Скандинавию часто ставят в пример, рассуждая о разумном градопланировании, экологичном развитии и продуманной архитектуре. О том, чем именно занимаются урбанисты, чиновники и планировщики, чтобы заслужить такой статус, петербургская редакция The Village поговорила с заместителем директора бюро городского планирования Стокгольма Никласом Свенсоном.

 

Никлас
Свенсон

Закончил Стокгольмский университет, занимается городским планированием с 1994 года. С 2012-го является заместителем директора бюро городского планирования. Благодаря проекту Никласа «Стокгольм — мобильный город» транспортным приоритетом стало метро, а в городе начали строить ещё больше выделенных полос, вело- и пешеходных дорожек.

 

  

— Никлас, опыт каких проектов по переустройству и городскому планированию в Стокгольме последних лет можно применить в крупных российских городах?

— Это каверзный вопрос! За последние два года мы достигли заметных успехов в двух сферах: создали несколько новых жилых районов и решили массу вопросов в рамках долгосрочного городского планирования. Стокгольм — стремительно развивающийся город, как Петербург и Москва. Каждый год население увеличивается на 15 000 человек, и к 2030 году, по прогнозам, достигнет 1 100 000. Поэтому мы обязаны качественно наращивать рынок жилья уже сейчас. Что касается отдельных успешных проектов, которые уместны здесь, — это в первую очередь Hammarby Sjöstad. Мы превратили индустриальную зону на берегу озера Hammarby в благоустроенный жилой район и тщательно поработали над тем, что называется жилая архитектура, так как в последние годы жители жаловались на обилие скучных серых зданий. С одной стороны, мы дали городу 11 000 новых жилых помещений, с другой — создали благоприятный и самодостаточный район вдалеке от центра.

 

Hammarby Sjöstad

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 1.

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 6.

Архитектор:

Jan Inghe-Hagström

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 7.

Статус реализации:

1999–2017

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 8.

Расстояние от центра:

3 км

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 9.

Площадь:

160 гектаров

  

— Вы считаете, что есть сходные принципы, по которым нужно развивать портовые города, как Стокгольм и Петербург?

— Конечно. Многие города, которые располагаются вблизи обширных водных пространств, изменили свою градостроительную политику в последние несколько лет. Раньше они имели одно важное сходство — водные артерии позволяли наладить регулярное судоходство, в том числе по внутреннему пространству города. Теперь это не всегда работает, а города, имеющие выход к морю или гавани, стали бесполезными и неудобными для жителей. Часто вы не можете прогуляться по берегу из-за больших портов или фабрик. В Стокгольме сейчас стараются решить эту проблему и делать общественные пространства с выходами к воде. Одно из последних — Hornsbergs Strandpark.

 

Hornsbergs Strandpark

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 10.

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 15.

Архитектор:

NYRÉNS ARKITEKTKONTOR

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 16.

Статус реализации:

ЗАВЕРШЁН В 2012

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 17.

Расстояние от центра:

4 КМ

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 18.

Протяжённость:

БОЛЕЕ 700 М

  

— Несколько лет назад в Петербурге заработало водное такси, это тоже освоение водного пространства. Но проект показал неутешительные результаты: люди используют такси как развлечение, а не общественный транспорт. Можно ли сделать проект более функциональным?

— Недавно мы обсуждали внедрение такого транспорта и пришли к тому, что он абсолютно неэффективен и с точки зрения климата: вода в реках замерзает зимой. С точки зрения логистики он тоже не может быть успешным: водные пространства обычно находятся далеко от станций метро. Более удачным решением было бы строить станции метро ближе к воде, если в этом есть необходимость, а не внедрять водный транспорт. Летом аквабусы могут работать — это приятно, но вообще люди в большом городе хотят передвигаться быстро и эффективно. Сейчас мы инвестируем именно в такую транспортную инфраструктуру. Комфорт в общественном транспорте обеспечивает солидный поток пассажиров, которые не используют личный автомобиль. Это разгружает улицы от машин и позволяет создавать больше зелёных зон и возможностей для велодвижения.

