В сентябре 2012 года голландское бюро The Collective Amsterdam договорилось о строительстве нового торгового центра в северной части Петербурга. Обычно такие здания выглядят как коробки, обшитые профлистом, и служат в среднем не больше 10 лет. Архитекторы предложили альтернативный проект, который понравится городским жителям и принесёт девелоперу больший доход в долгосрочной перспективе. 

 

Прямая речь: Голландский архитектор — о торговых центрах, в которых можно работать и отдыхать. Изображение № 1.

Марта Бастос

практикующий архитектор, приглашённый преподаватель в Корейском национальном университете искусств в Сеуле.

 

Голландское архитектурное бюро The Collective Amsterdam — это объединение шести архитекторов, ландшафтных и интерьерных дизайнеров из Португалии, Японии, Голландии, Германии, бывшей Югославии и Болгарии. 

 

  

Исследование

В 2012 году мы приехали в Петербург на инвестиционный форум ProEstate. Нам показалось перспективным строительство в России, и мы связались с русским девелопером, чтобы понять, что можно создать в этой среде. В итоге наше бюро получило заказ на планирование торгового центра «Сделай сам» (DIY shopping center). Заказчик хотел типичную коробку, в которую люди приезжают, покупают необходимое и уезжают обратно. Мы решили построить здание, которое сделает существующий ландшафт привлекательным и оживит общественную жизнь района.

Прямая речь: Голландский архитектор — о торговых центрах, в которых можно работать и отдыхать. Изображение № 2.

Нам достался небольшой участок. Мы рассмотрели здания уже существующих в Санкт-Петербурге торговых центров и примерили их на выделенный нам участок: «ДЛТ ГУМ», «Мега Дыбенко» и «Атлантик Сити». Это помогло нам понять, как устроена коммерческая жизнь города, в каком контексте существуют моллы и торговые центры и к чему привык российский потребитель. После этого мы проанализировали транспортные потоки, чтобы понять, как люди будут попадать в здание, изучили архитектурный контекст и общественные зоны.

 

Нет коробке

Не хотелось строить очередную торговую коробку, хотя девелопер рассчитывал именно на такой формат. Срок службы здания должен быть не меньше 20 лет, что важно и с точки зрения принципов устойчивой архитектуры (sustainability), и с точки зрения финансовой выгоды. Когда здание изначально вписано в окружающий контекст, оно уже получает возможность прожить дольше. Оно будет эволюцинировать: рядом построят новые моллы, изменится покупательская способность, потребности и запросы жителей. Мы убедили девелопера, что молл-коробка будет приносить намного меньше дохода с точки зрения долгосрочного планирования, и предложили альтернативные варианты. Функция торгового центра в каждом из них была дополнена возможностью проведения какой-то деятельности: спортивных событий, офисной работы, отдыха, публичных мероприятий. Это бы обеспечило взаимодействие разных людей в здании в разное время дня. 

Прямая речь: Голландский архитектор — о торговых центрах, в которых можно работать и отдыхать. Изображение № 8.

Мы представляли себе городскую площадь, на которой по-разному взаимодействуют люди: там нет тех, кто приходит только покупать цветы или только встретиться с друзьями, там происходит бурное общественное движение, которое мы и хотели воссоздать в наших проектах. Для девелопера даже сделали шуточный коллаж: на Ikea стоит гостиница с ветряной электростанцией на крыше. При обеспечении такой синергии здания туда попадают разные люди, что даёт массу возможностей для улучшения городской среды, привлечения новых групп потребителей, а также делает здание более устойчивым с точки зрения его жизненного цикла. 

 

Результат

Девелопер выбрал проект, который объединяет в себе шопинг-центр, общественное пространство, офисы и просторный атриум. С его помощью мы обеспечили постоянное движение на первом этаже. Наряду с этим сделали выбор в пользу открытой планировки, визуально соединив внутреннее пространство здания с внешним, как будто улица проникает в здание. На первом и втором уровнях расположится зона шопинга, на третьем — рабочее пространство, которое не будет оторвано от жизни здания благодаря балконам, выходящим в атриум. Большая общественная зона на первом этаже может трансформироваться в концертную площадку, подиум или лекторий. Мы соблюли высотность, которая характерна для локальной застройки, а также выбрали нейтральное оформление фасада — здание не кричит о том, чем оно является. Оно гармонично воспринимается со стороны улицы, потому что входная зона, выполненная в стекле, буквально открыта улице и соразмерна телу человека.

Прямая речь: Голландский архитектор — о торговых центрах, в которых можно работать и отдыхать. Изображение № 13.

  

 

Фотографии: Thecollectiveamsterdam.comPhoto-moskva.ru