Балтийский вокзал, от которого отходит около ста поездов в день, и участок территории в радиусе километра вокруг него стали экспериментальной площадкой для студентов-архитекторов. В рамках ежегодного форума «Будущее Петербурга» четыре команды под руководством урбанистов, архитекторов, социолога и искусствоведа месяц работали над проектами преобразования этой территории.

Территория

Обводный канал, долгое время служивший южной границей города, сейчас является частью «серого пояса» Петербурга — кольца полузаброшенных промышленных зон, которые часто называют депрессивными. Производства оттуда выносят в областные индустриальные парки, а советские фабрики и заводы стремительно теряют мощности, оставляя цеха пустыми. Постепенно их занимают новые арендаторы: чаще автосервисы, реже творческие проекты вроде «Ткачей» и «Звёздочки». В этом же кольце находится Балтийский вокзал, который скоро превратится в крупный транспортный хаб и музей железнодорожного транспорта. РЖД вложит в его реконструкцию, по разным данным, около 3 миллиардов рублей, построив там терминал для поездов «Аэроэкспресса» — скоростного поезда, который свяжет Санкт-Петербург и аэропорт Пулково.

Исследование территории, подготовленное третьей группой. Изображение № 1.Исследование территории, подготовленное третьей группой

Площадь Балтийского вокзала уже становилась объектом для студенческих проектов. Тогда молодые архитекторы предлагали засыпать Обводный и разбить на его месте сад и провести трамвайные пути, снова разрыть реку Таракановку, что текла между Фонтанкой и Обводным, восстановить Варшавский вокзал, построить вместо супермаркета «Лента» второй вестибюль метро «Балтийская». 

Проекты

Группа 1

«Точки роста»

«Серый пояс»: 4 проекта развития промзон. Изображение № 5.

Как ясно из названия, первая группа предлагает развивать территорию точечно, создавая новые центры притяжения самой разной направленности в бывших промышленных зданиях. Главный — один из старейших заводов города специализировавшийся на резиновых товарах и признанный в 2002 году банкротом «Красный треугольник». Он станет «креативным супермаркетом» с низкой арендной платой, дизайнерскими и архитектурными мастерскими, театральными пространствами и выставочными павильонами.

Прядильная фабрика «Веретено» станет школой модельеров и площадкой для показов, пивоваренный завод — ещё одним «Ленполиграфмашем» с ночными клубами. Заброшенные цеха отдадут под спортивные площадки, а стадион на Екатерингофском острове реконструируют. Вокруг появится больше зелёных коридоров — например, через «Красный треугольник» и винные склады продолжат бульвар до метро «Нарвская».

Транспортные проблемы района предлагают решить новой объездной дорогой, введением дополнительных маршрутов общественного транспорта и перехватывающих автостоянок.

 

Группа 2 

«Энергия связей»

«Серый пояс»: 4 проекта развития промзон. Изображение № 12.

Вторая группа студентов предлагает развивать территорию комплексно и поэтапно, переходя от незатратных проектов, например велодорожек, к крупному строительству мультимедийного железнодорожного музея и жилых комплексов. 

Веломаршрут пройдёт от «Новой Голландии» к «Красному треугольнику», где расположится большая веломастерская и профильный магазин. Медленно завод начнёт превращаться в крупный многофункциональный лофт с музеем резиновой обуви и пешеходной зоной от Лиговского проспекта. На путях Балтийского вокзала появится не только музей ж/д транспорта, но и фестивальная площадка с рынком.

Дальше — с появлением в районе крупных жилых комплексов и терминала «Аэроэкспресса» — начнут перераспределять транспортные потоки (изменят схему движения по Обводному, пробьют Киевскую улицу, сформируют новую систему площадей и построят трамвайную линию).

 

 

Группа 3

Rara Structura

«Серый пояс»: 4 проекта развития промзон. Изображение № 15.