 

— Вы являетесь разработчиком программы Stockholm is a moving city. Раcскажите о ней поподробнее.

— Это программа направлена на улучшение транспортной инфраструктуры в городе и регионе: удобные пересадки, доступность транспортных узлов, связь всех жилых районов. Мы занимаемся развитием общественного транспорта и велодвижения. 

 

— Давайте поговорим о реакции общественности на новые архитектурные и урбанистические проекты последних лет. Как у вас люди воспринимают новое? 

— Чтобы получить максимально положительный отклик у жителей, мы с самого начала делаем свои проекты очень обсуждаемыми. На каждом этапе реализации городской инициативы нужно получать консультацию общественности. В последнее время я наблюдаю большие изменения в восприятии обычными людьми таких проектов. Есть довольно много людей с пониманием нужд города, поэтому нам важно наладить такой диалог — через прессу, публичные дискуссии, социальные исследования. Самые важные цели в развитии Стокгольма — это улучшение транспортной системы, забота о зелёных зонах, приоритет для велосипедистов и пешеходов. Большинство людей согласны с новыми проектами в этих направлениях.

— Санкт-Петербург — открыточный город. Можно ли совмещать заботу об архитектурном наследии с современной архитектурой и современными стандартами городского планирования и не попасть под анафему ЮНЕСКО?

— В городах с большим историческим центром это делать сложнее. Зачастую вся жизнь концентрируется именно в этой открыточной части города. Это большая ошибка — нужно придумывать возможности для развития периферии, на этом стоит фокусироваться. А часто эти вопросы игнорируют, уделяя внимание постоянному развитию исторического центра. Большинство спальных районов Стокгольма было построено в 50-е годы, как и во многих других европейских городах. Они будто бы существуют для машин, но не для людей. Здесь нужны коренные трансформации — город должен быть городом, а не гаражом. Нужно строить благоприятные районы далеко от центра с качественно новой архитектурой. Хороший пример этому — Youth Housing in Stockholm, район с очень доступным жильём, привлекательный для молодёжи.

 

Youth Housing in Stockholm 

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 19.

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 23.

Архитектор: 

Scheiwiller Svensson Arkitektkontor 

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 24.

Статус реализации:

завершён в 2012 году

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 25.

Расстояние от центра:

10 км

Специалист по городскому планированию — о мобильном городе. Изображение № 26.

Площадь:

5 100 кв. м

  

— А если говорить о развитии постиндустриальных районов, которых очень много в российских городах?

— Такая проблема существует и в Европе. Целые районы, некогда прикреплённые к заводу, теряют свой смысл. Их нужно трансформировать, сперва оживляя рынок недвижимости посредством доступного жилья. Именно это привлечёт людей в районы, которые пока не слишком благоустроены, а постепенно поменяется и атмосфера, и настроение места. Уже с ростом числа жителей потребуется наладить инфраструктуру, сервисы, транспортное сообщение. 

— Как вы считаете, насколько велика роль горожан в формировании пространства? Или же это задача профессиональной группы архитекторов?

— Я думаю, что очень важна комбинация. Архитектор становится архитектором, когда он может учесть в своём проекте максимальное количество факторов. И мнение общества в первую очередь. В последние годы мы очень много занимаемся разными образовательными проектами. Очень хорошо, когда человека с раннего детства приучают думать и говорить о городском планировании.

— Ваше впечатление от Петербурга и перспектив его развития.

— Первое впечатление, конечно, — город-открытка. Мы обсудили много проблем в развитии города, однако никто не упомянул количество машин. Это огромная и повсеместная проблема. Если решить её, то многие трудности исчезнут сами собой.

  

 

В Петербург Никлас приехал в рамках публичного семинара «Стратегии сохранения старого и создания нового в городском пространстве: опыт стран Балтийского региона», который прошёл 4 октября в «Лофт Проекте Этажи». Организатор — «Творческое объединение кураторов ТОК».

Фотографии: Mynewsdesk.com, Wikipedia.orgSsark.seNyrens.se