Крупные города отказываются от ларьков, считая их пережитком прошлого. Причин несколько: они портят внешний вид улиц, мешают пешеходам и создают ощущение рынка там, где его быть не должно. С ларьками борются и чиновники Киева, постоянно пытаясь регламентировать товары для продажи и как выглядят киоски, и мэрия Собянина в Москве, заменяя одни палатки на другие.

Во всём мире ларьки заменяют стационарными автоматами или небольшими павильонами, которые могут стать узнаваемыми символами города. Именно о таком подходе вспомнили петербургские чиновники, которые решили восстановить киоски, которые жёстко сами же убрали 10 лет назад. The Village изучил опыт семи городов, где уличная торговля регламентирована, а ларьки стали видными городскими ориентирами и символами.

 

Афины, Греция

Иностранный опыт: 7 уличных киосков и ларьков. Изображение № 1.

ВРЕМЯ РАБОТЫ

круглосуточно

 
Ассортимент:

чипсы, снэки, холодные напитки, сигареты, журналы

 
ИНИЦИАТОР

власти Афин

Афинские киоски называют «периптеро» — это целый исторический и торговый феномен для Греции. Их годовой оборот составляет около семи миллиардов евро. Строят ларьки по инициативе государства, которое отдаёт их частным предпринимателям. Брезентовый тент или крыша, сильно выступающая за пределы самого строения, — своего рода ограничитель торговой зоны. Арендатор может добавлять к нему холодильники и прилавки, но всё должно оставаться под козырьком. Здесь продают жвачку, шоколадки, чипсы, портативные камеры и батарейки, а работают ларьки круглосуточно. Ночью точку легко заметить по характерной белой подсветке из-под козырька. 

 

Нью-Йорк, США

Иностранный опыт: 7 уличных киосков и ларьков. Изображение № 3.

ВРЕМЯ РАБОТЫ

с 8 утра до 8 вечера

 
Ассортимент

охлаждённые напитки, пресса, жвачка, шоколадки, телефонные карточки, гигиенические помадки, сигареты, лотерейные билеты

 
ИНИЦИАТОР

власти Нью-Йорка

Нью-йоркские киоски всегда одной и той же формы, но иногда различаются по цвету и размеру: маленькие и большие, чёрные и серебристые. Также бывают стационарные и передвижные точки. Стоят они всегда на тротуарах и в метро. Продают в таких киосках в основном сладости, снеки, воду, журналы (иногда даже книги), телефонные карточки, орешки и гигиенические помады. Товар, выставленный на передний план, стоит один доллар. Уличные киоски работают примерно до 10 вечера, а те, что в метро, — допоздна. 

 

Мюнхен, Германия

Иностранный опыт: 7 уличных киосков и ларьков. Изображение № 5.

ВРЕМЯ РАБОТЫ

разное

 
Ассортимент

в зависимости от назначения
(от парковочных билетов до еды)

 
ИНИЦИАТОР

проект Odeon-K67

Модель киоска К67 — шедевр индустриального дизайна середины XX века. Такие модульные конструкции можно было легко объединить в небольшие торговые комплексы. Их устанавливали на парковках для оплаты места, в университетских кампусах, а также для продажи газет, продуктов или лотерейных билетов. Дизайн киосков разработал ещё в 1967 году словенский архитектор Саша Мехтиг, позже форму включили в собрание Музея современного искусства в Нью-Йорке «Дизайн XX века».

В 2005 году группа архитекторов «Баукастен-Берлин» путешествовала по Европе в поисках работающих образцов подобных киосков, желая приобрести киоск. К тому моменту такие конструкции практически вышли их обихода. Один образец нашёлся на автовокзале в польском городе Мястко, архитекторы его выкупили, перевезли в Германию и показали на дизайн-конференции Entry. Позже ларёк перекочевал в Мюнхен, где находится дизайн-проект Odeon-K67 (городская платформа в сфере архитектуры, дизайна и искусства). Сотрудники компании собрали несколько новых конструкций, изучив устройство оригинального ларька, и уже установили копии в городе.

 

Лондон, Англия

Иностранный опыт: 7 уличных киосков и ларьков. Изображение № 6.

ВРЕМЯ РАБОТЫ

с 6 утра до 10 вечера

 
Ассортимент

пресса, напитки, жвачка

 
ИНИЦИАТОР

Королевское управление Кенсингтона и Челси

Королевское управление Кенсингтона и Челси пригласило дизайнера Томаса Хэтэрвика создать новые газетные лондонские киоски, которые теперь стоят у выходов из основных станций метро. Ларьки в форме купола построены из оформленного под дерево алюминия, а несколько створок могут перемещаться по кругу, полностью открывая прилавок. Позже в подобных киосках стали продавать и стандартные товары to go: воду из маленьких холодильников и жвачку. Стеклянные окошки предприимчивые англичане сочли ненужными и стали заклеивать рекламой.

 

Токио, Япония

Иностранный опыт: 7 уличных киосков и ларьков. Изображение № 9.

