробные мероприятия. 

 

Комментарии экспертов

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 79.  


Екатерина Гиршина

Директор программ «Стрелки»

Это первый пример, когда мы начали привлекать людей в то время, когда нет ещё никаких решений и планов по палатам. На обсуждение мы пришли практически с белым листом бумаги, с минимальными ограничениями по использованию места. Причём на обсуждение приходили не только люди из архитектурного сообщества, была достаточно широкая аудитория, были сами горожане, которые готовы тратить своё время на определение концепции городского пространства. 

Интересно было наблюдать, как складывается диалог между широкой аудиторией и людьми, близкими к архитектуре. В обсуждении архитектурное сообщество всё время пыталось сделать из Красных и Белых палат места для избранных, для любителей современного искусства вроде «Гаража» или «Стрелки». Но ведь если город дарит эти здания москвичам, то нужно привлекать сюда как можно более широкую аудиторию. И есть аудитория, которая от этого места выиграет больше всего, — это школьники, это жители окраин, которые сейчас, может, не очень понимают ценность культурного наследия.

Да, концепция Белых и Красных палат в результате обсуждений не сформирована, но есть понимание, что делать дальше. Сейчас дискуссия должна, на мой взгляд, продолжиться в рамках экспертной группы. Как в ДК ЗИЛ, например, выбран директор — она набрала себе команду, которая занимается развитием. После того как будет сформирована концепция, можно снова выходить на широкую аудиторию и советоваться.


 

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 80.  

   
Тоби Хайам

Руководитель встреч, глава агентства Creative Spacе

Разработка концепции управления зданием — очень длительный процесс. Главное, что нужно сделать, — составить правильное техническое задание для тех, кто будет этим заниматься. То есть проведённые встречи — это, можно сказать, предпроектная работа. Техническое задание должно включать в себя цели, задачи использования этих зданий, количество денег, которое город намерен в этот проект вложить, список мероприятий, которые могут здесь проходить. Последнее, пожалуй, самое важное.

В Белых и Красных палатах может быть, в общем-то, что угодно. Во время дискуссий выдвигались самые разные предложения: и устроить здесь туристический центр, и сделать в палатах музей пианино. Всё это, может, не совсем вписывается в представление господина Переслегина о том, что должно в этих зданиях происходить. Но важно накидать максимум идей, чтобы потом было из чего выбирать.

И ещё очень важно не уходить в разговоры! Надо действовать. Не надо тратить год на то, чтобы написать длительную стратегию развития. Надо пробовать, смотреть, удаётся ли привлечь аудиторию. Это то, что можно делать уже сегодня-завтра.


 

Белые и Красные палаты: Как создаётся новое общественное пространство. Изображение № 81.
 

   
Николай Переслегин

Советник министра культурного наследия Москвы

Эти встречи были первым этапом работы — совместно со всеми желающими, при участии широкой аудитории мы попытались понять, каким должно быть пространство Белых и Красных палат. Теперь будем переходить к конкретике, формированию пошаговой программы. Делаем всё возможное, чтобы к июлю пространство активизировать, то есть запустить там первые мероприятия. 

Правда, мы столкнулись с определёнными сложностями, прежде всего законодательными: мы не можем сами открывать там кафе или магазины, не можем сдавать помещения в аренду. Вероятнее всего, будем нанимать управляющую компанию, которая будет совмещать в себе кураторские функции и функции заказчика всех активностей в палатах.

Ещё важно, что в процессе обсуждения мы пришли к тому, что основная аудитория палат — это дети. Палаты не станут ещё одним арт-пространством вроде Artplay или Мультимедиа Арт Музея. Упор будет сделан на образовательную функцию. И сейчас разработкой летней программы места занимается Митя Борисов, который, как вы знаете, не только известный ресторатор, но и куратор детского клуба «Шардам» в ЦДХ.