Сегодня Канонерский остров, как и любая другая часть промышленного «серого» Петербурга, выглядит весьма угрюмо. Несмотря на близость к центру, он изолирован и окружён действующими предприятиями. Полоса суши между Морским каналом и Финским заливом соединяется с большой землёй подводным тоннелем, по которому страшно идти пешком или ехать на велосипеде. В обозримом будущем транспортная ситуация на острове не изменится — план ЗСД, проходящего через остров, не предусматривает спуск на Канонерку.

Преобразование острова не входит в ближайшие планы города, но его развитие будут обсуждать на ежегодном профильном форуме «Будущий Петербург». Проекты предложат пять команд молодых архитекторов, каждая из которых сосредоточилась на разных проблемах территории. Команда Рафаэля Даянова предложила создать новые жилые комплексы, в том числе для маломобильных, Никиты Явейна и Валерия Нефедова — благоустроить территорию различными способами. The Village изучил два наиболее интересных проекта: один из них предлагает разместить на Канонерке крематорий с местом для захоронения, другой — превратить остров в парк и стоянку для плавучих домов.

 

Канонерский остров

Плюсы

Минусы

Близость к центру 

  

Большая рекреационная зона

  

Вид на Финский залив

  

Самобытность и обособленность

  

Хорошее место для рыбалки

  

Свежий воздух

Неразвитая инфраструктура, транспортная изолированность

  

Жилой фонд в плохом состоянии

  

Недостаток парковочных мест, 
плохое качество дорог

  

Промышленные предприятия 
на соседних островах

  

Плачевное состояние местного озера, грязный пляж

 

Таинственный остров: Кладбище и плавучие дома на Канонерке. Изображение № 1.

 

  

Сергей Падалко

руководитель архитектурной мастерской «Витрувий
и сыновья», наставник одной из команд

Здесь очень интересная природа. Например, Канонерская коса — заградительное укрепление от заиливания и засыпания морского фарватера. На этой косе летом полно народу, вовсю ловят рыбу, все местные — рыбаки. В южной части биологи зафиксировали пункт остановки перелётных птиц при их миграции. Ещё можно наблюдать, как проходят мимо огромные суда. В Петербурге всего два таких места, здесь и на Васильевском острове. Странно же, город стоит почти на берегу моря, но его почти нигде не видно. Мало мест, где лицом к лицу сталкиваешься с Финским заливом.

Небольшой жилой массив представляет весь спектр архитектуры СССР: сталинки, хрущёвки, брежневки. При этом состояние жилого фонда далеко от идеального, а неразвитая инфраструктура, недостаток парковочных мест и изолированность лишь уменьшают комфортность проживания тут.

Главный вопрос — нужно ли всё это приводить в „цивилизованный“ вид. Один из студентов моей команды высказал мысль — отчасти как шутку — затопить существующий тоннель водой, а остров сделать заповедником. Природным, архитектурным, бытовым, как хотите. Местным жителям раздать охотничьи ружья, чтобы охраняли территорию от непрошенных гостей и мигрантов. Для посещения открыть, но за деньги, добираться на катере. Услышал я эту идею, а потом случайно увидел южнокорейский фильм „Остров Кима“, где основной декорацией стал подобный заповедник. Ведь в чём заключается условная депрессивность этой местности? В том, что из неё сделали помойку. Убери мусор отсюда, запрети свозить грунт с городских строек — всё зарастёт травой по пояс, а то и по грудь, она сразу перестанет быть депрессивной и превратится в своеобразный парк. Возможно, диковатый, но всё зависит от степени приложения усилий.

  

Мария Элькина

куратор «Архитектурного форсайта»

Можно смотреть на Канонерку по-разному. С одной стороны — она сама по себе, несколько тысяч жителей, судоремонтный завод, поблизости очистные сооружения. С другой — в контексте города — остров находится в портовой зоне с прекрасным видом. И сюда ещё не добрались девелоперы, это даже удивительно. То есть здесь можно вести девелопмент с умом. Решить, какие функции для города мог бы дополнительно нести Канонерский остров, а какие для него лишние.

  

 

Остров памяти

Команда Игоря Матвеева, архитектурная
мастерская «Матвеев и К»

Команда Игоря Матвеева (архитектурная мастерская «Матвеев и К») предлагает создать на острове мемориальный комплекс, центром которого станут крематорий и колумбарий. 