ВРЕМЯ РАБОТЫ

с 5 утра до 1 ночи

 
Ассортимент

манга, книги, чипсы, напитки

 
ИНИЦИАТОР

Транспортный комитет Токио 

Киоски на улицах Токио заменяют на маленькие супермаркеты или автоматы, продающие cтандартные товары из ларьков. Зато в метро маленьких лавок предостаточно: на каждой станции имеются большие киоски, где можно купить практически всё: газеты, мангу, канцелярские товары, батарейки, конфеты, шоколадки, жвачку, мелкие сувениры и даже галстуки. Чаще всего продавцы сидят в окружении нескольких холодильников, заваленные огромным количеством японской прессы. К каждому такому ларьку «привязан» зелёный телефон-автомат.

 

 Атланта, США

Иностранный опыт: 7 уличных киосков и ларьков. Изображение № 11.

ВРЕМЯ РАБОТЫ

с 8 утра до 10 вечера

 
Ассортимент

дезодоранты, кремы для рук, освежители воздуха,
пресса, напитки, чипсы и т. д.

 
ИНИЦИАТОР

власти Атланты

В Атланте, штат Джорджия, уже несколько лет существует программа поддержки уличной торговли и малого бизнеса. В рамках неё городские власти облагораживают внешний вид киосков и ларьков, привлекая к сотрудничеству коммерческую компанию General Growth Properties, занимающуюся строительством торговых центров. Вместе они построили 20 новых продуктовых киосков в центре Атланты — в парке Вудрафф и около Океанариума. Ларьки чем-то напоминают нью-йоркские или парижские аналоги, с дополнениями в виде латунных кованых элементов и навесной крышей. Продают в них местные сувениры, сумки, напитки, снэки и прессу. 

 

 Осло, Норвегия

Иностранный опыт: 7 уличных киосков и ларьков. Изображение № 12.

ВРЕМЯ РАБОТЫ

круглосуточно

 
Ассортимент

пресса, напитки, хот-доги, выпечка

 
ИНИЦИАТОР

компания Narvesen 

Торговая компания Narvesen существует уже 100 лет, столько же по всему Осло стоят их киоски. Многие ларьки действительно не переносили с 1912 года, а сейчас новые открываются в основном в метро и торговых центрах. В норвежских киосках продают не только свежую прессу, но и всевозможные товары общего потребления, в том числе напитки и хот-доги, которые готовят прямо здесь. Правда, несмотря на отличную интеграцию зелёных киосков в архитектуру и историю города, местные власти намерены демонтировать ларьки и телефонные будки с улиц, отдав предпочтение круглосуточным магазинам.

 

Иностранный опыт: 7 уличных киосков и ларьков. Изображение № 14.

Светлана Ландль

 основатель и партнёр компании Damm und Landl (Россия — Германия)

 

В отличие от ситуации во многих европейских городах, наши киоски мелкой розничной торговли всегда находились в городском пространстве из-за запрета торговли в метро. В последнее время многие торговые точки как в Москве, так и в Петербурге уже перекочевали в подземные переходы. Возможно, нас ждёт именно такой путь — перемещение мелкорозничной торговли под землю.

Конечно, до сих пор в России не придавали значения этому вопросу. Киоски оформлялись самим владельцами, единого стиля оформления, как и вообще представления о том, как может выглядеть современная торговая точка в общественном пространстве, не было. У города было много других проблем и задач, чтобы обращать внимание на такие мелочи. Отсюда и последствия в виде смешения всевозможных стилей и материалов, и визуальная среда городов, полная хаоса. Но что говорить, у нас ведь до их пор ещё встречается спонтанная частная торговля с коробок, что приближает городскую среду наших городов к среде развивающихся стран. К счастью, в последнее время, на волне растущего общественного интереса к теме комфорта и эстетики городской среды, стали подниматься многие вопросы, которые раньше были забыты. В том числе вопросы визуальных коммуникаций, городской навигации, малых архитектурных форм. И это радует. Ведь здесь нет мелочей. Для города важно всё: и то, насколько комфортна для горожан его среда и как выглядят урны, скамейки и киоски.

 

Иностранный опыт: 7 уличных киосков и ларьков. Изображение № 15.

Александр Стругач

Simetria Architectural Bureau

 

Малые формы в городе, как правило, — объекты серийного производства. Поэтому их дизайн должен быть почти безупречным с точки зрения стиля и конструкции. В идеале это современные, актуальные вещи, сопоставимые по творческому вкладу и функциональному удобству с такими промышленными серийными изделиями, как новейшие автомобили, качественная мебель и так далее.

Мне нравятся новые лондонские газетные павильоны со ступенчатыми фасадами. Это приятные, оригинальные и стилистически выверенные объекты современного дизайна. Наименее удачными мне показались киоски, реализованные в Осло. Эти объекты ничего не сообщают нам о сегодняшнем времени, и это создаёт несколько неуверенный, отчасти провинциальный характер. Впрочем, допускаю, что многим местным жителям они могут казаться милыми, а их стиль — своего рода историзмом, трогательно обыгрывающим условные национальные мотивы.