Третья группа предполагает, что у территории должны появиться новые бренды. Ими могут стать спорт и туризм. Проект уделяет большое внимание активностям под открытым небом, а промзоны предлагает сделать достопримечательностями. В испытательном цеху «Красного треугольника», от которого остались только остовы, появится спортивный центр со скалодромом, скейт-парком, спортивными залами, кафе и магазинами. Бункерский склад кожи и 35-й корпус станут апартаментами и фитнес-центром, бывшие железнодорожные пути Варшавского вокала — большим парком, а депо — площадкой для ремесленных мастерских.

Зелёный бульвар на улице Циолковского, пешеходный мост через Обводный, малые архитектурные формы, ярмарки, концерты, пикники и общественные праздники сделают территорию привлекательной для горожан. Дальше район будет развиваться по инерции, а его пример — распространяться на соседние промзоны.

 

Группа 4

«Проницаемость»

«Серый пояс»: 4 проекта развития промзон. Изображение № 19.

Четвёртый проект предполагает создание на «Красном треугольнике» центра мебельного дизайна и производства, который объединит район. «Мебельный квартал» — это творческие и производственные мастерские, антикварные магазины, площадки для выставок-ярмарок и школы, где можно проводить мастер-классы и семинары по дизайну. 

Транспортные решения выглядят достаточно утопично: построить дублёр Обводного канала, сузить набережную канала с шести до четырёх полос, одну полностью отдав общественному транспорту, перенести проектируемый второй выход станции метро «Балтийская» с набережной за гипермаркет «Лента» и продлить несколько улиц.

Важно включить территорию в «ментальную карту города» — для этого потребуется несколько лет и привлечение бизнеса и городских властей, которые позаботятся о транспортной и социальной инфраструктуре.

 

«Серый пояс»: 4 проекта развития промзон. Изображение № 22.
мария элькина

Обозреватель портала «Петербург 3.0», куратор архитектурных
мастерских «Сколько оттенков у серого»

 

С одной стороны, мы попытались силами молодых профессионалов предложить какие-то нестандартные решения собственно для «серого пояса». С другой стороны, у нас была и более масштабная задача — найти такой подход к проектированию, чтобы учитывать в нем и разные интересы, и разные профессиональные подходы. В качестве кураторов и
экспертов в наших мастерских участвовали не только архитекторы, но и девелоперы, и социологи, и специалисты по транспорту. То есть мы попытались создать некое видение
города, которое было бы и привлекательным для всех, и в то же время не оторванным от наших реалий — и климатических, и экономических. То, что мы сейчас сделали, — не итог нашей деятельности, а, что называется, проба пера. Мы будем и дальше над этим работать и, надеюсь, придём к практическим результатам, а не только красивым эскизам на бумаге.

 

«Серый пояс»: 4 проекта развития промзон. Изображение № 23.
Антон Финогенов

Генеральный директор «Института территориального
планирования „Урбаника“»

 

Сначала мы сформулировали для себя базовый вызов: существующая модель редевелопмента в Петербурге, да и в Москве, не формирует необходимый уровень интенсивности и качества трансформации городского пространства. Государственный и корпоративный капитал не может эффективно работать с ситуацией большего количества собственников или трансформации объектов культурного наследия пользуясь формулой «всегда форматный и проект, и объект, и деятельность». Поэтому в своей работе мы особое внимание уделили следующим вопросам. Во-первых, как повысить интенсивность использования объекта, пространства без кардинальной перестройки. Во-вторых, какие виды деятельности наиболее гибки в части требуемого формата пространства и одновременно могут оказывать позитивное влияние на территорию. В-третьих, какие профессиональные сообщества могут выступить в виде консорциума малых инвесторов в пространство. Четвёртое — каковы технологии мотивации и вовлечения существующих собственников. Пятое — какой вид бюджетного инфраструктурного проекта будет иметь максимальный эффект синергии в рамках уже выделенных на территорию государственных средств.