Проблемы, которые поможет решить проект:

1. Нехватка мест для захоронения в черте города

2. Транспортная изолированность острова

3. Опасность уничтожения парковой зоны 

Сегодня большинство городских кладбищ заполнены, и ситуация с захоронениями близка к критической. В то же время всё больше людей предпочитают захоронению кремацию, а колумбарии занимают значительно меньше места и выглядят более эстетично, чем привычные кладбища. Эту тенденцию и обыграли архитекторы, предложившие создать на изолированном, но близком к центру острове «Парк памяти»: с парковой и мемориальной зонами и местом для хранения праха. Разместить комплекс предлагают на юге острова, в удалённости от жилых районов, хотя многие жители во время исследования высказывались против такого соседства.

В отличие от большинства проектов перестройки острова, этот хорош тем, что через несколько лет может выйти на самообеспечение. Работа крематория поможет окупить постройку всего комплекса вместе с парковой зоной.

Таинственный остров: Кладбище и плавучие дома на Канонерке. Изображение № 11.

  

Таинственный остров: Кладбище и плавучие дома на Канонерке. Изображение № 17.
Арина Лурье

участница из команды Игоря Матвеева

С нашей точки зрения, Канонерский остров обладает своим духом, особым шармом. Нам важно уловить его и усилить для восприятия других людей. Некая отстранённость от города, вода со всех сторон — «тихая грусть» становится здесь нормальным состоянием. Мы предлагаем уникальный для Санкт-Петербурга парк. Не угрюмое кладбище, а эстетически приятное место, где будет приятно просто прогуляться. Это не территория мёртвых, а место для живых, так как у памяти бывает множество оттенков.

  

 

Плавучие дома

Команда Сергея Падалко,
архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»

Команда использует все возможности, которые предоставляет близость к Финскому заливу: на острове предлагают создать морской парк, лодочную станцию, ряд общественных пространств, многоэтажные оранжереи и монорельс под ЗСД. Самые интересные идеи — стоянка для дебаркадеров и ферма балтийских нерп.

Проблемы, которые поможет решить проект:

1. Создание жилья нового типа

2. Использование морского потенциала города

3. Cоздание уникального аттрактора

4. Создание рабочих мест

5. Сохранение промышленного пейзажа

Таинственный остров: Кладбище и плавучие дома на Канонерке. Изображение № 18.

 

Морской парк и оранжереи

Сегодня Санкт-Петербург остаётся едва ли не единственным городом мира, который почти не использует свою близость к морю. Поэтому команда предлагает превратить Канонерский остров в масштабный морской парк. В основе проекта озеро в центре острова, которое хотят сделать проточным, соединив с Финским заливом и Морским каналом. Это откроет проход малым лодкам и катерам. Кроме такого простого решения, как оборудованный пляж, туристов хотят привлечь горизонтальным колесом обозрения на портовых кранах (подвижной смотровой площадкой), воздушными шарами и летним кинотеатром с экраном в заливе. Центральную часть острова отвели под многоуровневые оранжереи и газгольдеры для их отапливания. Биогаз планируют получать от городской станции аэрации, расположенной на соседнем острове «Белый».

 

Новое жильё

Развивая морскую тему, команда предлагает создать больше жилых мест, не уничтожая при этом зоны рекреации и не намывая дополнительные территории: изменения течений в Финском заливе могут обернуться экологической катастрофой. Универсальное решение — создать стоянку для плавучих домов вдоль косы Канонерского острова. Такое жильё используют в Европе: дома на понтонах заселяют не только жители, но и туристы.

Команда хочет сохранить атмосферу промышленного района, используя старые корабли и их детали в создании уличной мебели, фонарей и отдельных арт-объектов. Завершает проект ферма по разведению балтийских нерп, характерных для этого региона. 

Таинственный остров: Кладбище и плавучие дома на Канонерке. Изображение № 28.

 

  

Таинственный остров: Кладбище и плавучие дома на Канонерке. Изображение № 32.
Анна Дельгядо

(АМ «11»), член команды Сергея Падалко

Транспортная ситуация решаема, уже есть тоннель-дублёр. Сейчас он чем-то завален, но если его расчистить, будет второй тоннель для пешеходов и велосипедистов. Во вторых, ничего не стоит пустить речной трамвайчик по Фонтанке. Их сейчас много, и это несложно сделать. А в-третьих, можно использовать ЗСД. Над Канонерским островом он проходит на высоте 55 метров, и опоры можно использовать как основу для создания фуникулёра как альтернативного способа попасть на остров.

Мы пытались максимально прочувствовать и сохранить идентичность этого места. Остров сам диктует, что там должно быть и что там может быть. Мы внимательно слушали.

  

 

Фотографии: Дима Цыренщиков, Ирина Юльева